Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Представление опыта работы воспитателя
МАДОУ Детский сад №15 «Родничок», города Бирск, республики Башкортостан
Нигматуллиной Ильвины Фларитовны
на тему:
«Обучение дошкольников правильному произношению»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли,
тем шире его возможности в познании окружающей действительности,
содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем
активнее осуществляется его психическое развитие.
Выбор этой темы не случаен, ведь воспитание речи
у
дошкольников
является
необходимым
условием
полноценного развития личности. Анализ
реальной ситуации, сложившейся в настоящее
время, показал, что количество
детей, имеющих отклонения в речевом
развитии, неуклонно растет. Известно, что
наибольший процент
детей
в возрасте 5-7 лет страдает нарушением
звукопроизношения,
причем
нередко
недостатки
произносительной
системы
родного языка сочетаются с другими проблемами
различного
характера.
Обоснование выбора данной методической темы.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при
поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы
по русскому языку является наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети
с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их
последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук.
Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить,
затрудняются в овладении навыками письма. По
материалам обследования 15%-
20% детей поступают в школу из детских садов с плохим произношением
звуков,
таких детей в пятилетнем возрасте около 50%.
Актуальность проблемы.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что
актуальность нашей работы обусловлена противоречием между достаточной
разработанностью проблемы в теории
и
стабильно сохраняющимся высоким
процентом детей,
имеющих недостатки в произношении, даже при выпуске в
школу квалифицированного, комплексного и систематического специального
обучения дошкольников.
Цель исследования
: выявление, теоретическое обоснование,
экспериментальная проверка данных по формированию звукопроизношения у детей
дошкольного возраста.
Объект исследования : процесс формирования фонетической стороны речи у
дошкольников.
Предмет исследования
: педагогические условия формирования
звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования : процесс формирования звукопроизношения у детей
дошкольного возраста будет протекать эффективнее, если:
- использовать средства, методы и приемы, обеспечивающие формирование
предпосылок правильного звукопроизношения;
- в работе по формированию звукопроизношения учитывать принцип
поэтапного введения отрабатываемых звуков в самостоятельную речь дошкольника.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы на основе анализа
психолого-педагогической и методической литературы.
2. Выявить и экспериментально доказать эффективность использования
средств, методов и приемов для развития правильного звукопроизношения у детей
дошкольного возраста.
3. На основе проведенного экспериментального исследования разработать
методические рекомендации по обучению детей правильному звукопроизношению.
. Изучение теории вопроса о проблеме звукопроизношения детей, определило
необходимость экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа:
1 этап: выявление уровня сформированности звукопроизношения.
2 этап: формирование звукопроизношения у дошкольников.
3 этап: выявление эффективности работы по формированию
звукопроизношения у дошкольников.
В исследовании принимали участие дети 5-7 лет жизни, посещающие
МАДОУ Детский сад №15 «Родничок» г. Бирска.
Для выявления уровня сформированности звукопроизношения мы
использовали методику, предложенную М.А.Смирновой.
Цель данной методики – выявить качество произношения различных звуков
изолированно, в словах, слогах, фразах.
Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что
большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах,
которые включают определенные группы согласных (свистящие, шипящие,
сонорные). На основе полученных результатов констатирующего эксперимента мы
разработали содержание и методику работы по обучению детей правильному
звукопроизношению, подобрали и систематизировали игры, игровые упражнения
Нами был составлен перспективный план по обучению детей правильному
звукопроизношению, который включает следующий комплекс задач: развивать
артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение свистящих,
шипящих, сонорных звуков; развивать фонематический слух.
В нашей работе мы использовали различные игры на звукоподражание.
Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию легче добивались
произношения того или иного звука. Дети с большим желанием изображали птиц,
животных, подражали им. Подражание являлось основой для формирования звуков.
Также большое внимание мы уделили играм на развитие слухового внимания у детей,
пальчиковые игры, организовали предметную среду для развития мелкой моторики
пальцев рук, изготовили дидактические игры и подобрали упражнения.
Систематически проводила артикуляционную гимнастику, поясняла детям положение
органов артикуляционного аппарата, старалась выработать у дошкольников привычку
не только слушать, но и выполнять по образцу.
При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры,
упражнения для мелкой моторики), мы активно подключали малые фольклорные
жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк,
насыщенных определенным звуком, повторение чистоговорок, скороговорок,
заучивание стихов. После проведения формирующего эксперимента, с целью
выявления его эффективности был проведен контрольный эксперимент.
. Из диаграммы видно, что
значительные изменения в звукопроизношении детей
произошли только в экспериментальной группе, где велась углубленная работа по
обучению детей звукопроизношению
Следовательно, мы имеем полное основание говорить о том, что гипотеза
нашего исследования подтверждена и действительно возможно с помощью
целенаправленной работы повысить уровень развития звуковой культуры речи детей
дошкольного возраста.