МБДОУ «Детский сад №65»
Тема: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЕЙ
ВОСПИТАННИКОВ.
Подготовили:
Воспитатели:
Волкова Елена Геннадьевна
Суханова Оксана Владимировна
Череповец, 2016 г.
В настоящее время социально-личностного развития ребёнка дошкольного
возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится
особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры
личности закладываются
в
дошкольный период детства
,
что, в свою очередь,
возлагает на семью и
дошкольное
учреждение особую ответственность за
воспитание необходимых личностных качеств у
детей
.
Актуальность
социально-коммуникативного развития дошкольников
возрастает в современных условиях
в связи с особенностями
социального
окружения ребёнка , в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности,
доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях
людей.
В рамках реализации
ФГОС в
содержании образовательной
деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно
быть уделено достижению целей и решению задач
социально-
коммуникативного развития .
Основной целью нашей работы в рамках данного направления является
позитивная социализация детей
дошкольного возраста
, приобщение их
к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Как следствие задачами нашей работы
в соответствии с ФГОС
ДО являются:
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- развитие социального
и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье, малой родине и Отечеству, представлений
о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
-формирование социально-коммуникативных речевых умений
(развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
В процессе построения своей работы мы руководствовались следующими
принципами:
- Принцип германизации, обеспечивает установление подлинно
человеческих, равноправных и партнёрских отношений в системе «ДОУ –
семья»;
- Принцип индивидуализации ориентирован на глубокое изучение
особенностей семей воспитанников, а также создание управляемой системы
форм и методов индивидуального взаимодействия.
- Принцип открытости предполагает, что родители могут иметь возможность
свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с
деятельностью ребенка в ДОУ, стилем общения воспитателей с
дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
- Принцип психологической комфортности заключается в снятии всех
стрессовых факторов образовательно – воспитательного процесса, создание в
группе эмоционально благоприятной среды.
Работу по данному направлению решено было проводить через активное
взаимодействие с семьями воспитанников с помощью традиционных и
инновационных форм работы.
В своей работе мы использовали такие традиционные формы, как подготовка
памяток, тематические выставки, папки – передвижки, ширмы,
информационные стенды, индивидуальные и групповые консультации.
Нетрадиционные формы работы мы использовали в следующем формате:
В течение учебного года проводились тематические интерактивные
утренники, в которых непосредственное участие принимали родители.
Совместно с детьми они пели, танцевали, читали стихи, играли. Было
отмечено, что в присутствии близких, дети становились более активными,
заинтересованными в происходящем, им нравилось участвовать во всех
действиях. Данный вид работы именно совместно с родителями, придает
большую эмоциональную отдачу мероприятию. Дети с удовольствием читали
стихи, разыгрывали сценки, и в целом вели себя более раскованно, спокойно
и артистично, чего при участии одних педагогов добиться было бы сложно.
В рамках данных утренников родители не только были их активными
участниками, но и помогали в разработке сценариев (подбирали стихи для
детей, сценки для выступлений, оформление зала), подготовке атрибутов.
Еще одной из активно практикуемых нами форм работы с родителями
были «Родительские дни». Родители в течение недели могли посетить любое
занятие или режимный момент, проводимый в условиях ДОУ. Родители могли
посмотреть «чем живут» их дети в детском саду, принять участие в занятии,
посмотреть условия развития своего ребенка, поиграть с ним.
Дети рассказывали о своих увлечениях, занятиях в рамках группы, о
любимых игрушках и играх, вовлекали в совместные игры родителей; вместе
занимались художественным творчеством и в итоге получали результат
(продукт совместной деятельности), чем были очень довольны.
Данная форма взаимодействия позволяет, на наш взгляд, взрослому лучше
понять мир своего ребенка, немного самому почувствовать себя ребенком, и
как следствие способствует становлению гармоничных взаимоотношений в
диаде «родитель – ребенок».
Еще одной из наиболее эффективных форм работы с родителями, на наш
взгляд является мастер – класс. Нами был проведен мастер-класс по
совместному изготовлению подарков на праздник пап – 23 февраля и мамам к
8 марта. Родители и дети изготовили совместные открытки, и в процессе
данной работы познакомились не только с новыми методами и приемами
создания открыток, но и получили большое количество положительных
эмоций от совместной деятельности.
