«Золотая осень»
(Коллаж – коллективная работа).
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкальная,
изобразительная.
Цели: Продолжать знакомить детей с формой кроны и окраской осенних листьев
разных пород деревьев. Учить передавать в рисунке колорит, характерный для
«золотой осени», подбирая нужные цвета и оттенки, называть их.
Продолжать знакомить детей с техникой рисования красками «по сырому», учить
вливать цвет в цвет, разводить краски на палитре до необходимой насыщенности
цвета, использовать прием «высветления» с помощью салфетки.
Учить составлять коллективную композицию. Располагать деревья на листе бумаги с
учетом их размера.
Развивать творчество, воображение.
Материалы и оборудование: Силуэты деревьев разных пород, вырезанные из плотной
белой бумаги, акварель, палитра, салфетка, кисть беличья №4 на каждого ребенка;
репродукции картин с изображением леса в осеннем убранстве, лист тонированной
бумаги с изображением неба и земли.
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись спокойной, медленной музыки (пьеса из
«Детского альбома» П.И.Чайковского.
Предварительная работа: Экскурсия в осенний парк, лес. Наблюдение за растениями,
деревьями на участке детского сада. Чтение и заучивание стихотворений об осени.
Вырезание на занятии по аппликации силуэтов деревьев разных пород из белой
бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель: Лес, точно терем расписной лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? (О красоте деревьев осенью).
Какое время года описывается в этом стихотворении? (Золотая осень).
Почему осень называется золотой?
Золотая осень – это праздник света и тишины, в этот период осени земля покрывается
ярким, шелестящим ковром.
С каким настроем вы слушали эти строки? (С радостным, бодрым, солнечным).
Какие слова помогают почувствовать это настроение? (Веселой, пестрою стеной. Как
будто солнце светит своими лучами и все вокруг освещает).
Посмотрите на эти репродукции. Что на них изображено? (На этой картине
изображены березки. Осень одела их в свой наряд).
Обратите внимание, как много цветов и оттенков использовали художники, чтобы
показать праздничный наряд осеннего леса. Посмотрите, каждый листочек на дереве
окрашен в несколько цветов и оттенков, и все вместе они как будто превращают
дерево в многоцветный, яркий костер.
Вот прозрачная березка переливается всеми оттенками желтого цвета, на самой её
верхушке листья светло-желтые, ниже они окрасились под лучами солнца в густой
золотой цвет.
А могучий дуб ещё только раздумывает, стоит ли менять богатый, зеленый, бархатный
наряд на желто-коричневый.
Зелень ёлочек тоже разная. На макушках освещенных солнцем, она светлая,
прозрачная, а в глубине темно-бирюзовая.
Какие цвета и оттенки я называла, когда рассказывала о деревьях? (светло-желтый,
золотой, зеленый, желто-коричневый, светло-зеленый, темно-бирюзовый).
Сегодня мы станем помощниками осени и солнца, и раскрасим яркими красками наш
лес. На занятие по аппликации мы с вами вырезали силуэты деревьев. Они у нас
лежат на столике. Подойдите, возьмите любой силуэт дерева. Пока по одному силуэту.
Приготовьте краски к работе (Дети смачивают акварельные краски, капая в кюветы по
несколько капель воды).
Посмотрите, как я буду раскрашивать клен.(Показываю на силуэте и объясняю)
Смачиваю водой с помощью кисти крону клена, наношу на влажную поверхность
разные цветовые пятна и размываю их края влажной чистой кистью, пока цвета не
начнут сливаться. В некоторых местах лишнюю окрашенную воду я могу промокнуть
салфеткой.
Помните о том что, вначале наносится более светлый тон, который потом заполняется
более насыщенными или темными тонами. В последнюю очередь раскрашивают
ствол и рисуют ветки дерева.
Включаю аудиозапись. Дети приступают к работе. (Во время работы обращаю
внимание детей на характерную окраску разных пород деревьев).
По окончании работы, когда рисунки подсохнут, дети выбирают самые яркие деревья,
в окраске которых больше всего цветов и оттенков.
Вместе с детьми анализируем композиционное настроение картин, обращаю
внимание на размер деревьев в зависимости от их расположения по отношению к
зрителю (ближе-дальше). Затем из детских рисунков составляется коллаж «Золотая
осень».
Рефлексия: малоподвижная игра «Поймай и назови».
Воспитатель бросает каждому мяч, дети ловят его и произносят название дерева.