"Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ ".
Автор: Рубцова Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ ООШ №2 "Детский сад"
Населённый пункт: Самарская область г.Октябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ ".
Описание:
Вашему вниманию предлагается перечень современных здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать как в детском саду, так и дома каждый день: от того, как правильно организовать режим для ребёнка,какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического здоровья.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском
саду.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный
путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно
в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты
личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень
важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и
практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное
образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер,
направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения
и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности,
направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их
комплекс получил в настоящее время общее название
«здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-
оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,
которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога,
ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих
образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность
сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и
навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные
знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические
технологии мы применяем в различных видах деятельности
Таких как:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения ЗОЖ;
-коррекционные технологии.
Детям необходимо создавать педагогические условия
здоровьесберегающего процесса воспитания и развития, основными из
которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой
форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры;
организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности
детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и
пособиями. Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение
всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя,
музыкального руководителя. Необходимо уделять особое внимание
обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа
жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для
создания среды здоровьесберегающего процесса.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере
утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы
гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в
зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть
физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со
средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с
возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация
Используется для работы спокойную классическая музыка (Чайковский,
Рахманинов), записи звуков природы.
Пальчиковая гимнастика проводится с подгруппой детей, тренируем
мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление,
внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем
детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный
отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического
напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения
используется наглядный материал.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во
всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его
работы в целом.
Бодрящая гимнастика в её комплекс входят упражнения на кроватках на
пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания
правильной осанки. Для профилактических целей используем коврик-
дорожку. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка
прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный
аппарат стопы, защищая организм в целом.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным
сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при
этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся в соответствии программой, по которой
работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные
оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и
навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и
способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях
способствует улучшению психологического и физиологического состояния
организма ребёнка.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает
кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов,
улучшить осанку, проводится в виде динамической паузы на занятиях.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник,
музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников
все дети приобщаются к непосредственному участию в различных
состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные
задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном
занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом
используем те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно
овладели.
Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой:
это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет
умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального
произведения, развивает музыкальный слух, память.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов
артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного
звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное
звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения
звукопроизношения.
Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей
работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть
групповое рассказывание. Можно использовать авторские сказки, т.к. в них
есть много поучительного. Сказки не только нужно читать, но и обсуждать с
детьми. Дети очень любят обыгрывать их. Для этого можно использовать
кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных
сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная
сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии.
Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами
толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Всем известно, что в любой деятельности нельзя стоять на месте. Так в
дальнейшей своей работе мы планируем использовать
здоровьесберигающие технологии такие как:
Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух,
чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.
Обращается внимание на художественную ценность, величину физической
нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Серия занятий «Азбука здоровья». Как бы много воспитатели и родители ни
делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к
этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать
для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся
занятия по познанию и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и
мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т.д.
Технология музыкального воздействия . Музыка обладает сильным
психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной
системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает),
вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя
и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим
важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При
использовании музыки помню об особенностях воздействия характера
мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко
использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников
(на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию,
ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая
ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать
эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать
концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы
помочь с трудом, засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети
лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и
прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или
в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции.
Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть
их тела.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет
оздоровительную направленность, а используемая в комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к
здоровому образу жизни.
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны, с уверенностью
можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-
оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если
она не реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо повышать
психолого-педагогическую компетентность родителей, в том числе в
вопросах укрепления здоровья детей, включать их в процесс активного
взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого
здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем
разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей;
педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские
собрания; консультации; занятия с участием родителей; Дни открытых
дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников,
физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей
среды.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о
правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей.
Использовать информацию в родительских уголках, в папках-передвижках
(«Развитие ребёнка и его здоровье», «Движение - основа здоровья»,
«Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений»,
«Зимние игры с ребенком» и т.д.).
Таким образом, проводимая физкультурно-оздоровительная работа
позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению
детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.