Напоминание

"Социально - коммуникативное развитие младших дошкольников через взаимодействие ДОУ с семей воспитанников"

Автор: Волкова Елена Геннадьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 65"

Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область

Наименование материала: статья

Тема: "Социально - коммуникативное развитие младших дошкольников через взаимодействие ДОУ с семей воспитанников"

Описание:

Формы работы с родителями(законными представителями) по вовлечению непосредственно в образовательную деятельность.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=5203

Опубликовано 04.02.2017




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МБДОУ «Детский сад №65»
Тема: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ. Подготовили: Воспитатели: Волкова Елена Геннадьевна Суханова Оксана Владимировна Череповец, 2016 г. В настоящее время социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится
особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства , что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей
.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка
,
в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально- коммуникативного развития
.
Основной целью нашей работы в рамках данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Как следствие задачами нашей работы в соответствии с ФГОС ДО являются: - присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
-формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его). В процессе построения своей работы мы руководствовались следующими принципами: - Принцип германизации, обеспечивает установление подлинно человеческих, равноправных и партнёрских отношений в системе «ДОУ – семья»; - Принцип индивидуализации ориентирован на глубокое изучение особенностей семей воспитанников, а также создание управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия. - Принцип открытости предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в ДОУ, стилем общения воспитателей с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. - Принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов образовательно – воспитательного процесса, создание в группе эмоционально благоприятной среды. Работу по данному направлению решено было проводить через активное взаимодействие с семьями воспитанников с помощью традиционных и инновационных форм работы. В своей работе мы использовали такие традиционные формы, как подготовка памяток, тематические выставки, папки – передвижки, ширмы, информационные стенды, индивидуальные и групповые консультации. Нетрадиционные формы работы мы использовали в следующем формате: В течение учебного года проводились тематические интерактивные утренники, в которых непосредственное участие принимали родители. Совместно с детьми они пели, танцевали, читали стихи, играли. Было отмечено, что в присутствии близких, дети становились более активными, заинтересованными в происходящем, им нравилось участвовать во всех действиях. Данный вид работы именно совместно с родителями, придает
большую эмоциональную отдачу мероприятию. Дети с удовольствием читали стихи, разыгрывали сценки, и в целом вели себя более раскованно, спокойно и артистично, чего при участии одних педагогов добиться было бы сложно. В рамках данных утренников родители не только были их активными участниками, но и помогали в разработке сценариев (подбирали стихи для детей, сценки для выступлений, оформление зала), подготовке атрибутов. Еще одной из активно практикуемых нами форм работы с родителями были «Родительские дни». Родители в течение недели могли посетить любое занятие или режимный момент, проводимый в условиях ДОУ. Родители могли посмотреть «чем живут» их дети в детском саду, принять участие в занятии, посмотреть условия развития своего ребенка, поиграть с ним. Дети рассказывали о своих увлечениях, занятиях в рамках группы, о любимых игрушках и играх, вовлекали в совместные игры родителей; вместе занимались художественным творчеством и в итоге получали результат (продукт совместной деятельности), чем были очень довольны. Данная форма взаимодействия позволяет, на наш взгляд, взрослому лучше понять мир своего ребенка, немного самому почувствовать себя ребенком, и как следствие способствует становлению гармоничных взаимоотношений в диаде «родитель – ребенок». Еще одной из наиболее эффективных форм работы с родителями, на наш взгляд является мастер – класс. Нами был проведен мастер-класс по совместному изготовлению подарков на праздник пап – 23 февраля и мамам к 8 марта. Родители и дети изготовили совместные открытки, и в процессе данной работы познакомились не только с новыми методами и приемами создания открыток, но и получили большое количество положительных эмоций от совместной деятельности. Одним из эффективным методов решения поставленных перед нами задач, является метод проектной деятельности. Он формирует навыки сотрудничества, развивает познавательный интерес и творческие способности. В процессе нашей работы нами были реализован проект «Моя
семья». Важная роль в реализации проекта отводилась родителями, они были познакомлены с целями и задачами проекта и помогали в подборе материалов и оформлении готового продукта проекта. Участвуя в данном проекте, родители пополнили методическую копилку группы новыми играми, приняли участие в выставке семейного творчества с детьми «Моя любимая семья» и оформлении детских мини альбомов «Традиции нашей семьи». Хотелось бы сделать акцент на одном важном моменте работы с родителями. Каждый человек сделав какую – нибудь работу нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях». – писал Л.Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае и родители платят нам тем же. В конце учебного года, для подведения итогов проделанной работы нами совместно с родителями был организован круглый стол. В ходе которого мы обсуждали значение проделанной нами совместной работы, основные плюсы и минусы, определили точки роста в нашем дальнейшем сотрудничестве. Родители остались довольны своим активным участием в жизни группы и своих детей. Было обозначены положительные результаты: дети стали более коммуникабельны, им нравится общаться со сверстниками, с окружающими людьми. Любого человека, пришедшего в гости, детки стараются разговорить, вовлечь в какую-то свою деятельность, дома много времени посвящается различным играм, изготовлению поделок на выставки и пособий для развития предметно-развивающей среды группы, активно привлекают к своей деятельности взрослых. Дети начали с уважением относиться к свои родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни группы, приобретают опыт сотрудничества как своим ребенком, так и коллективом специалистов (музыкальный руководитель, педагог – психолог). А мы - воспитатели
получаем бесценную информацию о детско – родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Подводя итог нашему выступлению, можно сказать, начало положено и задачи, поставленные перед нами для социально-коммуникативного развития младших дошкольников активно воплощаются в жизнь. У детей группы полностью сформировалась готовность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; развилось чувство эмоциональной отзывчивости и сопереживания; начало формироваться чувство уважения к своей малой Родине, представление о культуре и традициях своего народа. Чтобы полностью выполнить поставленные задачи, предстоит проделать еще огромную работу. Начало положено, родители, коллеги и сами дети вовлечены в процесс и стараются принимать активное участие во всех наших начинаниях. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен или по крайней мере неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, как одному из перспективных направлений взаимодействия с семьей.
Организация работы по социально – коммуникативному развитию

младших дошкольников, через создание школы для родителей.

