Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего
возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не
посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль
педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития
ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно
развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них
положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы
организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального
воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и
условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни
семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением
относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают
концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе
с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям
музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень
хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них
отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном
современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов
музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально -
образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием,
ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает
разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные
способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по
своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись,
магнитофонная запись).
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных
инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он
слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть
музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители
могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по
слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только
для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей
профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно,
«сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая,
что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на
фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети,
которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников
получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок
посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать
его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.
Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на
различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.
Задачи музыкального воспитания детей в семье.
Используемый репертуар
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их
отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами
музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном
учреждении, а именно:
· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать инте-рес к
музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной
деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музы-кально-образовательная,
деятельность);
· способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить
основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность
музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках,
студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли,
стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их
музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального
вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных
способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать
народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких
слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком,
эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если
ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-
песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно про-
чувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену
настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться
воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную
специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для
детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой
мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л.
Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным
средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха,
В. А. Моцарта.
Методы обучения в семье
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в
музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в
семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он,
естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах
музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное
занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском
саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин,
иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать
детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка,
народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды.
Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке,
обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают
ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время
слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в
звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала
виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит
мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-
ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками
исполнительства и творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального
уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания
заинтересовать детей музыкой.
Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов
(например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу
заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями его
наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях
искусством.
К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми,
допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей
ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным
занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят на долго закрепляются отрицательные
эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к
музыке.
Педагог должен суметь убедить родителе и , что только заинтересованностью можно
добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые
ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали
скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним
делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов,
наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам.
Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он
постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие,
оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен
чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными
эмоциями окружении.
Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо
рассказывать об опыте ·музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду,
чтобы они могли использовать его дома.
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных
формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном
для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога)
активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на
музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей
музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей.
Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть
пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут
поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с
другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае
может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое
восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения
музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется
использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к
интонациям различной по стилям музыки.
Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать
легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего
развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его
возможности.
Главная
::
Обо мне
::
Мое творчество
::
Мои достижения
::
Коллегам
::
Родителям
::
Игротека
::
Мой фотоальбом
::
Полезные ссылки
::
Гостевая книга
::
Новости
::
Карта
моего сайта