Напоминание

"Интерактивные игры – как одно из слагаемых успешности социально-коммуникативного воспитания дошкольников"

Автор: Полякова Оксана Владимировна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МДОУ детский сад №60

Населённый пункт: г. Благовещенск, Амурской области

Наименование материала: статья

Тема: "Интерактивные игры – как одно из слагаемых успешности социально-коммуникативного воспитания дошкольников"

Описание:

Описывается целесообразность использования в детском саду интерактивных игр разных авторов.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=70

Опубликовано 25.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Внедрение в дошкольное образование федеральных государственных образовательных стандартов активизировало качественные изменения в воспитательно-образовательном процессе каждого дошкольного учреждения, происходит оптимизация процесса развития творческих и интеллектуальных способностей детей и взрослых. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, актуализируются познавательное и социально-коммуникативное развитие каждого ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного учреждения не всегда удается быстро сориентироваться в многообразии современных программ, в широком спектре инновационных технологий. В детском саду №60 используются современные программы и технологии, воспитатели находят оптимальные решения оптимизации воспитательного процесса, повышают качество предоставляемых образовательных услуг, стараются удовлетворять возрастающие запросы родителей. Педагоги разрабатывают и активно внедряют в работу инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников, взаимодействия с родителями, внедряют их в свою работу. К числу современных образовательных технологий относятся: Здоровьесберегающие технологии. Игровые технологии. Личностно-ориентированные технологии. Проектные технологии. Развивающие технологии. Коррекционные технологии. Информационные технологии. Познавательно-исследовательские технологии. В нашем детском саду основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов: Принцип воспитывающего обучения. Принцип развивающего обучения. Принцип систематичности и последовательности. Принцип доступности материала. Принцип наглядности. Принцип минимакса. Принцип деятельностного подхода.
Внедрение новейших технологий, программ воспитания и обучения направлено на воспитание всесторонне развитого и продвинутого ребенка, чтобы подготовить его к вступлению на следующий этап своего развития, к поступлению в начальную школу. Воспитателям и педагогам хочется видеть своих воспитанников успешными, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент для самореализации будущих достижений и открытий. Это направление органично вплетается в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Актуальность воспитания успешного выпускника заключается в том, что формирование успешности детей редко озвучивается. Конечно, нельзя быть уверенным, что успешный ребенок в детском саду будет такой же успешный в будущем, но наша задача заложить стремление к самореализации, успешности. Показатели успешности ребенка: Способность управлять своим поведением, умение сознательно выполнять правила и требования воспитателя, проявлять настойчивость при достижении поставленной цели, тормозить аффективные побуждения, выполнить нужную работу до конца. Дисциплинированность, организованность, самостоятельность. Сознательность в построении своей деятельности в соответствии с принятыми нормами и правилами, добиваться результата в деятельности, контролировать её. Согласованность своего поведение с действиями других детей, чувствовать свою ответственность за совершаемые поступки. Уважительность к окружающим, доброжелательное общение, стремление оказывать взаимопомощь, проявлять сочувствие. Уметь анализировать свои поступки, иметь чувство справедливости, ответственности. Трудолюбие, уважение к труду других людей, чувство удовлетворения от аккуратно и хорошо выполненной работы. Перечисленные показатели успешности в сущности являются критериями готовности детей к обучению в школе. Это не столько умение читать, писать, считать, а интеллектуальная, социально-психологическая и личностная готовность, которая проявляется в способности дошкольников в безболезненной адаптации к новым условиям. Факторы формирования успешности дошкольника: Безусловная любовь и понимание ребенка родителями. Добрые взаимоотношения в семье. Комфортный социально-психологический климат, благоприятные условия пребывания в детском саду. Высокий профессиональный уровень педагогического состава. Соблюдение режима дня дошкольника, избегание переутомления. Соблюдение режима питания.
Пропедевтика заболеваемости, оздоровление детей. Формирование правильной осанки каждого ребенка в ходе каждой деятельности. Профилактика нарушений зрения. Создание условий предметного окружения для творческих игр детей. Дополнительное занятия в кружках, спортивных школах, студиях, что способствует формированию у дошкольников лидерских качеств. Таким образом, у нас есть цель - воспитание успешного ребенка, но реализовать эту цель может только успешный воспитатель. Его успешность заключается в профессиональном овладении им своим ремеслом, в понимании каждого ребенка, детского коллектива в целом. Поведение педагога должно меняться от того, на каком уровне находится каждый воспитанник. Важна уверенность в эффективности своей работы, в умении импровизировать, творить, воспитывать. Сам педагог должен быть позитивным, жизнерадостным, эмпатичным, справедливым, добрым и строгим. А главное, быть в постоянном поиске новых образовательных технологий, концепций, стратегий, проектов. Дошкольнику привычна свободная игровая деятельность, это ведущая деятельность данного возрастного периода. Мы решили проанализировать, насколько целесообразно применение интерактивных игр в работе с детьми. Так в старшей группе детского сада №60 в течение 6 месяцев, воспитывая успешного дошкольника, мы внедряли интерактивные игры как сопутствующий компонент социально-коммуникативного развития. Интерактивные игры с дошкольниками – это совершенно особый вид деятельности дошкольников, в ходе которой дети получают возможность приобрести новые впечатления, ведь они проходят совершенно не так, как обычно. В ходе интерактивных игр воспитатель имеет уникальную возможность сблизиться с детьми и повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Он может помочь ребятам лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты, воспитывать их более терпимыми, внимательными, помочь им справляться со стрессами, преодолевать свои страхи, чувствовать себя менее одинокими. Научить простым жизненным правилам, способствовать социально-коммуникативному развитию детей. Мы предлагаем использовать эти игр в утренние, вечерние часы, в свободное время, как часть занятия. Главной целью является воспитание успешности. Задачи: 1.