"Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых"
Автор: Трофимова Людмила Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 111 "Умка"
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых"
Описание:
В документе представлен материал из опыта работы на тему "Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых".
«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников
через ознакомление их с трудом взрослых»
(Из опыта работы)
План:
Введение
1.
Основные направления формирования трудовых качеств
воспитанников.
2.
Пути реализации формирования трудовых качеств воспитанников.
Заключение
Литература
Введение.
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из
актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она
приобретает особое значение. События последнего времени подтвердили, что
коренным образом изменилось общественное сознание населения страны,
резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства
и образования как важнейших факторов нравственного воспитания.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом,
вопросы нравственно-трудового воспитания детей стоят на первом месте. Это
привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру,
2
в котором ребёнку предстоит жить. Решение этих вопросов – единственная
возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного
отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что
впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством
самоуважения, мерой его социальной значимости.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и
личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в
жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе
конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда
можно формировать обобщенные представления о необходимости того или
иного вида деятельности человека определенной профессии. На основе этих
первичных обобщений возможно формировать более сложные представления
о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности
людей. Мои наблюдения за воспитанниками показали, что не все
дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к
трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм
наказания за провинность. Дети слабо знают или не знают совсем о труде
взрослых людей различных профессий. У дошкольников не сформированы
нравственно-трудовые качества (настойчивость, целеустремленность, умение
доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и
бережное отношение к результатам труда).
1.
Основные направления.
При выборе данной темы я поставила
цель: ребенок, владеющий трудовыми навыками и нравственными
качествами личности.
Для реализации цели наметила следующие задачи:
3
учить выполнять трудовые действия, необходимые для
выполнения трудовых поручений;
формировать культуру труда;
развивать настойчивость, целеустремлённость, способность, к
преодолению трудностей для достижения поставленной цели;
воспитывать интерес к труду взрослых и уважение к человеку-
труженику;
воспитывать бережное отношение к результатам труда.
Мною были выбраны следующие направления в работе: создание
предметно-развивающей среды для осуществления трудовых действий
детьми; чтение, беседы, экскурсии и целевые прогулки для ознакомления
воспитанников с трудом взрослых и объяснения его значения; организация
совместной трудовой деятельности взрослых и детей; осуществление
взаимодействия со специалистами детского сада по формированию
позитивного отношения дошкольников к труду; педагогическое просвещение
родителей, их вовлечение в воспитательный процесс с целью приобщения
детей к труду и воспитания у них правильного отношения к его результатам.
Свою работу я начала с создания предметно развивающей среды,
которая способствовала бы ознакомлению воспитанников с трудом взрослых
и созидательной трудовой деятельности детей в группе и на участке детского
сада.
Таким образом, предметно-развивающая среда была создана и
способствует созидательной трудовой деятельности воспитанников.
2.
Пути реализации
Для решения поставленных задач мною определены пути их
реализации:
• Первый путь – это показ детям разнообразного труда взрослых и
объяснение его назначения;
4
• Второй путь – непосредственная организация совместной трудовой
деятельности детей и взрослых.
Также обозначены и основные формы организации самостоятельного
труда ребенка и труда детей со взрослым. Это: поручения, которые
способствуют формированию у детей интереса к труду и чувства
ответственности за порученное дело; дежурства, которые воспитывают у
детей ответственность, заботу, а также понимание необходимости своей
работы для всех; коллективная трудовая деятельность, что позволяет
сформировать у детей умение трудиться в коллективе, помогать сверстникам
и взрослым.
Трудовая деятельность дошкольников имеет несколько иное значение,
отличное от труда взрослых. Его особенность – это связь детского труда с
игрой, его ценность в формировании нравственных качеств детей. Учитывая
эту особенность, выделены следующие компоненты детской трудовой
деятельности: умение ставить цель, умение планировать работу, умение
достигать результата, умение оценивать.
Работая с детьми, я пришла к твёрдому убеждению: пробуждая
любознательность, интерес к деятельности взрослых, я способствовала
выработке положительного отношения и уважения детей не только к своему
труду, но и к их труду тоже. Для работы с детьми этой возрастной группой, я
определила следующие приоритеты: наблюдения; экскурсии по детскому
саду, к месту труда сотрудников; беседы; игровые обучающие ситуации;
Например, чтобы научить детей видеть направленность труда на
достижение результата, я при организации наблюдений за работой взрослых,
использовала ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах,
которых не оказалось в наличии. Например, у новой куклы, которую дети
хотят взять на прогулку, не оказалось шапочки, значит, ее нельзя взять с
собой, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направляла внимание детей
на поиск нужного предмета. Создавался нужный предмет в присутствии
5
детей (в данном случае шить шапочку, которой нет, и потребность в которой
выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывало у детей
активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого
результата, что позволяло связать трудовой процесс с его результатом –
получением нужного предмета. Затем использовали созданную на глазах у
детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле
надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку). У малышей
появилось бережное отношение к созданным предметам, которое они часто
высказывали: «Я не буду бросать шапочку». Дети четырёх лет начинали
наблюдать трудовой процесс по своей инициативе, стремились дождаться
результата, спрашивали, что получится. Освоение знаний о результатах труда,
представленных вещественным продуктом, – посильная задача для детей
младшего возраста. Эти знания оказались важными для формирования
интереса к труду, бережного отношения к его результатам.
