Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети
получили в течение учебного года.
Программное содержание:
1 . Закреплять представления: прямого и обратного счета; упражнять в
увеличении или уменьшении числа на одну, две единицы; дней недели, месяцев
года, их последовательность; о геометрических фигурах, тренировать в умении
воссоздавать, видоизменять геометрические фигуры по условному и конечному
результату. Совершенствовать умение ориентироваться на пло скости листа;
2.
Развивать способности к логическим операциям, умение анализировать.
3.
Совершенствовать речевые навыки детей.
4.
Воспитывать:- готовность к обучению в школе; развивать самостоятельность,
ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, действий
самоконтроля и самооценки, чувство коллективизма, быть внимательными друг
к другу, помогать своим товарищам в трудностях.
Виды деятельности : познавательная, игровая, двигательная, речевая
Формы организации : групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым
сопровождением, отгадывание загадок
Материал и оборудование:
Мультимедийная система; слайды: «Елочка» с грибами, цветок с цифрами,
дни недели, мостик с Незнайкой, счетные палочки, вещи Незнайки,
солнышко.
Дощечки из картона для моста с цифрами от 1 до 10.
Мяч для игры.
Счетные палочки.
Грибы с логическими задачами.
Альбомные листы, простые карандаши на каждого ребенка.
Бабочка на палочке;
Ширма, кукла бибабо Знайка.
Предварительная работа:
Чтение рассказов Н. Носова о Незнайке.
Дидактические игры: «Неделька», «Назови соседей», «Веселый
конструктор», «Танграм», «Что лишнее», «Чего не хватает» и др.
Игры-головоломки, решение логических задач, решение кроссвордов,
ребусов.
Подготовка демонстрационного и раздаточного материала.
* * *
Организация и методика проведения занятия:
Дети заходят в зал под музыку «Что такое доброта», встают
полукругом.
Воспитатель - Ребята! В сказочной стране есть Цветочный город. В нем
живут маленькие человечки. У них интересные имена: есть доктор
Пилюлькин, художник Тюбик, очень умный мальчик Знайка. Каких героев вы
еще помните?
Дети : Кнопочка, поэт Светик, Винтик и Шпунтик, Пончик, Ромашка.
Воспитатель : А вы хотели бы оказаться в Цветочном городе?
Дети : да, хотим.
Воспитатель: Тогда закройте глаза и посчитаем до 10. Вот мы с вами и в
Цветочном городе (слайд №1).
Дыхательная гимнастика «Одуванчик». Ребёнок стоит, делает сначала
глубокий вдох носом, а затем длинным выдохом сдувает с одуванчика пух.
А еще в этом городе живет девочка Ромашка. У нее скоро день рождения. Она
пригласила всех жителей этого городка и подарила по такому необычному
цветку с заданиями (слайд №2). Все коротышки стараются, выполняют.
Входит Незнайка (плачет).
Воспитатель. Что случилось Незнайка?
Незнайка : У меня не получается выполнить задание. Помогите мне,
пожалуйста. Если я не выполню задание,то не попаду на день рождения.
Воспитатель. Ребята, давайте ему поможем. Если Незнайка этого не сделает,
то останется без праздника. Давайте посмотрим на наш волшебный экран с
необычным цветком и поможем Незнайке выполнить первое задание.
Первое задание (слайд №3). Нам нужно перейти через Огурцовую
речку, отправляемся в путь (звучит музыка). Но вот беда мостик кто-то
сломал. Рядом лежат дощечки. Вот из них мы и сделаем мостик.
Полина, возьми дощечку с числом, которое идет после числа 5, дощечку с
каким числом ты взяла? (Я взяла дощечку с числом 6). Оксана найди дощечку
с числом, стоящей перед числом 4. (Это число 3). Паша возьми дощечку с
числом, стоящий между числами 7 и 9. (я взял дощечку с числом 8). Настя
найдет дощечку с числом на одну единицу больше 6. (Это число 7). Даша –
дощечку с числом больше 3 на 2 единицы. (Это число 5). Незнайка, найди
дощечку, с которой начинается числовой ряд, какое это число? (Я думаю это
число 1). Лера – дощечку с числом стоящим между числами 3 и 5. (Я взяла
дощечку с числом 4). Ирина возьмет дощечку со второй цифрой числового
ряда. (Это дощечка с числом 2)
А теперь давайте выложим мостик из дощечек, складывая дощечки в
обратном порядке от 10.(переходим по мостику, встаем полукругом перед
экраном)
Ребята, мы переправились через реку. Молодцы, помогли Незнайке
справиться с первым заданием.
Смотрим на наш цветок.
Второе задание (слайд №4, 5; музыка) «Выложите геометрические
фигуры из счетных палочек»
Чтобы выполнить это задание, нужно сесть за столы (дети садятся).
- Отсчитайте 4 палочки и составьте фигуру. Что получилось?
Дети : мы выложили квадрат, ромб.
- Отсчитайте 5 палочек и составьте фигуру с четырьмя углами. Какая фигура
у вас получилась?
Дети : у меня получилась трапеция.
