Напоминание

"Хлеб - всему голова"

Автор: Афризунова Екатерина Васильевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"

Населённый пункт: г.Озёрск, Челябинская обл.

Наименование материала: Конспект занятия

Тема: "Хлеб - всему голова"

Описание:

Беседа с детьми подготовительной к школе группы об истории появления хлеба на нашем столе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=744

Опубликовано 29.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Конспект занятия в подготовительной к школе группе по

формированию целостной картины мира

"Хлеб - всему голова"

Цель
: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Задачи:
1. Расширить знания детей о возникновении хлеба на Руси, о народных традициях. 2. Воспитывать у детей уважительное, бережное отношение к хлебу и людям, вырастившим его. 3. Уточнить знания детей о машинах - помощниках, помогающих сеять, выращивать и убирать хлеб.
Активизация словаря:
хлебороб, хлебопек, пекарь, хлебобулочные изделия, хлебопечение, элеватор, культиватор, сеялки.
Предварительная работа
: рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме, рассматривание колосьев ржи и пшеницы.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об истории возникновения хлеба, о традициях, существующих на Руси, о сборе урожая хлеба. История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная . В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Ведь практически все славянские народы имели особые обычаи. Именно хлеб считался связующим звеном между народами. Времена меняются, появляются новые поколения, однако хлеб также остается кормильцем и главным элементом культуры русского народа. Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда было сопряжено с присутствием
ХЛЕБА
на столе. Детей учили с детства относиться к хлебу не просто как к еде, а ценить хлеб, любить его так же, как Родину, Мать и Отца. Детям с малого возраста объясняли, что ценность хлеба велика, так как появляется он, благодаря нелегкому труду 120 профессий.
Воспитатель:
какие обычаи вы знаете? Ответы детей:
- люди, разделившие хлеб между собой, становятся друзьями; - целовать хлеб, когда хозяева подают его в знак гостеприимства; - прежде, чем начинать есть хлеб, надо было разломать его и раздать всем присутствующим; - всегда носить с собой хлеб в кармане.
Появление хлеба.

Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, когда появился хлеб? Примерно пятнадцать тысяч лет назад. Люди нашли необычные растения, которые утоляли голод, эти растения стали предшественниками современных пшеницы, ржи или овса. Как изначально люди поедали зерна? Ответы детей
.
Изначально люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку. Они ее варили и делали кашу, затем ее ели и надолго оставались сытыми.
Воспитатель
: пшеница была дикорастущим или культурным растением?
Дети:
дикорастущим растением.
Воспитатель:
Поэтому людям тяжело было очищать злаковые колосья. Люди стали думать, как лучше отделять зерна, чтобы собрать как можно больше урожая. Они стали замечать, что подгорелые зерна легче отделяются от шелухи. А если зерна подольше подержать над огнем, то каша получается намного вкуснее. Именно поэтому люди стали вырывать ямы, размещать там горячи камни. На этих камнях и происходило подогревание зерен. Постепенно процесс перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен. Люди принялись выпекать хлеб, который мало напоминал современный вид хлеба. Многие историки считают, что мысль запекать хлеб пришла людям благодаря случаю. Мы с вами уже говорили об этом, давайте вспомним.
Дети:
Во время приготовления каши маленький кусочек упал в огонь и получилась лепешка, которая очень привлекла своим поджаристым видом и запахом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек.
Воспитатель:
Таким образом, на Руси стало появляться хлебопечение.
Ребята
,
а вы знаете, что сделали египтяне? Они добавили в кашу дрожжи, и каша стала подниматься, увеличиваться в размерах. Так же египтяне научились выпекать сладкий хлеб, они добавляли мед в тесто, а также молоко.
Воспитатель:
Расскажите про олимпийцев, какой хлеб им пекли в те времена
?

Дети:
В те далекие времена спортсмены Олимпийских игр питались особенно, поэтому для них готовили специальный хлеб, этот хлеб они ели с рыбой и поджаренным мясом.
Воспитатель:
Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись как солнцу и сравнивали его с золотом. Большим наказанием являлось, если человек отведал блюдо без хлеба. Считалось, если пренебречь хлебом, значит нанести хозяину дома самое ужасное оскорбление. Скажите, являлся ли хлеб лекарственным средством? Дети: Да, горячим хлебом лечили насморк, надо было нюхать горячий хлеб. Еще подсохшим хлебом лечили желудок.
Воспитатель:
Ребята, как называют людей, которые стряпают хлеб?
Дети
: пекари или хлебопеки.
Воспитатель:
Что происходило с пекарями, которые пекли плохой хлеб?
Дети
: Их наказывали.
Воспитатель:
Что держали в секрете хлебопеки?
Дети
: Рецепт приготовления хлеба. И передавали его только своим родным сыновьям и дочерям.
Воспитатель
: Хлеб любит тепло, солнце и воду. Как в давние времена люди определяли, можно сеять хлеб или нет?
Дети:
люди брали землю в руки и, если земля была холодная, то сеять нельзя было.
Воспитатель
: Как раньше сеяли хлеб?
Дети:
Вручную, сначала вспахивали поле потом, разбрасывали и затем боронили.

Воспитатель:
А как сейчас сеют хлеб? Кто помогает? Как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети:
Хлеборобы. Помогают сеять хлеб разные машины.
Воспитатель
: Покажите и назовите их на картинках.
Дети:
Трактор, сеялки, культиватор, комбайн, грузовые машины.
Воспитатель:
Как называются профессии людей, управляющие этими машинами?
Дети:
Тракторист, комбайнер, шофер.
Воспитатель
: Расскажите, что вы знаете о том, как сеют, ухаживают и убирают хлеб?
Дети:
Сначала трактор пашет землю, потом к трактору прикрепляют сеялки и те сеют зерна, а когда пшеница созревает, комбайны убирают урожай и машины увозят зерно на элеваторы.
Воспитатель:
Давайте и мы с вами превратимся в зерна.
Физкультминутка «В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало, (руки над головой) Дождик землю поливал И росточек подрастал. (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся.
Воспитатель:
А как вы думаете, куда зерно везут после элеватора?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляют муку.
Дети
: На хлебозавод, в пекарню.
Воспитатель:
Правильно. И там, на хлебозаводе, пекут хлеб, и затем грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки?

Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги,
Воспитатель:
А как называются все эти изделия одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия
Воспитатель
: Молодцы. Вот видите, сколько надо затратить труда для того, чтобы получить хлеб. Ребята, а вы знаете пословицы о хлебе? ( дети называют пословицы) Ну вот, наше путешествие подощло к концу, и теперь мы с вами знаем историю хлеба, откуда и когда он к нам пришел, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол.


Яндекс.Метрика