Накопленные дошкольниками представления способствовали
обобщению трудовых процессов в определенный вид труда, который
выполняет человек одной профессии, и на этой основе у детей
сформировались более общие представления о труде этого человека.
Также обобщились представления о результатах труда, получаемых в
разнообразных трудовых процессах, об их значении. На этой основе
сформировались более общие представления о ценности вида деятельности
человека данной профессии.
Решить поставленные задачи в младшей группе мне помогли
организованные для ребят наблюдения за разными трудовыми процессами
одного вида труда с акцентом на результат. Например, мы наблюдали, как
повара на кухне готовят салат, стряпают и пекут булочки, варят компот, и что
из этого получается. Усвоению знаний способствовала повторность
проводимых наблюдений, которые позволили сформировать у воспитанников
6
отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их
значимости.
Усложнение задач потребовало от меня усложнения содержания работы
с воспитанниками. Больше внимания стала уделять наблюдениям за трудом
сотрудников детского сада. Они расширились и теперь в них присутствует
непосредственно общение детей с людьми труда, более близкое знакомство с
орудиями и трудовыми действиями, возможность участия в труде самих
детей. В среднем возрасте мною стали организовываться экскурсии не только
по детскому саду, но и добавились экскурсии за пределы детского сада. Под
впечатлением экскурсий содержание игр детей обогатилось новым
содержанием, дети отражают не только функциональную часть труда, но
подражают и взаимоотношениям взрослых, стараются повторять жесты,
манеру общения.
Игровые обучающие ситуации остаются основным приёмом при
формировании у детей интереса к труду взрослого и вообще к труду. Они
развивают познавательный интерес детей и желание самому воспроизвести
действия в игре, так как в среднем возрасте ребенок ещё мал и хочет много
играть.
В трудовой деятельности основным видом является труд по
самообслуживанию, я предоставляю детям больше самостоятельности и
использую игровые приёмы. Значительное место в среднем возрасте начинает
занимать коллективный труд, где основной формой организации являются
поручения, они позволяют мне систематически привлекать детей к
разнообразной трудовой деятельности и объединять нескольких детей в
общем труде. С начала года дети начинают дежурить по столовой, а со второй
половины года вводятся дежурства по подготовке учебного и игрового
материала к занятиям, дежурство в уголке природы. Не малое значение, я
уделяю привлечению детей к анализу результатов труда, т. е. объективной
оценки деятельности детей, что отражается в уголке дежурства.
7
Расширилась продуктивная творческая деятельность дошкольников,
теперь я вместе с детьми и при участии родителей занялась изготовлением
поделок из собранного природного материала, рисованием некоторых
сюжетных ситуаций как коллективных, так и индивидуальных. Эта работа
нравится и детям, и родителям, потому что поделки, рисунки – это результат
развития нравственных и трудовых качеств.
Невозможно мою работу представить без помощи родителей, т. к.
только в семье есть благоприятные предпосылки по формированию у детей
трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного
домашнего труда, ощутимость результатов этого труда, систематическое
участие в этом труде совместно с взрослым. Ведь труд вместе с родителями
доставляет ребёнку радость. Для взаимодействия с родителями я использую
разнообразные формы.
Свою работу с воспитанниками я строю исходя из интересов детей, с
учётом индивидуальных особенностей и уровня развития ребёнка. В
соответствии с результатами диагностики я продумываю
дифференцированные задания для детей, что обеспечивает
заинтересованность всех воспитанников в выполнении заданий.
Результаты диагностики отражают положительную динамику уровня
сформированности трудового воспитания воспитанников моей группы.
Заключение.
Работа над темой «Формирование нравственно-трудовых качеств
воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых», даёт свои
положительные результаты. Наши дети стали более самостоятельны,
аккуратны, бережно относятся к вещам, у них развивается чувство
взаимопомощи, дружелюбия, в целом они проявляют положительное
отношение к труду и уважения к труду взрослых.
В дальнейшем я наметила для себя следующие перспективы:
8
• Продолжить работу по формированию нравственно-трудовых качеств
воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых;
• Использовать все известные формы и методы, для формирования
навыков коллективной трудовой деятельности;
• Создание благоприятной атмосферы проявления личности каждого
ребёнка и для её становления, ярче раскрывать склонности, умения,
стремления и активности каждого ребёнка;
• Ознакомление детей с трудом русского народа в старину (кузнец,
пахарь, ткачиха, рукодельница, бондарь и др.)
Литература
1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М. :
Сфера, 2005.
2. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой
деятельности. Учебное пособие для пед. институтов. / Д. В. Сергеева. – М. :
Просвещение, 1987.
3. Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. / Р. С. Буре. –
СПб. : Детство-Пресс, 2004.
4. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка- дошкольника. Пособие
для педагогов. / Л. В. Куцакова. – М. : Владос, 2003.
5. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной
действительностью. Учебное пособие. / С. А. Козлова. – М. : Академия, 1998.
9
6. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические
рекомендации для работы с детьми 2-7 лет./ Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л.
Ю. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
7. Учите детей трудиться. / Р. С. Буре, Г. Н. Година. – М., 1983.
10