- Составьте из палочек прямоугольник. Сколько палочек использовали?
Дети : Мы использовали 6 палочек.
Воспитатель : Вот и второе задание мы выполнили, какое же задание
следующее, посмотрим на наш цветок.
Третье задание (слайд №6,музыка). Посмотрите внимательно на
слайд( №7). Здесь нарисованы вещи Незнайки. Запомните их расположение
(логическая цепочка: шорты, шляпа, ботинки, галстук, курточка). Теперь
предметы спрячутся от нас.
- Которой по счету располагалась рубашка?
- Что было первым в ряду?
- Сколько вещей вы видели?
- Какими по счету стояли ботинки?
Молодцы, с заданием справились.
Звучит музыка, на ширме появляется кукла бибабо «Знайка».
Знайка : Здравствуйте, ребята!
Воспитатель и дети : Здравствуй Знайка!
Знайка : Ребята, я слышал, что вы выполняете задания Ромашки! У вас
впереди еще много заданий, чтобы успешно справиться с ними, вашим глазам
нужен отдых. Вот эта бабочка поможет вам сделать гимнастику для глаз
(подает бабочку на палочке).
Гимнастика для глаз. (Звучит музыка)
«Тренировка»
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
(Дети выполняют задания согласно тексту).
Знайка : Молодцы! У вас хорошо получилось, ваши глаза отдохнули. Вы
можете выполнять следующее задание.
Воспитатель :
Четвертое задание (музыка, слайд № 8, 9). Открываем задание со
следующего лепестка.
Знайка: Ребята, Незнайке нужно выучить дни недели.
Незнайка : Я и так все знаю, первый день недели суббота, второй –
воскресенье.
Знайка: Ты все перепутал, с чего начинается неделя, чем заканчивается.
Давайте научим его последовательности дней недели. Вот вам мяч, поиграйте
с Незнайкой в игру «Что дальше?», которая поможет ему запомнить
последовательность дней недели. А мне пора, удачи вам ребята (уходит).
(Дети выходят на ковер, встают в круг)
Игра с мячом «Что дальше?». Дети называют дни недели, бросая мяч друг
другу.
Воспитатель : Ребята, в цветочном городе много цветов, давайте покажем,
как они тянутся к солнышку (дети тянут руки вверх, поворачиваются вправо-
влево, опускают руки вниз). Присаживаемся на полянку (дети садятся
полукругом на ковер). Посмотрим следующее задание.
Пятое задание (музыка, слайд № 10) Воспитатель : Ребята, открываем
следующий лепесток. На листе бумаги нарисованы цифры. Девочка Ромашка
попросила угадать, что изображено. Как это сделать?
Дети: Соединить точки по порядку.
(Соединяем точки, получается елочка).
Воспитатель: В Цветочном городе тоже растет елочка (слайд № 11) (на
ветках грибы). Посмотрите, что-то в ней не так.
Дети: На елке не растут грибы.
Воспитатель: Грибы эти не простые, а с задачами.
1.Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
Дети: 7 ворон сели на крышу.
Воспитател ь : Как решили задачу?
2.На столе четыре яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на
столе?
Дети: 4 яблока лежит на столе.
Воспитатель : Объясните, почему.
Дети : одно яблоко состоит из двух половинок.
3.Отгадайте-ка ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на 3 меньше станет.
Дети : это цифра 9
Слайд № 12 (яблоко + яблоко = 10)
- можно ли решить эту задачу?
Дети : можно, если заменить яблоко на цифру, применить условную мерку.
Слайд № 13 (яблоко + морковь = 7)
Воспитатель: Молодцы ребята! У нас осталось последнее задание.
Шестое задание ( музыка, слайд №14): На столах у вас альбомные
листы. Что на них нарисовано?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Где нарисовано солнышко?
Дети: В середине, в центре.
Воспитатель: Теперь, нарисуем над солнышком облако. Под солнцем – гриб.
Слева – домик, справа - дерево. Проверим вместе. Ребята, мы с вами все
сделали! Незнайка, мы тебе помогли, ты можешь идти на день рождения.
Играет музыка,
Ребята, к нам кто-то идет, выходите на полянку.
Входит Ромашка (девочка) под музыку, ставит корзинку, танцует.
Ромашка: Здравствуйте ребята, вы молодцы! Спасибо что помогли Незнайке
выполнить мои задания. А какое задание вам понравилось.
Воспитатель : Ребята, давайте расскажем Ромашке. Никита, что тебе
понравилось?
Дети : Мне понравилось строить мостик через Огурцовую речку.
- Мне понравилось решать логические задачи.
- Мне понравились выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Мы помогли Незнайке. Вы были дружные,
внимательные, задания были трудные, но вы хорошо справились с заданиями.
Ромашка : Приглашаю вас на мой праздник. А это вам мое угощение(булочки
в форме пятерок). Всем пятерки! (передает корзинку с угощением педагогу)
В нашем цветочном городе много цветов, и эти цветы мы дарим нашим
гостям(передает корзинку с цветами).
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Ромашке песенку и веселый танец.