Одним из эффективным методов решения поставленных перед нами задач,
является метод проектной деятельности. Он формирует навыки
сотрудничества, развивает познавательный интерес и творческие
способности. В процессе нашей работы нами были реализован проект «Моя
семья». Важная роль в реализации проекта отводилась родителями, они были
познакомлены с целями и задачами проекта и помогали в подборе материалов
и оформлении готового продукта проекта. Участвуя в данном проекте,
родители пополнили методическую копилку группы новыми играми, приняли
участие в выставке семейного творчества с детьми «Моя любимая семья» и
оформлении детских мини альбомов «Традиции нашей семьи».
Хотелось бы сделать акцент на одном важном моменте работы с родителями.
Каждый человек сделав какую – нибудь работу нуждается в оценке своего
труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому,
что укрепляет нас в доброжелательных измерениях». – писал Л.Ларошфуко.
Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих
родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае и родители
платят нам тем же.
В конце учебного года, для подведения итогов проделанной работы
нами совместно с родителями был организован круглый стол.
В ходе которого мы обсуждали значение проделанной нами совместной
работы, основные плюсы и минусы, определили точки роста в нашем
дальнейшем сотрудничестве. Родители остались довольны своим активным
участием в жизни группы и своих детей. Было обозначены положительные
результаты: дети стали более коммуникабельны, им нравится общаться со
сверстниками, с окружающими людьми. Любого человека, пришедшего в
гости, детки стараются разговорить, вовлечь в какую-то свою деятельность,
дома много времени посвящается различным играм, изготовлению поделок
на выставки и пособий для развития предметно-развивающей среды группы,
активно привлекают к своей деятельности взрослых. Дети начали с
уважением относиться к свои родным, а родители благодаря взаимодействию
с воспитателями и участию в жизни группы, приобретают опыт
сотрудничества как своим ребенком, так и коллективом специалистов
(музыкальный руководитель, педагог – психолог). А мы - воспитатели
получаем бесценную информацию о детско – родительских отношениях в
семье, в которых кроются причины многих детских проблем.
Подводя итог нашему выступлению, можно сказать, начало положено и
задачи, поставленные перед нами для социально-коммуникативного развития
младших дошкольников активно воплощаются в жизнь. У детей группы
полностью сформировалась готовность к взаимодействию со сверстниками и
взрослыми; развилось чувство эмоциональной отзывчивости и
сопереживания; начало формироваться чувство уважения к своей малой
Родине, представление о культуре и традициях своего народа.
Чтобы полностью выполнить поставленные задачи, предстоит проделать
еще огромную работу. Начало положено, родители, коллеги и сами дети
вовлечены в процесс и стараются принимать активное участие во всех наших
начинаниях.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное
учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. И
хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты
достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества.
Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в
важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного
учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен или
по крайней мере неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться
внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, как одному из
перспективных направлений взаимодействия с семьей.
Организация работы по социально – коммуникативному развитию
младших дошкольников, через создание школы для родителей.
В 2014-2015 учебном году в нашем ДОУ была организована школа для
родителей «Вместе с мамой», чьи дети не посещают образовательные
учреждения.
Цель создания школы для родителей:
Обеспечения доступности дошкольного образования; обеспечения
единства и преемственности семейного и общественного воспитания;
повышения педагогической компетентности родителей, воспитывающих
детей на дому, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи школы для родителей:
Оказание консультативной помощи родителям, повышение их
психолого–педагогической компетентности в вопросах воспитания обучения
и развития ребенка.
Диагностирование проблем в развитии детей (по запросам родителям)
и оказании помощи по их решению.
Оказание помощи в коррекции детско-родительских отношений,
содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих
дошкольное учреждение.
Оказание помощи родителям, не посещающих дошкольное
учреждение, в обеспечении равных стартовых возможностей.
