Напоминание

"Познаем историю своего поселка"

Автор: Шведина Елена Анатольевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №1

Населённый пункт: Красноярский край п. Шушенское

Наименование материала: проект

Тема: "Познаем историю своего поселка"

Описание:

Проектная деятельность с семьями воспитанников с использованием регионального компонента.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=699

Опубликовано 27.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Проект



«Познаем историю своего поселка»
Подготовительный возраст


Автор : Шведина Елена Анатольевна

Воспитатель логопедической группы

МБДОУ №1 п. Шушенское

Красноярского края


ПРОЕКТ «Познаем историю своего поселка».

ТЕМА:
Познаем историю поселка.
ВИД
: Информационно – практически - ориентированный, эколого-исторический.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Человек-часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь может быть не полноценной. Благодаря природе развивающий организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта. Если детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства, забором и строгим распорядком дня в дошкольном учреждении, то в своем дальнейшем развитии ребенок испытывает дискомфорт . Как организовать прогулки-походы с детьми? Каким образом с их помощью обеспечить более глубокое познание окружающего природного и социального мира, развить двигательные умения и навыки, обеспечить активный отдых всей семьи? Цель этого проекта- позвать в дорогу, убедить в необходимости путешествий, чтобы укрепить здоровье, обогатить двигательный опыт, наполнить ум и сердце детей и взрослых драгоценными каплями знаний о прекрасном природном окружении, исторической ценности посещаемых объектов , научить ценить и любить их.
Участники:
семьи воспитанников и сотрудников ДОУ, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания.
Срок реализации
: 2012-13 учебный год.
Цель:
1. Воспитание патриотизма через ознакомление с историческими природоохранными зонами поселка. 2. Формирование гуманного отношения к природе . 3. Обогащение личного опыта и правильного поведения в природе.
Задачи:
- познакомить с историческими местами поселка: Песчаной горкой; Журавлиной горкой; озером Перово, рассказать об истории возникновения этих зон. - познакомить с составом растительного и животного мира этих зон, мероприятиями по охране и защите. - обогатить двигательный опыт детей. - формирование детско-взрослого коллектива.
Участники проекта:
Специалисты ДОУ, воспитатели, семьи воспитанников подготовительной логопедической группы.

Этапы реализации проекта:

1.

Подготовительный:
№ п/п Мероприятия Срок выполнения Исполнители 1. Рассматривание буклетов и путеводителей «Шушенское» В течение года Педагоги группы 2. Пешие походы по ближайшим улицам поселка, ознакомление с его достопримечательностями. Педагоги группы 3. Посещение выставки шушенских художников. Первое полугодие Педагоги группы 4. Посещение Шушенского историко- этнографического музея. ноябрь Педагоги группы 5. Рассматривание герба, флага поселка; Прослушивание песен о поселке. Октябрь-ноябрь Педагоги, Музыкальный руководитель. 6. Посещение визит-центра национального парка « Шушенский бор». Второе полугодие воспитатели 7. Посещение дендрария парка « Берендей» воспитатели
2. Практическая часть:
№ п/п Содержание работы периодичность, сроки проведения ответственные участники 1.
Словесные экологические игры
- « С какой ветки детка?» - « Узнай по описанию». - « 1,2, 3, к дереву беги». - «Кто где живет». 1 раз в неделю педагоги дети 2.
Подвижные игры:
- «Найди такое дерево». - «Мишень» - «Волк и зайцы» - « У медведя во бору». - «След в след». -«Протаптывание тропинок». В течение года Педагоги, инструктор физического воспитания. дети
3.
Музыкально-игровая

деятельность:
- Заучивание песен о временах года. - Слушание произведений композиторов о временах года. - прослушивание гимна « Над Шушей сосны вековые». - Музыкально-дидактические игры. - Инсценировки. - Пластические этюды. В течение года Педагоги музыкальный руководитель психолог дети 4.
Продуктивная деятельность
: - Составление рассказов о походах - Рисование на тему « Растения Шушенского района». - Аппликация « Мой поселок». - Выжигание по дереву « Животные нашего леса». - Создание макета « Национальный парк. Озеро Перово». - Создание гербария растений Шушенского района. - Создание картотеки стихов, песен о родном поселке. - туристический поход «Осень на Песчаной горке» - туристический поход « Знакомство с Журавлиной горкой». - туристический поход « Путешествие на весеннюю полянку озера Перово» - участие в конкурсе В течение года В течение года Декабрь В течение года Январь- февраль Август- сентябрь Сентябрь- Апрель Октябрь Февраль Март апрель Педагоги Педагоги, Педагог ИЗО Педагоги Педагоги Педагоги Педагоги Педагоги Педагоги, Музыкальный руководитель, Инструктор физического Воспитания. Педагоги, Инструктор физического воспитания Саяно- Шушенский Родители, Дети Дети Дети Дети дети дети Дети, Родители. Дети, Родители Дети Родители. Дети, Родители. Дети
«Заповедники краса и гордость России» - « Марш парков» биосферный заповедник Родители, педагоги
3. Предполагаемый результат:
- укрепление здоровья детей и взрослых. - разработка сценариев походов. - систематизация экологических знаний, умений и навыков. - формирование внутренней потребности в общении с природой. - сформированность познавательного интереса к истории поселка. - сформированность патриотических чувств к родному поселку. - сформированный детско- взрослый коллектив. -создание гербария растений поселка. -создание картотеки стихов и песен о поселке и его окрестностях.
4. Риски проекта:

