"Каждый должен воспитать в себе Гражданина Мира, независимо от того, в каком полушарии и стране он живёт, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания. И это большое дело должна начать школа" Д.Лихачев
Воспитание толерантности у дошкольников
Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого
человека – взрослого и ребёнка – должна стать ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям,
чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Основа толерантности – признание права на
отличие.
Дошкольный возраст, по утверждению А.Н.Леонтьева, является первым
периодом рождения личности и вхождения её в социум. Поэтому в решении задач
формирования социокультурной толерантности у детей особая роль отводится нам,
педагогам.
По словам Д,С.Лихачёва, «единственная надежда спасения жизни на Земле –
человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом. Каждый должен воспитать в
себе Гражданина Мира, независимо от того, в каком полушарии и стране он живёт,
какого цвета его кожа и какого он вероисповедания. И это большое дело должна начать
школа».
ФГОС ДО направлен на решение ряда задач, среди которых
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В связи с этим мы понимаем, насколько важно формировать основы
толерантности в наших детях.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. В
нашем посёлке живут люди разных национальностей: русские, чуваши, немцы, татары,
башкиры. В детском саду 30% детей имеют родственников разных национальностей, а
в нашей группе таких детей - половина. Иногда в семье говорят только на родном
языке, у таких детей возникают сложности с грамматическим строем речи, что
вызывает насмешки детей, передразнивание. Воспитание терпимости к другим, чьи
вкусы, речь, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам
найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с
представителями других культур. И над этой задачей мы работаем уже не первый год
Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей
социокультурной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов,
формирования эмоциональной отзывчивости сегодня актуально и общезначимо.
Дошкольников необходимо знакомить с культурой народов, живущих вокруг них;
в нашем случае мы знакомим детей с культурой народов Южного Урала, их
жилищами, традициями, костюмами, играми и танцами, песнями, сказками,
фольклором. Дети вместе с родителями изучают историю своей семьи, составляя
генеалогическое древо.
Для решения этой важной задачи мы используем разнообразные формы работы,
в том числе – проектную деятельность, тематические недели:
«День народного единства»
«Счастливая семья»
«Наши защитники»
«Праздники народов Урала»
«Мы все разные, но мы одна семья»
«Игры и танцы народов мира»
Мы тесно взаимодействуем с библиотекой Дома Культуры «Энергетик», Школой
искусств, в/частью.
Во время экскурсии в в/часть детям рассказали о том, что среди военнослужащих есть
люди не только разных национальностей, но и разного вероисповедания, поэтому на
территории части построили церковь и мечеть, в которых проходят службы как для
православных, так и для мусульман.
В библиотеке наших детей знакомят с традициями, праздниками, костюмами народов
Урала, проводятся познавательно-игровые программы:
«Праздник русского валенка», «Заплетение берёзки» (к Троице), «Масленица»,
«Богатырские состязания», «Капустник», «Рябинник» и др. После каждого
мероприятия родители оставляют свои отзывы и слова благодарности в «Гостевой
книге».
На городском фестивале «Звёздная семья» нашими детьми был представлен
танец «Бишбармак». На праздник, посвящённый играм и танцам народов Урала, мы
пригласили хореографический коллектив «Саботаж» из Дома культуры «Энергетик»,
который познакомил наших детей и родителей с башкирским танцем «Серебряный
ручей», с зажигательным цыганским танцем и русским хороводом. Все были
очарованы великолепным исполнением танцев и красотой национальных костюмов.
Целью проекта «День народного единства» было формирование у всех
участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и
доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных
культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.
Участниками проекта были дети, педагоги, родители. Ребенок находится в
детском саду весь день, и необходимо, чтобы второй дом для него был приветливым,
теплым, светлым независимо от того, русский он или татарин.
Одним из основных направлений проекта было формирование у детей навыков
толерантного отношения к окружающему миру. Проект позволил организовать
практическую работу по толерантному воспитанию детей и разработать систему
мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.
В результате проводимой работы у наших детей формируются такие качества,
как отзывчивость, справедливость, умение ограничивать свои желания, преодолевать
препятствия, в своих поступках следовать положительному примеру.
Воспитание толерантности – длительный процесс, он не ограничивается рамками
дошкольного возраста. Эта работа продолжается в школе.