Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для
всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное
стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит
приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык
в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль
общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все
эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые
факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды,
сна, общения с окружающими.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен
момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные
последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Что такое адаптация? Это приспособление организма к существующим
условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму,
видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими,
правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет
новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется
приспосабливаться и привыкать. В процессе приспособления – адаптации –
поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего
меняются:
эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
нарушается сон (
ребенок не может заснуть, сон кратковременный,
прерывистый);
утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к
соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с
психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми
вирусами).
Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия
жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не стоит
беспокоиться: когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».
В этот период можно использовать разнообразные формы работы. Так
как это происходит в летний период, мы приглашаем родителей будущих
воспитанников на летние праздники, спортивные развлечения (пока в
качестве гостей, зрителей). Также организуем для родителей «День открытых
дверей», где они могут пройти по детскому саду, физкультурным,
музыкальным залом, познакомиться с жизнью д/с через стенд «Как мы
живем», познакомиться с визитной карточкой нашего ДОУ, узнать по каким
направлениям работает Д/С.
В этот же период организуется собрание в форме родительской гостиной,
где родители непосредственно знакомятся со специалистами нашего ДОУ,
спецификой работы нашего д/с, могут задать все волнующие их вопросы и
получают визитку нашего д/с и буклет с памяткой по поступлению ребенка в
ДОУ.
В итоге, к моменту непосредственного поступления ребёнка в детский
сад, родители знают всё о дошкольном учреждении, которое будет посещать
их ребёнок.
И вот ребёнок пришёл в детский сад. Главной целью этого этапа становиться
создание условий для протекания успешной адаптации детей при
непосредственном участии родителей.
Родителям предоставляется возможность выбора наиболее благоприятного
сезонного момента и периода рабочего времени поступления ребенка в
детский сад. По желанию родителей определяется временной интервал
нахождения ребенка в группе детского сада. Родителям, у чьих детей
прогнозируется адаптация средней тяжести, мы предлагаем первоначально
приводить ребенка на прогулку и гулять вместе с ним. За время прогулки
взрослые и дети ближе знакомятся друг с другом. Если ребенок хорошо
освоился на игровой площадке, если нам удалось установить с ним
доверительные отношения, то мы зовем его вместе с детьми в группу.
Используя игровые методы, сюрпризные моменты мы показываем ребенку
его шкафчик, знакомим с устройством группы, предоставляем ребенку
возможность поиграть, приглашаем его «Приходить еще к нам в гости»,
стимулируем развитие интереса детей к группе детского сада.
Большую эффективность имеет привлечение родителей к участию в
реализации проектов, осуществляемых в детском саду. Мы предложили
поучаствовать в проекте «Моя семья», где конечным результатом появился
фотоальбом «Наша дружная семья». Каждая семья имела возможность
оформить свою страничку в этом альбоме, с использованием фотографий.
Этот альбом оказался не заменимым в период адаптации детей. Каждый
ребёнок мог открыть альбом, найти страничку своей семьи, как бы побыть
вместе с семьёй, прикоснуться к ним, мог поделиться информацией о семье с
другими детьми. У ребенка поднимается настроение и он чувствует себя
более спокойно.
Таким образом, при непосредственном участии родителей, мы стараемся
создать максимальные условия для протекания наиболее мягкой адаптации
детей к ДОУ.