Развитие коммуникативных способностей. 2.Снятие напряжения, обучение элементам релаксации. 3.Отработка навыков общения. 4.Обучение вербальным и невербальным средствам общения 5. Развитие внимания, воображения, наблюдательности, эмпатии. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — организация условий для обретения значимого для них опыта социального поведения, не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а в совместной деятельности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный стиль общения. Роль воспитателя в интерактивной игре сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей. Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.) Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которую надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат). Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра направлена на разыгрывает ролей, ситуаций и оценку наблюдателей. В процессе деловой игры формируются определенные навыки и личностные качества. Интерактивные игры учат понимать механизм конструктивного взаимодействия с окружающими, преодолевать психологические барьеры. Здесь используем следующую схему: получение знаний → анализ поведения других детей → планирование своего поведения → реализация замысла. В целях формирования успешности и развития коммуникативных навыков дошкольников нами использовались интерактивные игры Клауса Фопеля, Кряжевой Н.Л., Шевцовой И.В., Е.К. Лютовой, Е.В. Коротаевой, Е.В.Карповой. Главное их назначение — профилактическое, а не коррекционное. Они предполагают работу со всеми детьми, а не только с теми, которые уже входят в так называемую «группу риска» или в категорию «трудных». Игры направлены на развитие навыков позитивного общения, на изменения в установках личности при групповой работе, а не при индивидуальном контакте, так как дети учатся видеть себя такими, какими их видят другие дети, начинают понимать свои поступки, чувствовать настроение товарищей. Подробно раскрывали такое понятие, как «беречь себя». Результаты нас порадовали, дети стали меньше конфликтовать, а при разногласии понимать, почему сверстник так поступает, пытаются ему объяснить, почему он не прав. Легче вступают в контакт, стали более общительными. Дети учатся снимать свое напряжение, чаще доверяют своим знаниям, стремятся к успеху, но приемлемым бесконфликтным способом. Мы предлагаем Вам несколько интерактивных игр, которые позволят дошкольникам приобрести социальный опыт при общении друг с другом, обогатят ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения каждой игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность
выводов, сделанных самими детьми. Эти игры базируются на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии, проведение их невозможно без атмосферы взаимного доверия, раскрепощённости и открытости, они помогают детям и взрослым учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом. Интерактивная игра «Покрывало» Цель: учить доверять товарищам, расслабляться в необычном положении. Предлагается детям поднять друг друга на покрывале. Обсуждение: что ты чувствовал? Что тебе мешало расслабиться? Шарик – подарок (К.Фопель) Описание. Это очень простая и поэтическая игра. На символическом уровне она Материалы: веселая, но не быстрая музыка, например, «Менуэт» Луиджи Боккерини; воздушный шар. Возраст участников: с 3 лет. Инструкция: Сядьте на пол в круг потеснее. Сегодня у меня с собой красивый и яркий воздушный шарик. Представьте, что шарик — это чудесный подарок, который вы дарите лучшему другу. Если вы даете шарик тому, кто рядом с вами, он вас благодарит за то, что вы ему дарите что-то очень красивое. Подумайте, как вы хотите передать подарок. Может, вы приветливо посмотрите, улыбнетесь, отдадите подарок медленно или быстро, что-то при этом скажете? Прислушайтесь к музыке, которая будет для вас играть. И ребенок, который получает подарок, сам решит, как он будет его принимать: с улыбкой, с довольным лицом, скажет «спасибо»… А может быть, некоторые дети захотят передать подарок с закрытыми глазами.
Горячая картошка (К.Фопель) Описание. Эта игра позволяет почувствовать и понять, что иногда в жизни неудача неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Одновременно она показывает, как легко помочь тому, кто в беде. Материалы: одна картофелина. Возраст участников: с 3 лет. Инструкция: Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она — особенная. Теперь вам надо представить, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то мы все представим, что он обжег пальцы. И что тогда? Еще у нас в игре есть стоп-часы. Это один из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени кричит «Стоп!», когда захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается» (Интервал для стоп-часов должен быть от 30 до 60 секунд.) Ай-яй-яй! Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи и мягко покачают пару раз из стороны в сторону, пока ребенок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не закричат «Стоп!». (Позаботьтесь о том, чтобы роль стоп-часов исполняли несколько детей, сменяя друг друга.) «Глаза в глаза» (Кряжева Н.Л.) Цель: Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад. Инструкция: Дети, возьмитесь за руки парами. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передать разные состояния: сначало «Я грущу», а потом «я хочу с тобой играть», затем «Я обиделся!» и т.д. После игр обсудить с детьми, какие состояния передавались, какие было легко передавать? Почему? Какие состояния было передавать легко? Почему? «Маленькое приведение» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Цель: научить детей в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев. Инструкция: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. (Две команды, пугают и боятся по очереди). По моему хлопку вы будете делать руками вот так, и произносить страшным голосом «УУУУ». Когда я буду хлопать тихо, то вы пугаете тихо, а когда громко, то вы пугаете громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только пошутить. Молодцы! Мы здорово пугали и здорово боялись, а теперь превращаемся в детей. Перестрелка. (Бумажные мячики)
Цели: Эта игра дает детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм. Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию, разделяющую две команды. Инструкция: Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную пинию. (2-3 минуты.) 8


Яндекс.Метрика