Напоминание

"Воспитание образа семьи у старших дошкольников посредством игровых технологий".

Автор: Гришина Галина Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ д/с №57 "Радуга"

Населённый пункт: г.Старый Оскол

Наименование материала: статья

Тема: "Воспитание образа семьи у старших дошкольников посредством игровых технологий".

Описание:

Цель данной работы: привлечь внимание родителей к вопросам нравственного воспитания детей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=89

Опубликовано 31.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Тема :
«Воспитание образа семьи у старших дошкольников посредством игровых технологий». Гришина Галина Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение дс №57 «Радуга» г. Старый Оскол, Белгородская обл.

Актуальность разрабатываемой темы на современном этапе развития нашей страны и нашего общества очевидна. Отношения в семьях складываются неоднозначно. Семья – одна из важнейших, базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от многих факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. В процессе эволюционного развития человек стал не только человеком разумным, но и человеком социальным. Жизнь в одиночестве противоречит самой социальной и физиологической природе человека. Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам импритинга, подражания, идентификации. Происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам, чувствам, отождествление себя с близкими людьми. Состояние семьи в современном мире плачевное – это и высокий процент разводов, низкие показатели детности и рождаемости, депопуляция, одиночество, внебрачные дети и многое другое. Современные дети видят и переживают очень много негативных эмоций связанных с семьей и с семейной жизнью, вследствие чего, у них формируется определенное негативное мнение о семье и соответственно семейной жизни, что в дальнейшем пагубно скажется на социуме и обществе. Основное проявление диссонанса в семейном и гендерном воспитании в последствие проявляется в низкой рождаемости, высокой смертности. Акцентирование внимания общественного мнения на этих проблемах действительно важно, но еще более важен поиск путей изменения этих тенденций, хотя бы ради сохранения населения и его пополнения естественным путем.

