План-конспект непосредсвенно образоватедьной деятельности по
познавательному развитию на тему: « Маша варежку надела…»
Подготовил: воспитатель 1 категории Чамкаева Е. Б.
Младший дошкольный возраст
Цель: приобщение детей к народной культуре России
Задачи: продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира
( варежками, перчатками), используя малые фольклорные жанры.
Обогащать сенсорную культуру, вводя новые знания о цвете, материале,
назначении предметов одежды.
Учить понимать речь педагога, отвечать на вопросы предложениями из 3-4
слов.
Расширять словарный запас детей за счёт использования прилагательных,
обозначающих цвет, материал, форму предметов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие,
социально –коммуникативное развитие.
Оборудование: корзина с разноцветными клубками шерстяных ниток,
несколько пар варежек разного цвета и узора; пара вязаных перчаток;
вырезанные из цветной бумаги заготовки в форме варежек, кругов и полосок
для выполнения аппликации ( на каждого ребёнка).
Словарная работа: варежки, перчатки, надевать, тёплые, мягкие, шерстяные,
нитки, клубок ниток, клубки, клубочки, смотать нитки в клубок, размотать,
вязать, вязаные, спицы, крючок.
Логика образовательной деятельности
Воспитатель: ( повязывает на голову платок и берёт в руки корзину). Я –
бабушка. Посмотрите, что я принесла в корзинке. ( Раздаёт клубки детям).
Это клубки ниток. ( Дети рассматривают). Ваня, какого цвета твой клубок? А
у тебя Олеся? и т. д. ( ответы детей). Можно ли покатать клубок? ( Катает
клубок по столу). Можно, потому что клубок круглый, у него нет углов.
( Предлагает детям покатать). На что похожи клубки? ( Синий похож на
мячик, красный - на спелое яблоко, жёлтый на – солнышко). В клубок
смотаны нитки .( Разматывает и снова сматывает нитки. Дети пытаются
повторить действия педагога). Эти нитки шерстяные. Что можно связать из
шерстяных ниток? ( Ответы детей). Вы знаете, чем вяжут мамы и бабушки?
Правильно, спицами и крючком. Варежки обычно вяжут спицами.
Посмотрите, как я буду это делать. ( Вяжет несколько рядов). У меня
получились вот такие варежки. ( Достаёт из корзины пару варежек и
раскладывает на столе). Зачем нам нужны варежки? ( Объяснения детей).
В моей корзинке много варежек, и они все перепутались. ( Показывает).
Найдите одинаковые по цвету и узору варежки и разложите их по парам.
(Дети выполняют задание).Потрогайте варежки, приложите к щеке – они
мягкие, связаны из шерстяных ниток, значит, шерстяные. Наденьте их на
руки – они тёплые.
Отгадайте загадку: Чтоб не мёрзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят.
В печке вязаной сидят. ( Ответы детей).
Теперь послушайте веселое стихотворение « Где мой пальчик?»
Маша варежку надела.
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
- Поглядите- ка ,нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь.
Здравствуй, пальчик !
Как живёшь?
( Н. Саконская)
Как вы думаете, почему у Маши пропал пальчик? Как Маша нашла свой
пальчик? У вас такое бывает? ( Ответы детей). Что ещё надевают на руки,
чтобы они не мёрзли? ( Достаёт из корзины пару перчаток, показывает
детям). Правильно, перчатки. Перчатки по форме похожи на варежки? Нет , в
перчатках есть отдельные « комнатки» для каждого пальчика. Послушайте
загадку: « Пять пальчиков – пять чуланчиков,
Каждому пальчику – свой чуланчик» ( Ответы детей).
Правильно, это перчатки. Варежки и перчатки нам нужны для ТОО, чтобы
руки не мёрзли.
У наших кукол нет варежек, зимой руки у них могут замёрзнуть. Давайте
поможем им и сделаем красивые варежки. ( Раздаёт бумажные заготовки.
Дети выполняют аппликацию). Я уверена, куклы будут довольны вашими
работами.
Проводится игра: воспитатель произносит текст , а дети вместе с ним
выполняют соответствующие движения.
Мы погреемся немножко,
( надевают варежки)
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп- хлоп-хлоп-хлоп – хлоп,
Хлоп- хлоп-хлоп-хлоп-хлоп. ( хлопают).
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ- топ- топ-топ-топ. ( Топают).