Напоминание

"Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Автор: Побызакова Ольга Владимировна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Варенька"

Населённый пункт: г.Абакан

Наименование материала: статья

Тема: "Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Описание:

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста.Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=668

Опубликовано 25.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Статистика показывает, что число речевых расстройств у детей постоянно растёт, в связи с этим стали актуальными такие вопросы, как их выявление и коррекция. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Причины этого явления неоднозначны, это могут быть: -перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС) - минимальная мозговая дисфункция (ММД) - внутриутробные инфекции - гипоксия плода (недостаток кислорода) - хронические заболевания матери - осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды - заболевания ребенка до 1 года - ухудшение экологии - социальные причины. Остановимся на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Неправильное речевое окружение и воспитание также может являться причиной возникновения у дошкольников дефектов речи. В таком случае ребёнок не может воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. Всё это приводит к появлению дефектов звукопроизношения. Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи. Поэтому очень важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять должное внимание её чистоте и правильности. По мнению многих специалистов, целенаправленную работу по формированию правильного звукопроизношения, следует начать уже с 3-х летнего возраста. Это помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико – мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Для профилактики
речевых нарушений важно развивать слуховое внимание детей, мелкую моторику рук, подвижность артикуляционного аппарата. В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания, пальчиковая гимнастика и игры, сопровождаемые речевками. Всё это позволит более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Целесообразнее всего совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с проговариванием речёвок. При этом произношение воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в не быстром, умеренном темпе. Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста. Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С её помощью укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями. Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста, уточнению артикуляции и произношения звуков создаёт благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей. И поэтому одной из главных задач логопеда и воспитателя дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя).и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей дошкольного возраста.


Яндекс.Метрика