Напоминание

"Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника"

Автор: Гречнева Ирина Владимировна

Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение: детский сад "Алёнушка"

Населённый пункт: г. Киреевск

Наименование материала: консультация

Тема: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника"

Описание:

Роль классической музыки в воспитании дошкольника.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=959

Опубликовано 12.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Консультация
«КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА»
Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, песню жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться её красотой. В. Сухомлинский Процесс воспитания личности современного ребёнка состоит в том, чтобы, заботясь о совершенстве каждой грани, черте характера ребёнка, воспитатель не должен упускать из виду то обстоятельство, что совокупность всех человеческих сторон определяется чем-то ведущим, основополагающим. И таким определяющим компонентом, несмотря ни на какие современные веяния, была и остаётся нравственность. Нравственность представляет собой сложное социально- психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы, и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить, как выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе. Мастерство и искусство воспитания гармонично развитой личности ребёнка состоит в умении педагога открыть перед каждым, даже самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем, те сферы развития его духа, где он может достичь вершины и проявить себя, заявить о своём Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделённым, а духовно богатым. Мир, окружающий нас, для детей полон вопросов и загадок. Мы должны помочь малышам не только внимательно смотреть, но и слушать. В
наше непростое, неоднозначное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественное эстетическое восприятие мира. У детей в процессе знакомства с лучшими образцами классической музыки формируется бережное отношение к природе, людям, миру, развивается духовная чуткость. Сами не замечая того, они учатся помогать, сопереживать. Н. А. Ветлугина пишет: «Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот радостный мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции.» Музыкальные занятия с дошкольниками можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Обе линии грандиозны по объёму и важности для будущего понимания и восприятия ребёнком красоты, гармонии, музыки, мира и себя. В последнее время наблюдается активное проникновение популярной эстрадной музыки, нередко очень низкого качества, в дошкольные учреждения, что, несомненно, является негативным явлением. Во-первых, упускается время, так как музыка, подобно речи, осваивается детьми, начиная с раннего детства. Поэтому, в зависимости от того, какую музыкальную речь слышат дети, к такой они привыкают и овладевают ею, как своей родной. Во- вторых, влияния взрослого на ребёнка-дошкольника огромно. Если педагог предлагает детям в качестве учебного пособия дешёвую, развлекательную поп-музыку, он формирует определённые негативные предпочтения детей. Достаточно того, что дети практически ежедневно слышат такую музыку в семье. Если и в детском саду педагогам нечем поделиться с детьми в плане воспитания у них чувства прекрасного, то в дальнейшем, быть может, ребёнок так и не встретит человека, способного раскрыть ему красоту настоящей музыки. Музыка в непосредственно-образовательной деятельности может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи. Запись, хотя и обогащает процесс обучения (особенно когда даётся в сравнении, сопоставлении различных звучаний), не может заменить «живого» исполнения, которое, несомненно, более действенно. Значение словесного метода в музыкальном воспитании также очень велико. Речь идёт не о каком-либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело
проведённой беседы педагог может не только привить детям интерес к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества. В детском саду слушание классической музыки предлагается проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передаёт музыка?», «О чём рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т. д. Различение детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в её звучание, а также понимать, что одним словом, например, «весёлая», можно лишь приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов – образов. При знакомстве детей с классической музыкой обязательно начинается работа чувств, работа души. Весёлая музыка побуждает их радоваться, а грустная заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. При знакомстве с лучшими музыкальными образцами, у детей формируется хороший вкус, чувство прекрасного. Встреча с музыкой поражает их воображение, сердца детей становятся добрыми, открытыми и доверчивыми. Очень важно давать детям с самого раннего возраста яркие музыкальные впечатления, побуждая их сопереживать музыке, окружающим, формируя у них лучшие нравственные качества.


Яндекс.Метрика