возраста.
Умственное развитие ребёнка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со
сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Умственное воспитание
формирует определённые качества личности, его умственной активности и
самостоятельности, творческого мышления к выполнению всех видов детской
деятельности, в формировании разнообразных способностей ребёнка. Разработаны
принципы отбора и систематизации знаний детей. На основе этих принципов
определён примерный объём систематизированных знаний о живой и неживой
природе, которые позволяют сформировать у детей первоначальное понимание
некоторых важных природных зависимостей, в процессе познания которых
существенную роль играют специфические формы мышления детей, а именно
наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. У детей формируются
способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например,
старшие дошкольники могут понять зависимости между внешним строением
животных и условиями их существования. Важное значение для умственного
воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности
детей. Важную роль в умственном развитии детей играет ознакомление с изменением
и развитием предметов и явлений, а также наблюдений за изменением и развитием
явлений живой и неживой природы.
Ознакомление с природой – важное средство всестороннего воспитания детей
дошкольного возраста, которое способствует развитию восприятия, мышления, речи.
Важную роль для умственного воспитания детей играет содержание знаний,
достоверно отражающее закономерные явления окружающей действительности. Дети
знакомятся с рядом закономерностей, внешние проявления которых имеют отчётливый
характер, что делает их доступными для наблюдения и познания детьми дошкольного
возраста. К числу таких закономерностей относятся приспособленность живых
организмов к жизни в определённых условиях, рост и развитие животных и растений.
Это – основополагающие закономерности живой природы, и их познание на
конкретных примерах обеспечивает интенсивное умственное развитие детей. Связь
животных и растений с внешней средой обусловлена наличием потребностей,
удовлетворение которых обеспечивает их существование, развитие. Внешняя среда
предоставляет растениям свет, тепло, влагу, питательные вещества, кислород;
животным – пищу, материал для строительства гнёзд, убежищ и т.д. Необходимо
знакомить детей со способами передвижения животных, определяющими их
жизненное поведение (питание, формы защиты от врагов, выращивание потомства и
др.). Конкретные формы передвижения у разных видов животных строго
приспособлены к условиям среды обитания. Животные, живущие в водной,
воздушной, наземной среде, имеют очень несхожие органы передвижения: плавники,
крылья, ноги. Рост и развитие живых существ, сезонные явления в природе
сопровождаются яркими внешними проявлениями, что делает их интересным
познавательным материалом.
Таким образом, важнейшие закономерности природы составляют содержание
познавательного материала, который даёт возможность в процессе организованного
обучения развивать наблюдательность, мышление, умственную активность детей
дошкольного возраста. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место
занимают знания о явлениях неживой природы.
Неживая природа непрерывно воздействует и на развитие ребёнка, что формирует у
него новые практические и умственные действия. Введение в мир неживой природы
должно происходить без заучивания, запоминания и повторения любых правил. При
этом необходимо, чтобы в основе процесса ознакомления с явлениями природы
лежали действия ребёнка с реальными компонентами явления. Дети учатся лучше
чему-либо, если сами включаются в работу. И тут на помощь приходит игра.
Практическое соприкосновение с жизнью в занимательной игровой форме и есть тот
метод, которым ребёнок познаёт жизнь и необходимые явления неживой природы.
Метод игры наиболее эффективен в формировании навыков самостоятельной
умственной деятельности и в развитии логического мышления детей. Познавательный
процесс, умственное воспитание ребёнка тесно связаны с воспитанием нравственным.
Обучение детей, формирование у них чётких представлений и знаний сопровождается
воспитанием правильного отношения к изучаемым явлениям на основе понимания их
идейной сущности. Например, детей не только знакомят с трудом взрослых, дают
знания, расширяют кругозор, но и воспитывают уважение к тем, кто создаёт
материальные и духовные блага для общества, бережное отношение к предметам и
вещам, как результату труда взрослых.
Важное значение в умственном воспитании по ознакомлению с окружающим имеет
беседа, в которой воспитатель с помощью вопросов выясняет и уточняет
представления детей об окружающем. Беседа проходит интереснее и живее, если дети
не только отвечают на вопросы воспитателя, но и могут действовать и с картинками,
группировать их, находить нужные. Развитию познавательной активности также
способствуют дидактические игры типа: «Чудесный мешочек», «Что изменилось?» и
др. Выявляется тесная связь воспитания звуковой культуры речи с умственным
развитием. В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели
используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки,
загадки, пословицы, поговорки, потешки, стихи, считалки. Они способствуют не
только формированию правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции,
развивают речевой слух, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяют
кругозор, уточняют и обогащают знания и представления об окружающей
действительности. Большое значение для умственного и речевого развития
представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют наблюдательность, учат
думать, подмечать характерные признаки предметов, т.е. способствуют речевому и
умственному развитию. Не менее полезным для речевого и умственного развития
являются упражнения по воспитанию звуковой культуры речи, связанные с
заучиванием пословиц и поговорок, а также стихов. Таким образом, умственное
развитие дошкольников в процессе развития звуковой культуры речи во многом
определяется тем, какой используется речевой дидактический материал.
В процессе обучения все названные выше методы применяются в тесной взаимосвязи,
что способствует решению задач всестороннего развития детей.
Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческих способностей
детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых
замыслов. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании
у дошкольников творческого отношения к окружающему миру, поиски новых
эффективных методов, положительно влияющих на развитие умственной активности и
самостоятельности детей.