В 2014-2015 учебном году в нашем ДОУ была организована школа для родителей «Вместе с мамой», чьи дети не посещают образовательные учреждения. Цель создания школы для родителей: Обеспечения доступности дошкольного образования; обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; повышения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей на дому, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи школы для родителей:  Оказание консультативной помощи родителям, повышение их психолого–педагогической компетентности в вопросах воспитания обучения и развития ребенка.  Диагностирование проблем в развитии детей (по запросам родителям) и оказании помощи по их решению.  Оказание помощи в коррекции детско-родительских отношений, содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное учреждение.  Оказание помощи родителям, не посещающих дошкольное учреждение, в обеспечении равных стартовых возможностей. Принцип работы школы для родителей: - личностно – ориентированный подход к работе с детьми и родителями - сотрудничество субъектов социально – педагогического пространства - открытость системы воспитания Особенность данной работы заключатся в том, что ребенок занимается вместе с мамой или другим близким человеком. Только в этом случае дети чувствуют себя уверенными и защищенными и готовы отдать все силы познанию окружающего мира. Мама не пассивный сопровождающий, а активный помощник ребенка. Поэтому большое значение мы уделяем работе с мамами. Посещая наши занятия 1 раз в неделю, не только ребенок погружается в особую среду, но и мама имеет возможность понять своего
ребенка, как говориться «изнутри». Учиться не только ребенок, но и сами родители. В данном случае будет учить не только педагог, но и сама специально организованная образовательная среда. Дайте ему свободу, понаблюдайте за своим малышом и он покажет Вам, что для него важно, чего он желает, чем сейчас живет. Применяя полученные на занятиях знания, Вы сможете еще больше помочь своему ребенку в освоении нашего мира. По Вашему желанию опытные педагоги подскажут, как организовать развивающую среду дома. В рамках данной работы нами было организовано сетевое взаимодействие взаимодействие различных социальных служб города: детское отделение поликлиники МУ ТМО № 1, городская больница № 2 женская консультация, библиотека № 10 МБУК «Объединение библиотек», детская музыкальная школа № 1. Это способствовало расширению возможностей ДОУ по удовлетворению запросов родителей, дети которых не посещают образовательные учреждения. Вопросы родителей затрагивали различные области обучения и воспитания детей, как следствие мы привлекали к сотрудничеству с нами различные категории педагогических работников. В процессе работы мы изучали запрос семей воспитывающих детей на дому; разрабатывали стратегию работы с данной категорией семей, обеспечивали дополнительное информирование населения. Дети с родителями с радостью посещали прогулки и занятия: гуляли на участках, посещали развивающие занятия у педагога - психолога, имели возможность играть в вечернее время в группе. Также нами проводились совместные подгрупповые развивающие детско-родительские занятия. Также нами активно велась консультативная поддержка родителей, темы консультаций подбирались в соответствии с запросами и потребностями родителей. Тематика консультаций охватывала широкий спектр психолого – педагогических проблем: способы взаимодействия ребенка в коллективе, сенсорное развитие, психо-эмоциональный настрой на
дошкольное учреждение. Родители участвуют в трудовых акциях, не отказываются от взаимодействии на любых направлениях. Наиболее востребованными у родителей с детьми раннего возраста были занятия на развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, которые проходили совместно с музыкальным руководителем и педагогом- психологом. Сопутствующей целью данных занятий было повышение компетентности молодых родителей в вопросах воспитания и развития. На данных занятиях родители получали практические навыки развития психо – сенсорных процессов (проигрывали игры и выполняли упражнения совместно с детьми под руководством опытных педагогов). Дети с удовольствием прослушивали классические произведения, одновременно занимаясь с пластилином, с тестом, красками. Также дети играли на музыкальных инструментах, раскладывали формы по соответствию с помощью взрослых, рисовали пальчиковыми красками изучая цветовую гамму и др. Основная часть занятий строилась по принципу «Помоги мне сделать это самому». Из специально подготовленной среды ребёнок выбирал те материалы, которые привлекают его внимание, которые в данный момент работают на его развитие. Далее следовало активное и тесное взаимодействие ребёнка, мамы и педагога. Педагог в данном случае выступал как посредник, «связующая ниточка» между ребёнком и мамой, показывая способы, варианты работы с материалом, открывая перед ребёнком двери нового и неизведанного. Таким образом, подводя итог нашему выступлению, мы можем выделить следующие позитивные стороны нашей работы: - Возможность следовать индивидуальному темпу развития ребёнка, составлять единую карту его индивидуального развития. - Непосредственное общение с мамой позволяет лучше узнать о ребёнке: его наклонностях, привычках, способностях и пр., что позволяет более продуктивно осуществлять процесс обучения.
- Взаимодействие с другими детьми группы закладывает фундамент первых речевых коммуникаций со сверстниками. - Мама, является активным участником педагогического процесса.


Яндекс.Метрика