Напоминание

"Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых"

Автор: Трофимова Людмила Юрьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 111 "Умка"

Населённый пункт: город Чебоксары

Наименование материала: из опыта работы

Тема: "Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых"

Описание:

В документе представлен материал из опыта работы на тему "Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=645

Опубликовано 23.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых» (Из опыта работы)
План:
Введение
1. Основные направления формирования трудовых качеств воспитанников. 2. Пути реализации формирования трудовых качеств воспитанников. Заключение Литература
Введение.
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. События последнего времени подтвердили, что коренным образом изменилось общественное сознание населения страны, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, 2
в котором ребёнку предстоит жить. Решение этих вопросов – единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. На основе этих первичных обобщений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Мои наблюдения за воспитанниками показали, что не все дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм наказания за провинность. Дети слабо знают или не знают совсем о труде взрослых людей различных профессий. У дошкольников не сформированы нравственно-трудовые качества (настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам труда).
1.

Основные направления.
При выборе данной темы я поставила цель: ребенок, владеющий трудовыми навыками и нравственными качествами личности. Для реализации цели наметила следующие задачи: 3
 учить выполнять трудовые действия, необходимые для выполнения трудовых поручений;  формировать культуру труда;  развивать настойчивость, целеустремлённость, способность, к преодолению трудностей для достижения поставленной цели;  воспитывать интерес к труду взрослых и уважение к человеку- труженику;  воспитывать бережное отношение к результатам труда. Мною были выбраны следующие направления в работе: создание предметно-развивающей среды для осуществления трудовых действий детьми; чтение, беседы, экскурсии и целевые прогулки для ознакомления воспитанников с трудом взрослых и объяснения его значения; организация совместной трудовой деятельности взрослых и детей; осуществление взаимодействия со специалистами детского сада по формированию позитивного отношения дошкольников к труду; педагогическое просвещение родителей, их вовлечение в воспитательный процесс с целью приобщения детей к труду и воспитания у них правильного отношения к его результатам. Свою работу я начала с создания предметно развивающей среды, которая способствовала бы ознакомлению воспитанников с трудом взрослых и созидательной трудовой деятельности детей в группе и на участке детского сада. Таким образом, предметно-развивающая среда была создана и способствует созидательной трудовой деятельности воспитанников.
2.

