Напоминание

"Воспитание духовности через приобщение детей к калмыцкой народной культуре"

Автор: Очирова Вера Эльдяевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКДОУ Национальный детский сад №16 "Бадм цецг"

Населённый пункт: г.Элиста

Наименование материала: статья

Тема: "Воспитание духовности через приобщение детей к калмыцкой народной культуре"

Описание:

Статья о приобщении детей к народной культуре.Статья предназначена для воспитателей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=85

Опубликовано 30.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Воспитание духовности через приобщение детей к

калмыцкой народной культуре
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. Г.Н. Волков Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Наша задача сегодня: – помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память; – уважительно относиться к своим древним корням; – чтить и уважать память предков; – систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры. Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности. Говоря о декоративно-прикладном искусстве любого народа, перед взором человека прежде всего предстает народный костюм, во всем своем величии и красоте. В калмыцком костюме, удачно дополняя друг друга, гармонично сосуществуют многие виды декоративно-прикладного искусства. Это прежде всего самая разнообразная вышивка, чеканка, кожаная мозаика. Красота костюма связана с целым комплексом предметов, формирующих его ансамбль. В наши дни национальная одежда популярна в театральной, эстрадной деятельности. Многие модельеры республики ведут поиск национального стиля в своих коллекциях, стараясь внедрить элементы прошлого в современную одежду. Калмыцкий народ создал много прекрасного за всю историю своей духовной и материальной культуры. Это не только замечательный народный костюм, но и тончайшей работы ювелирные украшения, чеканка, удивительные изделия золотого шитья, оформление жилища и его интерьера. Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы. Оно, включая все его
виды, обладает большими воспитательными возможностями, несет в себя огромный духовный заряд, эстетичный и нравственный идеал. Именно в детском возрасте закладываются основы мировоззрения, система ценностей, понимание смысла жизни, своего места в цепочке поколений. Как же нужно знакомить старших дошкольников с культурой калмыцкого народа? Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия, фотографии, зарисовки. Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействует лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (платья, шапочки, посуду и т.д.) Особое внимание воспитатель уделяет орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций так же является важным средством приобщения к национальной культуре. При рассматривании иллюстраций воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, их орнаментальное оформление и знакомить с их названиями (бүшмүд, махла, ааһ и т.д.) Воспитатель вместе с детьми собирает иллюстрации и оформляет папки, альбомы с открытками, вырезками из газет, журналов, фотографии. Также подбирает предметы, национальные костюмы. Так, постепенно пополняется уголок калмыцкого народного прикладного искусства, туда же можно поместить детские индивидуальные и коллективные работы. Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народной культуре, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, головных уборов и т.д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности. Приобщать детей к национальной культуре можно в трех направлениях:  оформляя интерьер дошкольного учреждения, праздники, досуги;  специально обучая детей росписи калмыцкого орнамента, лепке и аппликации предметов быта, народным танцам, песням и играм.  в развитии детского творчества, как на занятиях, так в процессе самостоятельной деятельности детей, организации праздников и досугов. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Воспитатель может организовать экскурсии в музей, картинную галерею мастерскую и т.д. Можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении, группе Музеи как хранители памятников материальной и духовной культуры способствуют формированию творческой активности, развитию эмоций, воображения, воспитанию музейной культуры, бережного уважительного отношения к сокровищам прошлого. На психологию ребенка оказывают положительные воздействие не только красота экспонатов, но и исторический ракурс предметов, он ощущает понятие красоты людей той эпохи. Дети лучше понимают историю, лишь «погружаясь» в прошлое, а музеи тесно связаны с идеей времени. Калмыцкое декоративно-прикладное искусство было и остается в ряду лучших художественных достижений многих народов, являясь одним из звеньев мировой художественной культуры, которым по праву может гордиться наше подрастающее поколение, на которое возлагается ответственность за сохранение и развитие духовных ценностей своих предков.


Яндекс.Метрика