НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА»
Человек стал человеком, когда услышал
шёпот листьев, журчание весеннего ручья,
звон серебряных колокольчиков, песню
жаворонка в бездонном синем небе,
шорох снежинок, ласковый плеск волны
и торжественную тишину ночи – услышал
и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи
лет чудесную музыку жизни. Умей и ты
слушать эту музыку, умей наслаждаться
её красотой.
В. Сухомлинский
Процесс воспитания личности современного ребёнка состоит в том,
чтобы, заботясь о совершенстве каждой грани, черте характера ребёнка,
воспитатель не должен упускать из виду то обстоятельство, что совокупность
всех человеческих сторон определяется чем-то ведущим, основополагающим.
И таким определяющим компонентом, несмотря ни на какие современные
веяния, была и остаётся нравственность.
Нравственность представляет собой сложное социально-
психологическое образование, состоящее из личных убеждений и
эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы, и
определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни.
Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять
перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что
обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность
можно определить, как выработанное личностью убеждение в необходимости
придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.
Мастерство и искусство воспитания гармонично развитой личности
ребёнка состоит в умении педагога открыть перед каждым, даже самым
заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем, те
сферы развития его духа, где он может достичь вершины и проявить себя,
заявить о своём Я, черпать силы из источника человеческого достоинства,
чувствовать себя не обделённым, а духовно богатым.
Мир, окружающий нас, для детей полон вопросов и загадок. Мы
должны помочь малышам не только внимательно смотреть, но и слушать. В
наше непростое, неоднозначное время люди зачастую не умеют, не хотят, не
приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.
В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль
музыки. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное
художественное эстетическое восприятие мира.
У детей в процессе знакомства с лучшими образцами классической
музыки формируется бережное отношение к природе, людям, миру,
развивается духовная чуткость. Сами не замечая того, они учатся помогать,
сопереживать.
Н. А. Ветлугина пишет: «Музыка для ребёнка – мир радостных
переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот радостный мир, надо
развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и
эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей
воспитательной функции.» Музыкальные занятия с дошкольниками можно
назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Обе линии грандиозны по
объёму и важности для будущего понимания и восприятия ребёнком красоты,
гармонии, музыки, мира и себя.
В последнее время наблюдается активное проникновение популярной
эстрадной музыки, нередко очень низкого качества, в дошкольные
учреждения, что, несомненно, является негативным явлением. Во-первых,
упускается время, так как музыка, подобно речи, осваивается детьми, начиная
с раннего детства. Поэтому, в зависимости от того, какую музыкальную речь
слышат дети, к такой они привыкают и овладевают ею, как своей родной. Во-
вторых, влияния взрослого на ребёнка-дошкольника огромно. Если педагог
предлагает детям в качестве учебного пособия дешёвую, развлекательную
поп-музыку, он формирует определённые негативные предпочтения детей.
Достаточно того, что дети практически ежедневно слышат такую музыку в
семье. Если и в детском саду педагогам нечем поделиться с детьми в плане
воспитания у них чувства прекрасного, то в дальнейшем, быть может,
ребёнок так и не встретит человека, способного раскрыть ему красоту
настоящей музыки.
Музыка в непосредственно-образовательной деятельности может звучать
как в «живом» исполнении, так и в записи. Запись, хотя и обогащает процесс
обучения (особенно когда даётся в сравнении, сопоставлении различных
звучаний), не может заменить «живого» исполнения, которое, несомненно,
более действенно.
Значение словесного метода в музыкальном воспитании также очень
велико. Речь идёт не о каком-либо пересказе музыки, а о необходимости
углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело
проведённой беседы педагог может не только привить детям интерес к
музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности,
но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные
качества.
В детском саду слушание классической музыки предлагается проводить,
опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передаёт
музыка?», «О чём рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?».
Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую
эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если
сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими,
грозными и т. д.
Различение детьми оттенков одного настроения помогает им глубже,
тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в её звучание,
а также понимать, что одним словом, например, «весёлая», можно лишь
приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что
необходимо находить несколько слов – образов.
При знакомстве детей с классической музыкой обязательно начинается
работа чувств, работа души. Весёлая музыка побуждает их радоваться, а
грустная заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. При знакомстве
с лучшими музыкальными образцами, у детей формируется хороший вкус,
чувство прекрасного. Встреча с музыкой поражает их воображение, сердца
детей становятся добрыми, открытыми и доверчивыми.
Очень важно давать детям с самого раннего возраста яркие музыкальные
впечатления, побуждая их сопереживать музыке, окружающим, формируя у
них лучшие нравственные качества.