Тема: « Русская матрёшка».
Цель:
Создание предмета народно – прикладного искусства – матрёшки нетрадиционной
техникой аппликации из ткани.
Задачи: Познакомить детей с историей русской матрешки, вызвать интерес к
русскому прикладному искусству — деревянной игрушке;
- Продолжать формировать умение детей работать с трафаретом, вырезать из ткани,
закреплять навыки симметричного вырезания цветов, листьев;
-Развивать умения отражать характерные особенности оформления матрешки в
нетрадиционной технике аппликации из ткани.
- Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного
творчества.
Оборудование:
Материал: Матрешки деревянные, силуэт матрешки из белого картона, лоскуты
хлопчато-бумажной ткани, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, фломастеры,
сундук, иллюстрации Семёновской, Загорской, Полхов - Майданской матрёшек.
Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними.
Ход.
Под русскую народную музыку дети заходят в группу.
На столе разложены игрушки.
(Рассмотреть с детьми игрушки, предложить их назвать, среди игрушек поставить
матрёшку и обычные игрушки) .
- А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте её
отгадать:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети: Матрешка
-Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, она совсем необычная. Почему? (ответы
детей)
- Сделана она из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и
разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол - матрёшек.
-А в какие ещё игрушки вы любите играть? (ответы детей)
-Вот как много у вас игрушек! А когда-то давним–давно у детей не было так много
разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами (дети подходят к доске и
садятся на стульчики, показ презентации «Русская народная игрушка»).
-Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные
фигурки).
Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую
деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким
платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка.
В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А
деревенских девочек часто называли именем Матрёна. И куклу стали называть
ласково - матрёшка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её
разрисовывал. Много матрёшек делали, и своим детям, и соседским, да ещё на
базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали.
- Мастеров было много и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и красочной
(показать современную матрёшку) .
- Прошло много лет, а матрёшка так же любима нашими детьми. Дети любят играть
с матрёшками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают
в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую
матрёшку. Ведь она является символом нашей страны – России!
-Под русскую народную музыку
дети
изображают движения русской матрёшки
Физминутка: «Матрёшкины частушки».
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
Дети шагают.
В гости мы идём к матрёшкам.
Ложки деревянные,-
Хлопают в ладоши.
Матрёшечки румяные.
Круговые движения руками возле щёк.
Очень любят все матрёшки
Руки на поясе и повороты с
приседаниями
Разноцветные одёжки.
Сто знакомых встретили,
Руки разводят в стороны и
На поклон ответили.
делают поклон.
Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (выставляю на фланелеграфе
матрешку из аппликации) .
- Как вы думаете, почему она грустная? (она одна)
- У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим сарафаны
подружкам нашей матрёшки.
- Какая Матрёшка? (нарядная, расписная, красивая).
- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами).
- Из чего сделана? (из дерева).
- Ребята, художник расписывает Матрёшку красками, а чем мы можем её
расписать?
Д.: Аппликацией.
В.: Но мы сегодня будем расписывать матрешку методом аппликации из ткани.Для
этого мы отправимся в мастерскую.
Тихо звучит русская народная мелодия. Дети проходят к столам и становятся возле
стульчиков.
В.: Ребята, перед работой нам необходимо с вами разогреть наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Кукла».
Кукла первая толста,
(Дети крутят большой палец в кулаке.)
А внутри она пуста,
(Кисти рук смыкаются в «замок»)
Разнимается она
(Кисти разводятся в стороны)
На две половинки.
Половинку отвинти, (Ставится кулачок над кулачком и крутятся)
И на кукол посмотри.
(Энергично сжимаются и разжимаются пальцы)
Дети садятся за столы.
3. Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем, тканью и
ножницами) .
4. Итог (дети со своими работами подходят к главной матрешке). Давайте устроим
хоровод матрёшек (дети под музыку танцуют русскую плясовую с матрёшками) .
Мы матрёшки,
Мы сестрички.
Мы толстушки – невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
- Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.
- Какая Матрёшка вам больше всех нравится? Арсений, тебе какая понравилась?
Почему? (2 ребёнка)
-Молодцы, вы все были как настоящие русские мастера.
-Ребята, послушайте, самая большая Матрёшка хочет нам что – то сказать.
Звучит голос Матрёшки (в записи): «Ребята, спасибо, вам за подружек. Я вас за это
хочу отблагодарить».
Воспитатель открывает большую Матрёшку и говорит: «Раз,
два, три, что внутри посмотри…» (Конфеты).