-
погодные условия; - перенос сроков по причине заболеваемости детей. - перенасыщение мероприятиями.
5. Обобщающая часть:
№ п\п Содержание работы сроки ответственные 1. Оформление практического материала:  Проект  Сценарии занятий  Картотека стихов и песен  Рисунки детей  Видеофильм  Отзывы детей и родителей. Апрель- май педагоги 2. Выступление на педагогическом совете о результативности проектной деятельности. май педагоги 3.. Подведение итогов апрель Педагоги, родители 4. Оформление сборника из опыта работы. Май июнь педагоги
5. Описание опыта работы в средствах массовой информации. Май июнь педагоги
Приложение (сценарии семейных клубов)

Семейный клуб « Осень на песчаной горке»
Перед выходом в лес необходимо сказать детям: « Сегодня мы отправляемся в свое первое путешествие по Национальному парку «Шушенский бор». Мы увидим много интересного, нас ожидают веселые игры». Проводится краткая беседа о правилах поведения в лесу. Ведущий: загадывает детям загадку о лесе и приглашает всех на лесную полянку. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт, Заходи в зеленый дом- Чудеса увидишь в нем. Рассматривает с детьми окружающую природу, называют деревья и кустарники произрастающие вокруг. Отмечают красоту красок осени. Проводится подвижная игра « Раз, два , три к дереву беги!» Родители проговаривают поговорки об осени: « Осень - перемен восемь», « Весенний дождь растит, осенний – гноит», « Весна красна цветами, а осень пирогами», «Плачет октябрь холодными слезами». Ведущий загадывает загадку об осени: «Пришла без красок и без кисти, И перекрасила все листья». Звучит музыка и появляется осень: - Здравствуйте, я - Осень золотая! Я очень рада видеть вас на осенней полянке в моем лесу. Сейчас дел у меня не мало: надо птиц в путь дорогу снарядить, листочки в яркие краски раскрасить, проверить, как звери к зиме приготовились, готов ли лес к суровой зиме. Но я с удовольствием поиграю с вами, ведь вы, наверное, знаете много песен и стихов обо мне? Ребенок: «Праздник осенью в лесу- И светло и весело. Вот какие украшенья осень здесь развесила! Каждый листик золотой- Маленькое солнышко Соберу в корзину я , Положу на донышко Берегу я листики… Осень продолжается Долго у меня праздник не кончается!» Осень: «Найдите на полянке по два красивых осенних листочка, приглашайте с собой на танец пап и мам!» Звучит песня «Осенние дорожки». О. Полякова, В. Орлов.
Осень: Спасибо ребята, замечательная у вас песенка! Но ведь осенью бывают не только солнечные дни, но и дождливые, ненастные, когда становится холодно и не уютно. И всегда хочется чтобы рядом был настоящий друг, как Катя с ее замечательным зонтиком! Сценка « Катин зонтик» ( в исполнении детей). Ведущий: « Осень, а мы знаем о тебе веселую песенку!» Звучит песня « Осень». И. Смирнова, Т. Прописнова. Осень: Ребята в моем лесу живут разные лесные обитатели, про одного из них я загадаю вам загадку. « Недотрога, весь в иголках, Я живу в норе под елкой Хоть открыты настежь двери, Но ко мне не входят звери». (Ежик) Проводится музыкальная игра «Ежик» Осень: « Есть в моем лесу один житель, который следит за порядком. Может, вы его знаете? Правильно это Старичок-лесовичок! Давайте его позовем! Звучит музыка, появляется Лесовичок. Лесовичок: -Здравствуйте, ребята! Очень скучно мне в лесу одному. Как услышал ваши голоса, сильно обрадовался . Я ведь люблю играть и веселится, но птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме, мне и поиграть не с кем. Давайте поиграем в мою любимую игру? Приглашаю вас и ваших родителей на игру –эстафету. Проводится эстафета. Лесовичок: Осенью в моем лесу часто встречаются грибники, ведь самая пора заготавливать грибы на зиму. Кто назовет названия грибов? Ну теперь самая пора поиграть в игру « Грибник» Проводится музыкальная игра «Грибник». Лесовичок: Ребята, а вы знаете, как называется место, где вы отдыхаете? В окрестностях поселка есть много исторических мест, которые входят в заповедную, природоохранную зону. Это место называется «Песчаная горка», которая с давних времен стала любимым местом отдыха жителей, ведь если подняться на самую вершину, то можно увидеть какой большой и красивый наш поселок! В ясную погоду видны бескрайние просторы полей и лесов, широкая лента реки Енисей, синеватые хребты Саянских гор. Давайте пройдем по лесной тропе и полюбуемся красотой окружающей природы. Поднимаются вверх по тропе, называя знакомые названия деревьев , кустарников, трав. Во время подъема используются разные виды передвижения: с включением бега, подпрыгивания