Напоминание

"Развитие словаря у дошкольников с ОНР посредством системного подхода в коррекционно-развивающем обучении"

Автор: Даниленко Ирина Юрьевна

Должность: старший воспитатель

Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка № 2 Центрального района Волгограда

Населённый пункт: г. Волгоград

Наименование материала: статья

Тема: "Развитие словаря у дошкольников с ОНР посредством системного подхода в коррекционно-развивающем обучении"

Описание:

В результате проведения коррекционно-развивающей работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи: пополняется словарный запас, формируется правильное лексическое оформление высказываний. Дети учатся выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=895

Опубликовано 08.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Даниленко Ирина Юрьевна
старший воспитатель МОУ Центра развития ребенка № 2, г. Волгограда
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ
При проведении коррекционной работы по развитию лексики у детей с общим недоразвитием речи необходимо учитывать: современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, закономерности формирования лексики, особенности лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирования лексики мы составили перспективный план, в котором подобраны игры, художественная литература, словарь (предметный, глагольный, признаков) к каждой лексической теме, проводили занятия по следующим направлениям: • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.); • уточнение значений слов; • формирование семантической структуры слова; • активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. В своей работе мы использовали следующие педагогические средства: • индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми; • общение с детьми на прогулке и в утренние, вечерние часы; • консультации для воспитателей и родителей; • открытые занятия; • индивидуальные беседы.
Методы: наблюдение, беседа, игры, упражнения, речевые средства (пословицы, поговорки, загадки, сказки), дидактические игры (на развитие речи и психических процессов), поощрение, похвала, сюрприз. В работе использовались следующие технологии, из которых отбирались дидактические игры, соответствующие лексическим темам, с учётом индивидуальной этиологии психоречевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: • А.А.Катаева, Е.А.Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». 1 раздел. Д/и и упражнения направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта. 2 раздел. Д/и на развитие ручной моторики. 3 раздел. Д/и и упражнения по сенсорному воспитанию. 4 раздел. Д/и и упражнения направленные на развитие мышления. 5 раздел. Д/и и упражнения по развитию речи. • Л.Н.Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» Цель: расширять кругозор; формировать двигательные навыки, точную координацию. • Е.А.Пожиленко «Артикуляционная гимнастика». Цель: развивать эмоциональную сферу ребенка, подвижность мимико- артикуляционных мышц; совершенствовать пластику движений. • С.Н.Сазонова «Развитие речи дошкольников с ОНР». Цель: обогащать словарь детей; воспитывать интерес к обучению. • Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» Ценность технологии заключается в том, что она помогает детям освоить детям наиболее сложный программный материал, закрепить его на занятиях и во внеучебное время. В играх прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приёмов, а также словарного материала. Предлагаемые во время коррекционной работы задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей. В качестве ведущего средства мы
рассматривали дидактические игры и упражнения, которые проводили не только на занятиях, но и во время различных режимных моментов. Например: «Найди и назови», «Назови ласково», «Что, где растет?», «Опиши, какая (какой)?», «Когда это бывает?», «Назови признаки», «Скажи наоборот» «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Я начну, а ты закончи», «Назови детали одежды», «Опиши одежду товарища», «Один и много» и др. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволило нам эффективно проводить работу по развитию лексической стороны речи, способность оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их речевой норме. При выборе художественных произведений нами использовались определенные критерии: небольшой объем, доступность, четкость композиции, простота сюжета, высокая нравственность и художественность текста. При проведении работы на данном этапе использовались художественные произведения: «Буран» В.Левин, «У лукоморья дуб зеленый» А.Пушкин, «Веселое лето» В.Берестов, «Зима не даром злится…» Ф.Тютчев, «Хитрая лиса» Н.Успенская, «Кролик» Е.Чарушин, «Осень наступила» А.Плещеев и др. В результате проведения коррекционно-развивающей работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня пополнился словарный запас, сформировалось правильное лексическое оформление высказываний. Дети научились выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации. Сформировалось умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с изучением предметов окружающих детей. На основе понимания признаков предметов они учатся их группировать в практической деятельности. Уточняется значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика, в которой последовательно закрепились лексические знания. В процессе усвоения предметного словаря продолжилось знакомство детей с общим недоразвитием речи с различными способами словообразования. В процессе выполнения заданий у детей развивается мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, а также воображение и творческие способности.
Как показали исследования, под влиянием коррекционного обучения и воспитания у детей с общим недоразвитием речи происходят позитивные изменения в развитии лексической стороны речи. Следовательно, выбранный нами метод развития лексики у дошкольников с ОНР является правильным не только для формирования словарного запаса у детей данной категории, но и речи в целом, как основного средства коммуникации. Литература 1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М., Тв. центр. 2005. 2. Балобанов В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С- П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 3. Выготский Л. С. Развитие устной речи / /Детская речь. 1996. ч. 1. С. 51. 4. Волкова Л.С «Логопедия» 5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.,2002. с. 16. 6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. М. «Просвещение» 1990г. 7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». 8. Коноваленко В.В. «Развитие связной речи». 9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-П., 2001, «Союз». С. 14 10. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика». 11. Сазонова С.Н. «Развитие речи дошкольников с ОНР». 12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004г. «АЙРИС ПРЕСС». 13. Швайко Г.В. «Игры и игровые упражнения для развития речи».


Яндекс.Метрика