Пути реализации
Для решения поставленных задач мною определены пути их реализации: • Первый путь – это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его назначения; 4
• Второй путь – непосредственная организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых. Также обозначены и основные формы организации самостоятельного труда ребенка и труда детей со взрослым. Это: поручения, которые способствуют формированию у детей интереса к труду и чувства ответственности за порученное дело; дежурства, которые воспитывают у детей ответственность, заботу, а также понимание необходимости своей работы для всех; коллективная трудовая деятельность, что позволяет сформировать у детей умение трудиться в коллективе, помогать сверстникам и взрослым. Трудовая деятельность дошкольников имеет несколько иное значение, отличное от труда взрослых. Его особенность – это связь детского труда с игрой, его ценность в формировании нравственных качеств детей. Учитывая эту особенность, выделены следующие компоненты детской трудовой деятельности: умение ставить цель, умение планировать работу, умение достигать результата, умение оценивать. Работая с детьми, я пришла к твёрдому убеждению: пробуждая любознательность, интерес к деятельности взрослых, я способствовала выработке положительного отношения и уважения детей не только к своему труду, но и к их труду тоже. Для работы с детьми этой возрастной группой, я определила следующие приоритеты: наблюдения; экскурсии по детскому саду, к месту труда сотрудников; беседы; игровые обучающие ситуации; Например, чтобы научить детей видеть направленность труда на достижение результата, я при организации наблюдений за работой взрослых, использовала ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии. Например, у новой куклы, которую дети хотят взять на прогулку, не оказалось шапочки, значит, ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направляла внимание детей на поиск нужного предмета. Создавался нужный предмет в присутствии 5
детей (в данном случае шить шапочку, которой нет, и потребность в которой выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывало у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата, что позволяло связать трудовой процесс с его результатом – получением нужного предмета. Затем использовали созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку). У малышей появилось бережное отношение к созданным предметам, которое они часто высказывали: «Я не буду бросать шапочку». Дети четырёх лет начинали наблюдать трудовой процесс по своей инициативе, стремились дождаться результата, спрашивали, что получится. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом, – посильная задача для детей младшего возраста. Эти знания оказались важными для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам. Накопленные дошкольниками представления способствовали обобщению трудовых процессов в определенный вид труда, который выполняет человек одной профессии, и на этой основе у детей сформировались более общие представления о труде этого человека. Также обобщились представления о результатах труда, получаемых в разнообразных трудовых процессах, об их значении. На этой основе сформировались более общие представления о ценности вида деятельности человека данной профессии. Решить поставленные задачи в младшей группе мне помогли организованные для ребят наблюдения за разными трудовыми процессами одного вида труда с акцентом на результат. Например, мы наблюдали, как повара на кухне готовят салат, стряпают и пекут булочки, варят компот, и что из этого получается. Усвоению знаний способствовала повторность проводимых наблюдений, которые позволили сформировать у воспитанников 6
отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости. Усложнение задач потребовало от меня усложнения содержания работы с воспитанниками. Больше внимания стала уделять наблюдениям за трудом сотрудников детского сада. Они расширились и теперь в них присутствует непосредственно общение детей с людьми труда, более близкое знакомство с орудиями и трудовыми действиями, возможность участия в труде самих детей. В среднем возрасте мною стали организовываться экскурсии не только по детскому саду, но и добавились экскурсии за пределы детского сада. Под впечатлением экскурсий содержание игр детей обогатилось новым содержанием, дети отражают не только функциональную часть труда, но подражают и взаимоотношениям взрослых, стараются повторять жесты, манеру общения. Игровые обучающие ситуации остаются основным приёмом при формировании у детей интереса к труду взрослого и вообще к труду. Они развивают познавательный интерес детей и желание самому воспроизвести действия в игре, так как в среднем возрасте ребенок ещё мал и хочет много играть. В трудовой деятельности основным видом является труд по самообслуживанию, я предоставляю детям больше самостоятельности и использую игровые приёмы. Значительное место в среднем возрасте начинает занимать коллективный труд, где основной формой организации являются поручения, они позволяют мне систематически привлекать детей к разнообразной трудовой деятельности и объединять нескольких детей в общем труде. С начала года дети начинают дежурить по столовой, а со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного и игрового материала к занятиям, дежурство в уголке природы. Не малое значение, я уделяю привлечению детей к анализу результатов труда, т. е. объективной оценки деятельности детей, что отражается в уголке дежурства. 7
Расширилась продуктивная творческая деятельность дошкольников, теперь я вместе с детьми и при участии родителей занялась изготовлением поделок из собранного природного материала, рисованием некоторых сюжетных ситуаций как коллективных, так и индивидуальных. Эта работа нравится и детям, и родителям, потому что поделки, рисунки – это результат развития нравственных и трудовых качеств. Невозможно мою работу представить без помощи родителей, т. к. только в семье есть благоприятные предпосылки по формированию у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ощутимость результатов этого труда, систематическое участие в этом труде совместно с взрослым. Ведь труд вместе с родителями доставляет ребёнку радость. Для взаимодействия с родителями я использую разнообразные формы. Свою работу с воспитанниками я строю исходя из интересов детей, с учётом индивидуальных особенностей и уровня развития ребёнка. В соответствии с результатами диагностики я продумываю дифференцированные задания для детей, что обеспечивает заинтересованность всех воспитанников в выполнении заданий. Результаты диагностики отражают положительную динамику уровня сформированности трудового воспитания воспитанников моей группы.
Заключение.
Работа над темой «Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых», даёт свои положительные результаты. Наши дети стали более самостоятельны, аккуратны, бережно относятся к вещам, у них развивается чувство взаимопомощи, дружелюбия, в целом они проявляют положительное отношение к труду и уважения к труду взрослых. В дальнейшем я наметила для себя следующие перспективы: 8
• Продолжить работу по формированию нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых; • Использовать все известные формы и методы, для формирования навыков коллективной трудовой деятельности; • Создание благоприятной атмосферы проявления личности каждого ребёнка и для её становления, ярче раскрывать склонности, умения, стремления и активности каждого ребёнка; • Ознакомление детей с трудом русского народа в старину (кузнец, пахарь, ткачиха, рукодельница, бондарь и др.)
Литература
1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М. : Сфера, 2005. 2. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Учебное пособие для пед. институтов. / Д. В. Сергеева. – М. : Просвещение, 1987. 3. Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. / Р. С. Буре. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. 4. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. / Л. В. Куцакова. – М. : Владос, 2003. 5. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие. / С. А. Козлова. – М. : Академия, 1998. 9
6. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет./ Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. 7. Учите детей трудиться. / Р. С. Буре, Г. Н. Година. – М., 1983. 10


Яндекс.Метрика