калмыцкой народной культуре
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти
нации.
Г.Н. Волков
Перед современной системой образования стоит задача приобщения
молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение
ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше
прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и
залог развития в будущем. Наша задача сегодня:
– помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
– уважительно относиться к своим древним корням;
– чтить и уважать память предков;
– систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам
народной культуры.
Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах,
украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из
глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при
этом основные характерные особенности.
Говоря о декоративно-прикладном искусстве любого народа, перед взором
человека прежде всего предстает народный костюм, во всем своем величии и
красоте.
В калмыцком костюме, удачно дополняя друг друга, гармонично
сосуществуют многие виды декоративно-прикладного искусства. Это прежде
всего самая разнообразная вышивка, чеканка, кожаная мозаика. Красота
костюма связана с целым комплексом предметов, формирующих его
ансамбль.
В наши дни национальная одежда популярна в театральной, эстрадной
деятельности. Многие модельеры республики ведут поиск национального
стиля в своих коллекциях, стараясь внедрить элементы прошлого в
современную одежду.
Калмыцкий народ создал много прекрасного за всю историю своей духовной
и материальной культуры. Это не только замечательный народный костюм,
но и тончайшей работы ювелирные украшения, чеканка, удивительные
изделия золотого шитья, оформление жилища и его интерьера.
Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного
искусства желательно начинать с младшей группы. Оно, включая все его
виды, обладает большими воспитательными возможностями, несет в себя
огромный духовный заряд, эстетичный и нравственный идеал.
Именно в детском возрасте закладываются основы мировоззрения, система
ценностей, понимание смысла жизни, своего места в цепочке поколений.
Как же нужно знакомить старших дошкольников с культурой калмыцкого
народа? Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия,
фотографии, зарисовки. Рассматривание изделий, рассказ воспитателя
содействует лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение
отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о
народных умельцах, которые создают красивые вещи (платья, шапочки,
посуду и т.д.) Особое внимание воспитатель уделяет орнаменту, его
элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание
иллюстраций так же является важным средством приобщения к
национальной культуре. При рассматривании иллюстраций воспитатель
должен обращать внимание на специфику национального костюма или
других предметов, их орнаментальное оформление и знакомить с их
названиями (бүшмүд, махла, ааһ и т.д.)
Воспитатель вместе с детьми собирает иллюстрации и оформляет папки,
альбомы с открытками, вырезками из газет, журналов, фотографии. Также
подбирает предметы, национальные костюмы. Так, постепенно пополняется
уголок калмыцкого народного прикладного искусства, туда же можно
поместить детские индивидуальные и коллективные работы.
Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и
рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у
детей конкретных представлений о народной культуре, запоминанию ими
очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита,
используемых в традиционном оформлении различных предметов быта,
одежды, головных уборов и т.д. Знания эти постепенно расширяются,
уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности.
Приобщать детей к национальной культуре можно в трех направлениях:
оформляя интерьер дошкольного учреждения, праздники, досуги;
специально обучая детей росписи калмыцкого орнамента, лепке и
аппликации предметов быта, народным танцам, песням и играм.
в развитии детского творчества, как на занятиях, так в процессе
самостоятельной деятельности детей, организации праздников и досугов.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности,
основанные на материале народного творчества, одно из главных условий
полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его
художественно-творческих способностей.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать
прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные,
изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле.
Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети
испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных
цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением
к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим
научиться создавать прекрасное.
Воспитатель может организовать экскурсии в музей, картинную галерею
мастерскую и т.д. Можно организовать выставку изделий народных мастеров
в дошкольном учреждении, группе
Музеи как хранители памятников материальной и духовной культуры
способствуют формированию творческой активности, развитию эмоций,
воображения, воспитанию музейной культуры, бережного уважительного
отношения к сокровищам прошлого.
На психологию ребенка оказывают положительные воздействие не только
красота экспонатов, но и исторический ракурс предметов, он ощущает
понятие красоты людей той эпохи. Дети лучше понимают историю, лишь
«погружаясь» в прошлое, а музеи тесно связаны с идеей времени.
Калмыцкое декоративно-прикладное искусство было и остается в ряду
лучших художественных достижений многих народов, являясь одним из
звеньев мировой художественной культуры, которым по праву может
гордиться наше подрастающее поколение, на которое возлагается
ответственность за сохранение и развитие духовных ценностей своих
предков.