Принцип работы школы для родителей:
- личностно – ориентированный подход к работе с детьми и родителями
- сотрудничество субъектов социально – педагогического пространства
- открытость системы воспитания
Особенность данной работы заключатся в том, что ребенок занимается
вместе с мамой или другим близким человеком. Только в этом случае дети
чувствуют себя уверенными и защищенными и готовы отдать все силы
познанию окружающего мира. Мама не пассивный сопровождающий, а
активный помощник ребенка. Поэтому большое значение мы уделяем работе
с мамами. Посещая наши занятия 1 раз в неделю, не только ребенок
погружается в особую среду, но и мама имеет возможность понять своего
ребенка, как говориться «изнутри». Учиться не только ребенок, но и сами
родители. В данном случае будет учить не только педагог, но и сама
специально организованная образовательная среда. Дайте ему свободу,
понаблюдайте за своим малышом и он покажет Вам, что для него важно, чего
он желает, чем сейчас живет. Применяя полученные на занятиях знания, Вы
сможете еще больше помочь своему ребенку в освоении нашего мира. По
Вашему желанию опытные педагоги подскажут, как организовать
развивающую среду дома.
В рамках данной работы нами было организовано сетевое
взаимодействие взаимодействие различных социальных служб города:
детское отделение поликлиники МУ ТМО № 1, городская больница № 2
женская консультация, библиотека № 10 МБУК «Объединение библиотек»,
детская музыкальная школа № 1. Это способствовало расширению
возможностей ДОУ по удовлетворению запросов родителей, дети которых не
посещают образовательные учреждения. Вопросы родителей затрагивали
различные области обучения и воспитания детей, как следствие мы
привлекали к сотрудничеству с нами различные категории педагогических
работников.
В процессе работы мы изучали запрос семей воспитывающих детей на дому;
разрабатывали стратегию работы с данной категорией семей, обеспечивали
дополнительное информирование населения.
Дети с родителями с радостью посещали прогулки и занятия: гуляли
на участках, посещали развивающие занятия у педагога - психолога, имели
возможность играть в вечернее время в группе. Также нами проводились
совместные подгрупповые развивающие детско-родительские занятия.
Также нами активно велась консультативная поддержка родителей,
темы консультаций подбирались в соответствии с запросами и
потребностями родителей. Тематика консультаций охватывала широкий
спектр психолого – педагогических проблем: способы взаимодействия
ребенка в коллективе, сенсорное развитие, психо-эмоциональный настрой на
дошкольное учреждение. Родители участвуют в трудовых акциях, не
отказываются от взаимодействии на любых направлениях.
Наиболее востребованными у родителей с детьми раннего возраста
были занятия на развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, которые
проходили совместно с музыкальным руководителем и педагогом-
психологом. Сопутствующей целью данных занятий было повышение
компетентности молодых родителей в вопросах воспитания и развития. На
данных занятиях родители получали практические навыки развития психо –
сенсорных процессов (проигрывали игры и выполняли упражнения
совместно с детьми под руководством опытных педагогов). Дети с
удовольствием прослушивали классические произведения, одновременно
занимаясь с пластилином, с тестом, красками.
Также дети играли на музыкальных инструментах, раскладывали
формы по соответствию с помощью взрослых, рисовали пальчиковыми
красками изучая цветовую гамму и др.
Основная часть занятий строилась по принципу «Помоги мне сделать
это самому». Из специально подготовленной среды ребёнок выбирал те
материалы, которые привлекают его внимание, которые в данный момент
работают на его развитие. Далее следовало активное и тесное взаимодействие
ребёнка, мамы и педагога. Педагог в данном случае выступал как посредник,
«связующая ниточка» между ребёнком и мамой, показывая способы,
варианты работы с материалом, открывая перед ребёнком двери нового и
неизведанного.
Таким образом, подводя итог нашему выступлению, мы можем
выделить следующие позитивные стороны нашей работы:
- Возможность следовать индивидуальному темпу развития ребёнка,
составлять единую карту его индивидуального развития.
- Непосредственное общение с мамой позволяет лучше узнать о
ребёнке: его наклонностях, привычках, способностях и пр., что позволяет
более продуктивно осуществлять процесс обучения.
- Взаимодействие с другими детьми группы закладывает фундамент
первых речевых коммуникаций со сверстниками.
- Мама, является активным участником педагогического процесса.