Напоминание

"Социокультурная толерантность"

Автор: Янбулатова Раиса Фёдоровна

Должность: старший воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"

Населённый пункт: г.Озёрск, Челябинская обл.

Наименование материала: Из опыта работы

Тема: "Социокультурная толерантность"

Описание:

"Каждый должен воспитать в себе Гражданина Мира, независимо от того, в каком полушарии и стране он живёт, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания. И это большое дело должна начать школа" Д.Лихачев

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=728

Опубликовано 28.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Воспитание толерантности у дошкольников
Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка – должна стать ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Толерантность
– терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Основа толерантности – признание права на отличие. Дошкольный возраст, по утверждению А.Н.Леонтьева, является первым периодом рождения личности и вхождения её в социум. Поэтому в решении задач формирования социокультурной толерантности у детей особая роль отводится нам, педагогам. По словам Д,С.Лихачёва, «единственная надежда спасения жизни на Земле – человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом. Каждый должен воспитать в себе Гражданина Мира, независимо от того, в каком полушарии и стране он живёт, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания. И это большое дело должна начать школа». ФГОС ДО направлен на решение ряда задач, среди которых - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В связи с этим мы понимаем, насколько важно формировать основы толерантности в наших детях. Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. В нашем посёлке живут люди разных национальностей: русские, чуваши, немцы, татары, башкиры. В детском саду 30% детей имеют родственников разных национальностей, а в нашей группе таких детей - половина. Иногда в семье говорят только на родном языке, у таких детей возникают сложности с грамматическим строем речи, что вызывает насмешки детей, передразнивание. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, речь, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. И над этой задачей мы работаем уже не первый год Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей социокультурной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, формирования эмоциональной отзывчивости сегодня актуально и общезначимо. Дошкольников необходимо знакомить с культурой народов, живущих вокруг них; в нашем случае мы знакомим детей с культурой народов Южного Урала, их жилищами, традициями, костюмами, играми и танцами, песнями, сказками, фольклором. Дети вместе с родителями изучают историю своей семьи, составляя генеалогическое древо. Для решения этой важной задачи мы используем разнообразные формы работы, в том числе – проектную деятельность, тематические недели:
«День народного единства» «Счастливая семья» «Наши защитники» «Праздники народов Урала» «Мы все разные, но мы одна семья» «Игры и танцы народов мира» Мы тесно взаимодействуем с библиотекой Дома Культуры «Энергетик», Школой искусств, в/частью. Во время экскурсии в в/часть детям рассказали о том, что среди военнослужащих есть люди не только разных национальностей, но и разного вероисповедания, поэтому на территории части построили церковь и мечеть, в которых проходят службы как для православных, так и для мусульман. В библиотеке наших детей знакомят с традициями, праздниками, костюмами народов Урала, проводятся познавательно-игровые программы: «Праздник русского валенка», «Заплетение берёзки» (к Троице), «Масленица», «Богатырские состязания», «Капустник», «Рябинник» и др. После каждого мероприятия родители оставляют свои отзывы и слова благодарности в «Гостевой книге». На городском фестивале «Звёздная семья» нашими детьми был представлен танец «Бишбармак». На праздник, посвящённый играм и танцам народов Урала, мы пригласили хореографический коллектив «Саботаж» из Дома культуры «Энергетик», который познакомил наших детей и родителей с башкирским танцем «Серебряный ручей», с зажигательным цыганским танцем и русским хороводом. Все были очарованы великолепным исполнением танцев и красотой национальных костюмов. Целью проекта «День народного единства» было формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса. Участниками проекта были дети, педагоги, родители. Ребенок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы второй дом для него был приветливым, теплым, светлым независимо от того, русский он или татарин. Одним из основных направлений проекта было формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру. Проект позволил организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении. В результате проводимой работы у наших детей формируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, в своих поступках следовать положительному примеру. Воспитание толерантности – длительный процесс, он не ограничивается рамками дошкольного возраста. Эта работа продолжается в школе.


Яндекс.Метрика