Напоминание

"Умственное воспитание детей дошкольного возраста"

Автор: Артемьева Ирина Анатольевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКОУ БСОШ №3

Населённый пункт: город Бобров

Наименование материала: методическая разработка

Тема: "Умственное воспитание детей дошкольного возраста"

Описание:

Умственное воспитание детей в нашем детском саду, на конкретных примерах.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=954

Опубликовано 11.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Умственное воспитание детей дошкольного

возраста.
Умственное развитие ребёнка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Умственное воспитание формирует определённые качества личности, его умственной активности и самостоятельности, творческого мышления к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей ребёнка. Разработаны принципы отбора и систематизации знаний детей. На основе этих принципов определён примерный объём систематизированных знаний о живой и неживой природе, которые позволяют сформировать у детей первоначальное понимание некоторых важных природных зависимостей, в процессе познания которых существенную роль играют специфические формы мышления детей, а именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. У детей формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, старшие дошкольники могут понять зависимости между внешним строением животных и условиями их существования. Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. Важную роль в умственном развитии детей играет ознакомление с изменением и развитием предметов и явлений, а также наблюдений за изменением и развитием явлений живой и неживой природы.
Ознакомление с природой –
важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, которое способствует развитию восприятия, мышления, речи. Важную роль для умственного воспитания детей играет содержание знаний, достоверно отражающее закономерные явления окружающей действительности. Дети знакомятся с рядом закономерностей, внешние проявления которых имеют отчётливый характер, что делает их доступными для наблюдения и познания детьми дошкольного возраста. К числу таких закономерностей относятся приспособленность живых организмов к жизни в определённых условиях, рост и развитие животных и растений. Это – основополагающие закономерности живой природы, и их познание на конкретных примерах обеспечивает интенсивное умственное развитие детей. Связь животных и растений с внешней средой обусловлена наличием потребностей, удовлетворение которых обеспечивает их существование, развитие. Внешняя среда предоставляет растениям свет, тепло, влагу, питательные вещества, кислород; животным – пищу, материал для строительства гнёзд, убежищ и т.д. Необходимо знакомить детей со способами передвижения животных, определяющими их жизненное поведение (питание, формы защиты от врагов, выращивание потомства и др.). Конкретные формы передвижения у разных видов животных строго приспособлены к условиям среды обитания. Животные, живущие в водной, воздушной, наземной среде, имеют очень несхожие органы передвижения: плавники,
крылья, ноги. Рост и развитие живых существ, сезонные явления в природе сопровождаются яркими внешними проявлениями, что делает их интересным познавательным материалом. Таким образом, важнейшие закономерности природы составляют содержание познавательного материала, который даёт возможность в процессе организованного обучения развивать наблюдательность, мышление, умственную активность детей дошкольного возраста. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы.
Неживая природа
непрерывно воздействует и на развитие ребёнка, что формирует у него новые практические и умственные действия. Введение в мир неживой природы должно происходить без заучивания, запоминания и повторения любых правил. При этом необходимо, чтобы в основе процесса ознакомления с явлениями природы лежали действия ребёнка с реальными компонентами явления. Дети учатся лучше чему-либо, если сами включаются в работу. И тут на помощь приходит игра. Практическое соприкосновение с жизнью в занимательной игровой форме и есть тот метод, которым ребёнок познаёт жизнь и необходимые явления неживой природы. Метод игры наиболее эффективен в формировании навыков самостоятельной умственной деятельности и в развитии логического мышления детей. Познавательный процесс, умственное воспитание ребёнка тесно связаны с воспитанием нравственным. Обучение детей, формирование у них чётких представлений и знаний сопровождается воспитанием правильного отношения к изучаемым явлениям на основе понимания их идейной сущности. Например, детей не только знакомят с трудом взрослых, дают знания, расширяют кругозор, но и воспитывают уважение к тем, кто создаёт материальные и духовные блага для общества, бережное отношение к предметам и вещам, как результату труда взрослых.
Важное значение в умственном воспитании по ознакомлению с окружающим имеет беседа, в которой воспитатель с помощью вопросов выясняет и уточняет представления детей об окружающем. Беседа проходит интереснее и живее, если дети не только отвечают на вопросы воспитателя, но и могут действовать и с картинками, группировать их, находить нужные. Развитию познавательной активности также способствуют дидактические игры типа: «Чудесный мешочек», «Что изменилось?» и др. Выявляется тесная связь воспитания звуковой культуры речи с умственным развитием. В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, стихи, считалки. Они способствуют не только формированию правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, развивают речевой слух, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяют кругозор, уточняют и обогащают знания и представления об окружающей действительности. Большое значение для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют наблюдательность, учат думать, подмечать характерные признаки предметов, т.е. способствуют речевому и умственному развитию. Не менее полезным для речевого и умственного развития являются упражнения по воспитанию звуковой культуры речи, связанные с заучиванием пословиц и поговорок, а также стихов. Таким образом, умственное развитие дошкольников в процессе развития звуковой культуры речи во многом определяется тем, какой используется речевой дидактический материал.
В процессе обучения все названные выше методы применяются в тесной взаимосвязи, что способствует решению задач всестороннего развития детей. Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании у дошкольников творческого отношения к окружающему миру, поиски новых эффективных методов, положительно влияющих на развитие умственной активности и самостоятельности детей.


Яндекс.Метрика