"Развитие словаря у дошкольников с ОНР посредством системного подхода в коррекционно-развивающем обучении"
Автор: Даниленко Ирина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка № 2 Центрального района Волгограда
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие словаря у дошкольников с ОНР посредством системного подхода в коррекционно-развивающем обучении"
Описание:
В результате проведения коррекционно-развивающей работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи: пополняется словарный запас, формируется правильное лексическое оформление высказываний. Дети учатся выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации.
Даниленко Ирина Юрьевна
старший воспитатель
МОУ Центра развития ребенка № 2, г. Волгограда
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ
При проведении коррекционной работы по развитию лексики у детей с
общим недоразвитием речи необходимо учитывать: современные лингвистические
и психолингвистические представления о слове, закономерности формирования
лексики, особенности лексики у дошкольников с речевой патологией.
С учетом этих факторов формирования лексики мы составили
перспективный план, в котором подобраны игры, художественная литература,
словарь (предметный, глагольный, признаков) к каждой лексической теме,
проводили занятия по следующим направлениям:
•
расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об
окружающей действительности, формирование психических процессов
(мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
•
уточнение значений слов;
•
формирование семантической структуры слова;
•
активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода
слова из пассивного в активный словарь.
В своей работе мы использовали следующие педагогические средства:
•
индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми;
•
общение с детьми на прогулке и в утренние, вечерние часы;
•
консультации для воспитателей и родителей;
•
открытые занятия;
•
индивидуальные беседы.
Методы: наблюдение, беседа, игры, упражнения, речевые средства
(пословицы, поговорки, загадки, сказки), дидактические игры (на развитие речи и
психических процессов), поощрение, похвала, сюрприз.
В работе использовались следующие технологии, из которых отбирались
дидактические игры, соответствующие лексическим темам, с учётом
индивидуальной этиологии психоречевых нарушений у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи:
•
А.А.Катаева, Е.А.Стребелева «Дидактические игры в обучении
дошкольников с отклонениями в развитии».
1 раздел. Д/и и упражнения направленные на формирование сотрудничества
ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта.
2 раздел. Д/и на развитие ручной моторики.
3 раздел. Д/и и упражнения по сенсорному воспитанию.
4 раздел. Д/и и упражнения направленные на развитие мышления.
5 раздел. Д/и и упражнения по развитию речи.
•
Л.Н.Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет»
Цель: расширять кругозор; формировать двигательные навыки, точную
координацию.
•
Е.А.Пожиленко «Артикуляционная гимнастика».
Цель: развивать эмоциональную сферу ребенка, подвижность мимико-
артикуляционных мышц; совершенствовать пластику движений.
•
С.Н.Сазонова «Развитие речи дошкольников с ОНР».
Цель: обогащать словарь детей; воспитывать интерес к обучению.
•
Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
Ценность технологии заключается в том, что она помогает детям
освоить детям наиболее сложный программный материал, закрепить его на
занятиях и во внеучебное время. В играх прослеживается тенденция к
усложнению заданий, методов и приёмов, а также словарного материала.
Предлагаемые во время коррекционной работы задания могут варьироваться
в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского
сада, контингента и возраста детей. В качестве ведущего средства мы
рассматривали дидактические игры и упражнения, которые проводили не только
на занятиях, но и во время различных режимных моментов. Например: «Найди и
назови», «Назови ласково», «Что, где растет?», «Опиши, какая (какой)?», «Когда
это бывает?», «Назови признаки», «Скажи наоборот» «Четвертый лишний»,
«Чего не стало?», «Я начну, а ты закончи», «Назови детали одежды», «Опиши
одежду товарища», «Один и много» и др.
Использование высокохудожественных текстов детской литературы
позволило нам эффективно проводить работу по развитию лексической стороны
речи, способность оценивать правильность высказываний с точки зрения
соответствия их речевой норме. При выборе художественных произведений нами
использовались определенные критерии: небольшой объем, доступность, четкость
композиции, простота сюжета, высокая нравственность и художественность
текста.
При проведении работы на данном этапе использовались художественные
произведения: «Буран» В.Левин, «У лукоморья дуб зеленый» А.Пушкин,
«Веселое лето» В.Берестов, «Зима не даром злится…» Ф.Тютчев, «Хитрая лиса»
Н.Успенская, «Кролик» Е.Чарушин, «Осень наступила» А.Плещеев и др.
В результате проведения коррекционно-развивающей работы по
формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
пополнился словарный запас, сформировалось правильное лексическое
оформление высказываний. Дети научились выделять названия предметов,
действий, признаков, понимать обобщенное значение слова, выбирать из двух
слов наиболее подходящее к данной ситуации.
Сформировалось умение выделять части предмета. Предметный
лексический материал связан с изучением предметов окружающих детей. На
основе понимания признаков предметов они учатся их группировать в
практической деятельности. Уточняется значение существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная
речевая практика, в которой последовательно закрепились лексические знания. В
процессе усвоения предметного словаря продолжилось знакомство детей с общим
недоразвитием речи с различными способами словообразования.
В процессе выполнения заданий у детей развивается мышление, память,
внимание, зрительное и слуховое восприятие, а также воображение и творческие
способности.
Как показали исследования, под влиянием коррекционного обучения и
воспитания у детей с общим недоразвитием речи происходят позитивные
изменения в развитии лексической стороны речи. Следовательно, выбранный
нами метод развития лексики у дошкольников с ОНР является правильным не
только для формирования словарного запаса у детей данной категории, но и речи в
целом, как основного средства коммуникации.
Литература
1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М., Тв. центр.
2005.
2. Балобанов В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация
логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С-
П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
3. Выготский Л. С. Развитие устной речи / /Детская речь. 1996. ч. 1. С. 51.
4. Волкова Л.С «Логопедия»
5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим
речевым недоразвитием. М.,2002. с. 16.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у
дошкольников. М. «Просвещение» 1990г.
7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении
дошкольников с отклонениями в развитии».
8. Коноваленко В.В. «Развитие связной речи».
9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического
строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-П., 2001, «Союз». С. 14
10. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика».
11. Сазонова С.Н. «Развитие речи дошкольников с ОНР».
12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста. М., 2004г. «АЙРИС ПРЕСС».
13. Швайко Г.В. «Игры и игровые упражнения для развития речи».