Научная проблема воспитания образа семьи у старших дошкольников отражена во многих научных трудах. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства – данная концепция находит свое отражение в трудах Ю.Е. Алешина, Е.В. Антонюк, Э. Берн, М.И. Буянов, А.С. Волович, В.Н. Дружинин, СВ. Ковалев, Е.Б. Маценова, А.Ю. Тавит, Т. Харрис,Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и многих других. Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина данные положения разрабатывались А.Я. Варга, Л.Н. Галигузовой, СВ. Дармодехиным, О.А. Карабановой, А.Д. Кошелевой, А.С. Красовским, Т.В. 1
Кузнецовой, О.В. Лобза, СЮ. Мещеряковой, Е.В. Мжельской, А.В. Мудрик, Л.Ф, Обуховой, Г.Г. Филипповой, О.А. Шаграевой. Проанализировав труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов , можно говорить о взаимозависимости «качества» семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей) и ее возможностей в решении задачи воспитании ребенка как будущего семьянина. Осознание родителями необходимости решения этой задачи уже на ступени дошкольного детства может быть действенным побудителем для позитивных изменений в собственной семье, гуманизации внутрисемейных взаимодействий, нормализации уклада жизни, обогащения воспитательной деятельности, самовоспитания и самообразования. Нестабильно и несистемно существует работа педагога , психолога именно с родителями воспитанников ДОУ, которая была бы направлена на формирование «образа семьи» у старшего дошкольника. Основу комплекса методик исследования составляют : для исследования семейных взаимоотношений — методика «Рисунок семьи», режиссерская игра в «семью» на основе игры «Шесть кукол» Т.И.Пуховой, опросник «АСВ» (Анализ семейных взаимоотношений), анкетирование родителей. На основании вышесказанного можно выделить следующие принципы работы: - принцип соответствия – заключается в соответствии методик формирования «образа семьи» возрастным особенностям и психологическим свойствам детей; - принцип постепенности – заключается в том, что этапы обобщения опыта следуют друг за другом в определенной последовательности; - принцип статности – заключается в предоставлении права выбора ребенку; - принцип творческой активности – заключается в поддержании и развитии интереса к деятельности у детей; - принцип работы в коллективе – заключается в обучении детей работе и творчеству в коллективе – формирование активного взаимодействия, взаимоуважения. Для изучения сложившегося образа семьи у старших дошкольников можно использовать традиционные методики. Так, метод наблюдения и анкетирование родителей воспитанников ДОУ позволяет сформировать мнение о семье ребенка, об отношениях в семье, об отношениях между родителями. Изучение складывающегося «образа семьи» у дошкольников провести в беседе с воспитанниками с последующей оценкой по разработанным критериям Н.И. Демидова Как дополнение к беседе с дошкольниками использовать рисуночную методику оценки, «психологический тест» «Нарисуй семью» (С.Кауфман, Р.Бенс), который позволил проследить психологическое состояние ребенка в семье. На основании наблюдений и опроса детей определить уровень сформированности понятия «образа семьи» Обследование родителей направлено на выяснение понимания родителями значимости формирования у дошкольников «образа семьи» определение ценностных представлений о семье. Вся система работы педагога с детьми в дошкольном возрасте направлена на выявление характера взаимоотношении в семье и уровня развития личностных качеств способствующих реализации социальной роли семьянина. В стратегию включены игры и занятия, рассчитанные на детей дошкольного возраста старшей и подготовительной группы. В основу стратегии были положены ранее сформулированные положения о преобладающем влиянии семьи на поверхностный, а детского сада - на ядерный уровни «образа семьи» у дошкольников, а также о необходимости объединения усилить этих двух социальных институтов для обогащения и коррекции детского образа. Содержание работы 2
определено для каждой группы испытуемых (родителей, детей), но ориентировано на культурно-исторический идеал семьи, традиционность семейного уклада с учетом особенностей современной жизни. Технология формирования «образа семья» зависит от формы взаимодействия (сотрудничество, координация и согласование, коррекция, взаимное содействие, параллельное действие), от субъектного опыта детей, родителей, педагогов). Работу с родителями дошкольников направлять на повышение психолого- педагогической культуры как основы гуманизации детско-родительских отношений: доклада в сборнике сообщения-информации, просмотр видеофильмов, беседы, решение проблемных задач, выполнение и обсуждение домашних заданий, статей из книг и периодики, тестирование. Использовать методы, с помощью которых одновременно изучались и корректировались ценностные ориентации, педагогическая позиция участников опытной работы, их представления о семейном укладе, о взаимоотношениях поколений. переживаемых чувств. По содержанию работы выделить два блока: инвариантный (для всех участников) и вариативный (в зависимости от особенностей и потребностей семьи). Некоторые формы и методы работы со взрослыми членами семьи непосредственно связаны с содержанием опытной работы с детьми: выполнение домашних заданий «Наш дом», «Родословная семьи», «Антисемейные» высказывания и действия в семье» с последующим обсуждением; дискуссия «Мы, наши родители и дети». Основная нагрузка ложится на индивидуальную работу с участниками (беседы, знакомство с литературой, скрытые выборочные наблюдения за ребенком с последующим анализом). . Совокупность блоков воспитательно-образовательной работы («Наш дом», «Домашнее хозяйство», «Моя семья», «Мои родители», «Моя родословная», «Совет да любовь», «Какой я сын /Какая я дочь», «Вот скоро повзрослею») отражает все категории «образа семьи». В темах «Моя семья», «Мои родители» акцент на ценности теплых, заботливых отношений между всеми членами семьи, на возможном «вкладе» детей в такие отношения. В занятия включать такие игры как: «Красивые слова о маме», «Кто для кого», «О ком это?», «Праздник 8 марта», «День рождения в нашей семье». . Работа по указанным темам поможет детям осознать, в чем заключается ценность родного дома, осознать его уклад, почувствовать свою причастность к жизни в семье. . Приоритетность детского сада в формировании ядерного уровня образа семьи обеспечивается следующими педагогическими условиями: - опора на субъектный опыт каждого ребенка, приобретенный в семье; - применение разнообразных методов и приемов воспитательно-образовательной работы (этические беседы, чтение художественной литературы, моделирование «большой» и «малой» семьи, «волшебного фонаря семейной памяти», художественная деятельность, игры). - использование средств народной педагогики, позволяющих тактично корректировать представления детей, привносить в их сознание идеал семьи; - сочетание различных форм воспитательного процесса с вовлечением в качестве инициаторов, полноправных участников членов семьи как носителей семейной памяти, традиций. Работа дошкольного учреждения может быть эффективной только при условии его сотрудничества с родителями. Поэтому с семьями воспитанников необходимо устанавливть контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию становились активно действующими в процессе ее усвоения. совместная деятельность родителей и детей, направленная на укрепление детско-родительских и родственных отношений.  Родители дают ребёнку модель отношений с миром и друг с другом. 3
Понимание – это обязательно ещё самопонимание и самовоспитание. Воспитание – это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на своё счастье и счастье ребёнка. Ребёнок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным… Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребёнка, понимания жизни. Ребёнка важно не только понимать, но и уметь выразить своё понимание, чтобы ребёнок понимание чувствовал словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Главное – неравнодушием и трудом. Свободная игра в детско-родительской группе также стимулирует взаимодействие между родителями и обмен мнениями по поводу подходов к воспитанию, а также облегчает параллельное взаимодействие между детьми, в то время как родители находятся рядом. Родители и дети участвуют в различных формах воспитательно-образовательного процесса детского сада (праздники и развлечения, занятия, спортивные игры, тематические выставки), «путешествие» в историю семьи (заполнение «волшебного фонаря семейной памяти», составлении генеалогического древа, альбома «Моя родословная», семейной фотолетописи). Спортивный праздник «Папа, мама, Я – спортивная семья» поможет не только приобщить всю семью к здоровому образу жизни и просто весело и вместе провести время, но и способствует установлению контакта между детьми и родителями, доверительных дружественных отношений, что крайне важно для семьи. Совместные командные игры сближают участников. Благодаря такой деятельности дети чувствоуют свою причастность к семье, ощущают любовь близких, осознавали их заботу о себе, о родственниках, учатся выражать ответные чувства и действенно их проявлять. Родителям предложить следующие рекомендации: Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:  Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.  Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.  Будьте терпеливы.  Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.  Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.  Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.  Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).  Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давйте простые и понятные объяснения.  Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»  Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.  Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …  Поощряйте любопытство.  Не скупитесь на похвалу. РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!! 4

