Актуальность темы обусловлена проблемой адаптации детей к ДОУ –
одна из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период
является серьёзным испытанием для детей. Своевременно начатое и
правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста, является
важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком
неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его
сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание,
отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период
адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для
комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
В последнее время проблема эмоционального развития детей
дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.
Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые
характеризуют взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от
рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства,
эмоциональные переживания без специального образования, так как
способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями
складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят
путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и
всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий
жизни и воспитания.
Проблема эмоционального развития исследовалась многими
психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А.
Флёрина, Т.А. Маркова и др.)
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного
воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д.
Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской. Мы согласны с позицией этих
исследователей, подчеркивающих сложность процесса адаптации и важность
правильной его организации для успешного решения всех вопросов
всестороннего развития личности ребенка.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к
незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша
и благополучное существование в детском саду и в семье.
С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное
учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим
дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведению,
постоянный контакт со сверстниками, новое малознакомое помещение,
другой стиль общения. Все эти изменения происходят в жизни ребенка
одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без
специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким,
как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и
т.д. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения
дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление
образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают
проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада
особенно актуальной.
Как отмечала Н.Д. Ватутина «сложность приспособления организма к
новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит
организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость
тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к
дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих
адекватно приспособиться» [4, с.78].