"Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Автор: Побызакова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Варенька"
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Описание:
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста.Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного
возраста. Статистика показывает, что число речевых расстройств у детей постоянно растёт,
в связи с этим стали актуальными такие вопросы, как их выявление и коррекция.
Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение
речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Причины этого явления неоднозначны,
это могут быть:
-перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)
- минимальная мозговая дисфункция (ММД)
- внутриутробные инфекции
- гипоксия плода (недостаток кислорода)
- хронические заболевания матери
- осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы,
кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или
стремительные роды
- заболевания ребенка до 1 года
- ухудшение экологии
- социальные причины.
Остановимся на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде
всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши
дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко
нелитературные выражения.
Неправильное речевое окружение и воспитание также может являться причиной
возникновения у дошкольников дефектов речи. В таком случае ребёнок не может
воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой
речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. Всё это
приводит к появлению дефектов звукопроизношения. Нарушения звуковой культуры речи,
возникшие в дошкольном возрасте, могут повлечь за собой целый ряд вторичных
нарушений речи. Поэтому очень важно заботиться о своевременном развитии речи детей,
уделять должное внимание её чистоте и правильности.
По мнению многих специалистов, целенаправленную работу по формированию
правильного звукопроизношения, следует начать уже с 3-х летнего возраста. Это помогает
предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного
возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.
Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико –
мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Для профилактики
речевых нарушений важно развивать слуховое внимание детей, мелкую моторику рук,
подвижность артикуляционного аппарата.
В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового
внимания, пальчиковая гимнастика и игры, сопровождаемые речевками. Всё это позволит
более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей
дошкольного возраста.
Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по
развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов
артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Целесообразнее всего
совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с
проговариванием речёвок. При этом произношение воспитателя должно быть четким, с
хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в не быстром,
умеренном темпе.
Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков
представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной
моторики у детей дошкольного возраста.
Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети,
которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика.
С её помощью укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно
выполнять и дома с родителями.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания,
развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста, уточнению
артикуляции и произношения звуков создаёт благоприятные условия для нормального
развития звуковой стороны речи детей.
И поэтому одной из главных задач логопеда и воспитателя дошкольного
образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных
специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя).и
родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей
дошкольного возраста.