Библиография
: 1. Алёшина Ю.Е., Волович А.С. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 74-81. 2. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -М., 1992.- 24 с. 3. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 22 с. 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений /Пер. с англ. - М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2001,- 472 с. 5. Бестужев-Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра. — М.: Знание, 1979. — 95 с. 6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987. — 25 с. 7. Галигузова Л.Н., Мещерякова СЮ. Развитие у детей представлений об истории и культуре. (Программа). - М.: Дрофа, ДиК, 1999. - 37 с. 8. Демидова Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: диссертация – М. 2003 г. 107 с. 9. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -199 с. 10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие. -М. - Самара: Изд-во СИОКПП, 2001. - 120 с. 11. Кошелева А.Д. Роль близких взрослых в становлении мироощущения ребенка //Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. -Пермь, 2001. - С. 90-104. 12. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебник для студентов вуза, — М.: Педагог, о-во России, 2001. — 319 с. 13. Мухина B.C. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов, обучающихся по педагогической специальности. - М.: Academia, 2002. - 452 с. 14. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития: Учебное пособие. — М.: Жизнь и мысль, 1999. — 166 с. 15. Тавит А.Ю. Роль родителей в обеспечении благополучного брака детей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тарту, 1989. - 17 с. 16. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства //Проблемы изучения и развития личности дошкольника. - Пермь, 1995. - С. 31-36. 17. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка раннего возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. — 23 с. 18. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 2000. - 651 с. 5


Яндекс.Метрика