Цель: снятие психо-эмоциональной напряженности педагогов,
профилактика профессионального выгорания
Задачи:
-
обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального
состояния;
- развитие коммуникативных навыков у педагогов
- тренировать умение педагогов слушать и точно передавать послания;
- обучить методам снятия мышечного напряжения и расслабления;
Краткая справка:
Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От
многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог
испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в
эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего
эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению
состояния здоровья.
Что является актуальной проблемой современного
образования, это можно избежать при своевременной помощи педагогу
средствами психологического консультирования и тренингов.
Диагностика педагогов:
Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных
учреждений (Автор В. В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).
Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом»
Количество часов: 6 часов
Треннинговая группа:
педагоги ДОУ максимум 10 человек,
еженедельно, одно занятие 1,5 часов, в течение четырех недель дней.
Занятие № 1.
Цель: создание в группе педагогов благоприятной, спокойной
атмосферы.
Время: 1,5 часов
Оборудование: мультимедийное сопровождение
Содержание занятия.
1.
Ритуальное приветствие «Комплименты»
Педагоги образуют круг. Педагог-психолог поворачивается к соседу
справа и говорит ему комплимент. Сосед благодарит и поворачиваясь дальше
делает комплимент следующему участнику. Упражнение продолжается до тех
пор, пока комплименты не будут сказаны всем педагогам.
2.
Упражнение “Мышечная энергия”
(выработка навыков
мышечного контроля)
Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки.
Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В
соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в
плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец
напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно,
чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите
излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный —
напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
3.
Упражнение «Медные трубы»
Участники образуют два круга, стоя лицом друг к другу и образуя пары.
Один партнёр говорит комплимент своему коллеге. Тот отвечает: «Да,
конечно, а я ещё…», называя то, что ценит в себе. Роли меняются. Затем
участники делают шаг влево, образуя новую пару, и игра повторяется.
Упражнение проводиться до тех пор, пока не будет сделан полный круг.
4.
«Избавление от тревог» (зрительная техника)
Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой
ситуации.
Продолжительность: 5–10 минут.
Процедура:
Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке
в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния
принадлежит вам… Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково
пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно
пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно
наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши
тревоги и огорчения, все отрицательные мысли и чувства, страхи и
преумежения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись
в тленный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от
тревог, вы очищены, вам светло и радостно.
5.
Релаксационное упражнение «Уйти, чтобы остаться»
Педагог-психолог даёт следующую инструкцию: «Садитесь или
ложитесь поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких выдоха.
Вспомните момент, когда вы ощущали состояние полной удовлетворённости.
Вспомните как вы тогда ощущали себя. Как двигались? Как дышали? Есть ли
какая-нибудь поза, соответствующая этому состоянию? Примите эту позу и
сделайте три глубоких вдоха, представив своё дыхание как три огромных
волны, на гребне которых вы находитесь и, которые уносят вас глубоко в ваш
внутренний мир….
6.
Ритуал прощания.
Педагоги садятся в круг и делятся своим мнением о проведённых
упражнениях, а также чувствами и эмоциями, которые они испытали на
занятии.
Занятие № 2
Оборудование: листы бумаги А4, цветные фломастеры, мультимедийное
оформление.
Цель: Развитие коммуникативных навыков педагогов.
1.
Ритуальное приветствие «Комплименты»
2.
Упражнение «Тройки»
Педагог-психолог просит группу разбиться на микрогруппы по три
человека в каждой. Участникам предлагается выбрать себе в партнёры кого-
нибудь из тех, с кем хотели бы познакомиться поближе. Затем на протяжении
пяти минут каждый участник рассказывает двум своим партнёрам
себе. При
этом партнёры могут задавать говорящему вопросы. После того, как каждый
в тройке рассказал о себе, каждому участнику придумывается прозвище,
например, «Карл Смелый». Эти прозвища должны подчёркивать лучшие
качества участников. Затем все смешиваются в одну группу и становятся в
круг. Все участники поочерёдно делают шаг вперёд и громко называют своё
прозвище. Остальные участники группы хором повторяют прозвища.
3.
Упражнение «Внутренний луч»
Цель : расслабление, обретение новых сил.
Для того чтобы выполнить это упражнение нужно принять удобную
позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части, возникает
светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и
медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки тёплым, ровным и
расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины,
исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают
брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются шея и грудь. Внутренний луч как
бы формирует новую внешность спокойного, освобождённого человека,
удовлетворённого собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Пропустите луч ещё раз сверху вниз. А теперь скажите себе: «Я стал новым
человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду
делать хорошо!
4.
Упражнение «Вверх по радуге»
Цель упражнения: Стабилизация эмоционального состояния.
Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и
представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А
выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды.
5.
Упражнение "Настроение"
Цель упражнения : Научить переносить негативное эмоциональное
состояние на рисунок.
Оборудование: цветные карандаши и чистый лист бумаги.
Ведущий: Представьте ситуацию стресса. Расслабленно, левой рукой
нужно нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры.
Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и
провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением.
Затем надо попробовать "перенести" свое грустное настроение на бумагу, как
бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа
следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно
посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать
слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно
эмоциональное состояние переносится на рисунок.
Рефлексия:
Что вы чувствовали, когда рисовали?
Что вы почувствовали, когда разорвали рисунок?
Ваше настроение изменилось?
6.
Ритуал прощания.
Занятие № 3
1.
Ритуал приветствия «Комплименты»
2.
Упражнение «Спутанные цепочки»
3.
Упражнение «Конфликт»
4.
Упражнение «Сильные стороны»
5.
Релаксационное упражнение «Золушкина туфелька»
6.
Ритуал прощания.
Занятие № 4