до ветки дерева с места и с разбега. Дети рассматривают кусты рябины. Рассказать о целебных свойствах ягод рябин. Попробовать ягоды, отметить их горечь, сказать, что после первых заморозков вкус их изменится ,и они будут сладкими. Лесовичок: « Ой, совсем я старый стал. Ведь я приготовил для вас подарок, но положил его под дерево, да и забыл где! Помогите мне его отыскать». Дети на обратном пути ищут мешок с подарками. Осень: Спасибо, тебе, Лесовичок за интересную прогулку, ведь теперь дети знают, в каком месте они побывали. Какие растения растут в лесу! А кто знает поговорки о лесе? Дети с родителями называют пословицы: « Леса много - не губи, мало леса- береги, нет леса- посади.», « Лес – это дом для зверей и птиц, в нем растут деревья, грибы, ягоды, лекарственные травы.» , « Лес надо беречь – не ломать деревья и кусты, не пугать его обитателей.» Осень: Нам пора прощаться с вами, приходите к нам в гости мы будем вас ждать! До свидания!
Последующая работа: - Оформление гербария из собранных листьев; - Составление рассказа по впечатлениям детей о походе; - Оформление газеты с использованием фотографий и рисунков детей. - Повторение игр во время прогулки на участке.
Семейный клуб « Путешествие на весеннюю полянку у озера Перово»
Выйдя на лесную поляну, дети находят телеграмму от Красавицы – Весны : « Приглашаю Вас и ваших родителей на весеннюю прогулку в лес. Путь ко мне не близкий, для того чтобы добраться до меня вам поможет карта путешественника. К карте прилагается компас. На карте обозначены пункты остановок с интересными названиями». Воспитатель: В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Дети вспоминают эти правила:  Не задевать ветки кустов – зимой они очень хрупкие и легко ломаются;  Не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи;  Не оставлять после себя мусор, горящий костер; Предлагаю вам определиться в команды, у каждой команды будет своя карта, на котором каждый пункт остановок вы должны будете отмечать специальной печатью, которую вы найдете на остановке. Чья команда быстрее доберется до весны, и будет иметь все отметки на карте, будет считаться победителем. И так команды определились, стартуют команды по очереди, время засекается секундомером.
1. « Стартовая поляна» Задание №1 - определить направление движения с помощью солнца, дерева.  по солнцу: всходит на востоке, садится на западе;  по веткам деревьев: с северной стороны веток меньше, ствол покрыт мхом. Правильность выполнения задания сверить с показаниями компаса. 2. « Березовый лесок» Задание №2 . - посчитать количество берез на отмеченной поляне, - определить следы, каких животных заметны на снегу. 3. « Сосновый лес» Задание №2. – « Попади в цель» - кто больше выполнит попаданий в цель. 4. « Зона отдыха» Задание №4. « Следопыты» - по заранее приготовленным схемам определить наибольшее количество животных. 5. « Шалаш» Задание №5. « Узнай, с какого дерева ветка?» - по заранее приготовленным веточкам определить название дерева. Команда правильно и быстро выполнившая задание, получает право заглянуть в шалаш. Там они находят Весну. Весна: Здравствуйте ребята и родители! Я рада приветствовать вас на лесной поляне возле старинного озера Перово. Находится оно в самой старой, наиболее сохранившейся части бора. Именно здесь еще растут сосны - свидетели событий двухвековой давности. Озеру около 10 тысяч лет.. Среди типичных представителей бора, обитающих вокруг озера можно назвать белку, хорька, колонка, горностая, лису; по окраинам бора - зайцев (русака и беляка), волка и барсука. Самое крупное копытное животное нашего леса – косуля. Когда еще были ручьи, здесь во множестве обитали бобры. Интересна история названия этого озера – Перово. По одной из версий озеро получило свое названия от большого количества пера птицы, поскольку птиц здесь всегда было множество. Это типичный крестьянский шалаш, каких много было в бору, разделенном в 19 веке на клочки «крестьянских дач». Шалаш сконструирован в точном соответствии с оригиналом. Работа выполнена под руководством научных сотрудников историко-этнографического музея – заповедника «Шушенское» и привлекает туристов со всего мира. А сейчас давайте поиграем в игру « Лиса и зайцы», а ваши родители разведут костер в специально организованном месте. Весна прощается с гостями и предлагает спеть о ней песенку, угощает всех конфетами « Весна». Дети забирают с собой веточки, использованные в задании для того, чтобы поставить их в вазу и наблюдать за распусканием почек. Распустившаяся веточка – подарок Весны.

