Напоминание

"Я сам: воспитываем самостоятельность у дошкольников"

Автор: Дрёмина Инна Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: ЛГМАДОУ ДСОВ №2

Населённый пункт: город Лангепас

Наименование материала: консультация для родителей

Тема: "Я сам: воспитываем самостоятельность у дошкольников"

Описание:

Цель: заинтересовать родителей проблемой самостоятельности в дошкольном возрасте.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=701

Опубликовано 27.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Консультация для родителей

«Я сам: воспитываем самостоятельность

у дошкольников»
Идея воспитания счастливого успешного ребенка сейчас одна из самых распространенных. Но почему-то современные дети при этом стали менее самостоятельными – не могут одеться, зашнуровать ботинки, не могут сами найти выход из новой ситуации, спланировать свое время, довести начатое дело до конца без напоминаний и уговоров. А ведь самостоятельность – это стержневое качество личности, без которого успех просто невозможен! Зависимый от помощи взрослых ребенок просто не может чувствовать себя уверенным и успешным! Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Первые яркие проявления самостоятельности появляются у ребенка примерно в возрасте 3 лет, когда он всё хочет сделать сам! Но… еще не умеет это делать. И чем большему числу умений он научится в первые годы своей жизни, тем более самостоятельным, уверенным в себе и успешным он станет! Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Основные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.
Ранний возраст
 Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.  Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то,
представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.  Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: "Я сам!". Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что- то сделать самостоятельно реагируют так: "Не мешай!", "Отойди", "Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю" и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
Дошкольный возраст
 В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.  Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений,
помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.  Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).  Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.  Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
Что умеют дети делать сами:

с 2 лет до 3 лет
До 2 лет 6 месяцев – малыш надевает одежду с помощью взрослого (надевает ботинки, шапку, носки), но не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. К трем годам ребенок полностью раздевается сам. Одевается и раздевается в определенном порядке, складывает в определенном порядке снятую одежду в шкафчик или на стульчик. Ребенок надевает сам носки, ботинки (без шнуровки). Сам надевает штанишки, снимает футболку, расстегивает и застегивает застежку – молнию. Застегивает сам липучки на ботинках. Учится расстегивать и застегивать пуговицы (на примере игрушек, развивающих книжек и ковриков, в кукольной одежде, пытается застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде) Ест аккуратно. Пользуется салфеткой по мере необходимости без напоминания взрослого. Умеет пить сок через соломинку. Пользуется вилочкой, чтобы наколоть кусочек пищи (огурец, кусочки котлеты). Моет руки и ноги, сидя в ванной. С помощью взрослого моет и вытирает руки, чистит зубы. Сам просится в туалет (словами, а не жестами!). После игры может убрать игрушки на место. Может помочь маме поставить перед едой на стол хлебницу (без хлеба) и салфетницу с салфетками.

с 3 лет до 4 лет
К 4 годам ребенок может сам одеться и раздеться в определенной последовательности при сборе на прогулку. Он умеет расстегивать и застегивать пуговицы на одежде, аккуратно складывать предметы одежды на место в определенном порядке. Ребенок может убрать свою обувь на полку для обуви. Перед сном ребенок может снять белье сам, повесить его на стул. Дети в этом возрасте умеют умываться, учится пользоваться мылом и полотенцем, умываться аккуратно, чтобы на полу и вокруг не оставалось луж. До умывания сам без напоминания засучивает рукава, чтобы не намочить одежду. Ребенок может убрать игрушки и конструкторы, строительный материал после игры. Он уже способен подготовить материалы себе для своих занятий – рисования, лепки (принести кисточку, доску для лепки, пластилин и т.д.) В 3,5 – 4 года ребенок может помочь маме разложить на обеденном столе ложки, поставить хлебницу (без хлеба), поставить каждому тарелку, чашку, блюдце. Четырехлетний малыш может разложить на столе столовые приборы по числу сидящих за столом людей (вилки, ложки). Ребенок может помочь маме поливать комнатные растения из леечки, помочь на даче собрать овощи, расчистить детской лопаткой дорожку от снега, покормить рыбок, положить корм для птиц в кормушку, помочь взрослому посадить в землю крупные семена – например, семена настурции.
с 5 лет до 6 лет
Ребенок в этом возрасте владеет уже многими умениями. Он может:  помочь убрать постель после сна,  полностью сервировать стол к завтраку, обеду, полднику или ужину,  ухаживать за своей одеждой и обувью (поставить обувь на место или сушиться),  вытереть пыль на полочке или протереть игрушки влажной тряпочкой,  постирать игрушечную одежду, вымыть игрушечную посуду, баночку из-под краски, поддоны для растений.  помочь маме ухаживать за комнатными растениями – рыхлить почву, поливать, протирать листья от пыли влажной тряпочкой или счищать пыль с ворсистых листьев мягкой щеточкой.  самостоятельно делать игрушки для своих игр или подарки для друзей и близких людей,  подклеить коробку или порванную книжку.
 пользоваться иголкой с ниткой, завязывать на нитке узелок, пришивать вешалку и пуговицу, шить швом «вперед иголку» простые сувениры.
Памятка для родителей
 Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.  Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.  Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере: как, что и в каком порядке делать.  Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.  Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.  Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.  В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.  Старайтесь использовать игровую ситуацию.  Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя. Подготовил: воспитатель Дремина И.Н.


Яндекс.Метрика