Семейный поход « Знакомство с Журавлиной горкой»
Перед выходом в лес спросить детей о прошлом походе. Где были, и что им больше всего запомнилось. Сегодня мы побываем на Журавлиной горке, посмотрим, чем она отличается от Песчаной, узнаем, почему ее так назвали. Маршрут начинается в лиственном лесу, где делается кратковременная остановка. На опушке леса детей встречает старый друг – Лесовичок. ( далее все мероприятия проводит он, воспитатель помогает организовывать детей). Провести наблюдение – сравнение глубины лунок под березой и деревом, имеющим темный ствол. Под березой лунка мельче (почему?) Сделать вывод, подкрепив его опытом: приложить ладошку на светлую курточку, а другую на темные брюки – ощущение тепла разное. Предложить детям встать под березой. Посмотреть вверх – через ветки хорошо просматривается небо, отметить его цвет, форму облаков.
П/ игра « Найди лисичку»
Выбирается лисичка. Дети стоят, закрыв глаза. Лисичка в это время уходит в глубь леса, путая следы, и прячется в сосновом лесочке. Дети ищут лисичку, идя след в след ( следы нарушать нельзя). В сосновом бору проводится наблюдение за хвойными деревьями. Почему сосну называют вечнозеленым деревом? (ответы детей). Отметить, что рядом с хвойными деревьями снега больше. Рассмотреть следы на снегу, отыскать птичью столовую, сравнить ее с беличьей. Предлагаю встать под сосну и попробовать рассмотреть небо. Что видно? Отойти на поляну и посмотреть на деревья со стороны, сделать вывод. ( сквозь густые ветви и иголочки небо не видно.)
П/игра « Раз , два, три к дереву беги!»
( закрепить названия деревьев) Посмотрите на полянку, что необычного вы видите ? ( железных птиц). Правильно мы с вами оказались на поляне, где начинается тропинка на Журавлиную горку. Давайте поднимемся на нее и я вам расскажу почему ее так называют. С этой горки было удобно наблюдать весенние танцы журавлей, отсюда и название – Журавлиная горка. Высота горы относительно основания - 35 метров. Гору называют – дюна. Деревья Шушенского бора, произрастают на горах- дюнах. Северные склоны дюн крутые, обрывистые, покрытые густым лесом. Южные склоны более пологие с приземистыми, ширококронными редкими деревьями. Самая мощная и высокая дюна бора – Песчаная горка, вы помните, как было трудно заходить на нее. Журавлиная горка – вторая по высоте дюна бора. Журавлиная горка является природоохранным объектом. На территории зоны запрещается: - сбор лесной подстилки, заготовка древесных соков и смол, дикорастущих растений; - нанесение на деревьях, постройках надписей и знаков; - уничтожение и повреждение природных объектов, памятников природы, истории и культуры, зданий и сооружений, малых архитектурных форм, плакатов, аншлагов, указателей придорожных столбов, дорог и троп. При посещении бора нужно соблюдать все эти правила. А сейчас я предлагаю спуститься с горы на санках- ледянках. Поехали, кто быстрей! Спустившись к месту стоянки, проводятся «Санные гонки» Для этого группа разбивается на две команды с равным количеством взрослых.

1.
«
Кто быстрей!»
- провести ребенка до цели, оставив его, вернуться – посадить другого, и т.д.
2.

« Санный поезд»
- несколько санок связывается вместе. Взрослые везут сани до указанного места, на время.
3.

« Кто дальше?»
- Команды по сигналу начинают движение, через 2 минуты дается сигнал, пары останавливаются. Им на смену встают следующие, и продолжают движение, до следующего сигнала. Так пока не пробежит вся команда, чья команда убежала дальше та и победила. Лесовичок благодарит детей и взрослых за веселый день, приглашает их в гости. А дети приглашают Лесовичка попить горячего чаю с конфетами. Список использованной литературы: Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж, «Учитель»,2002 г. Л.И. Грехова «В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми» Москва-Ставрополь , «Сервисшкола», 2003 г. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» Москва, «Просвещение», 2002 г.




Яндекс.Метрика