Тема: "Развитие монологической речи у дошкольников"
Описание:
Монологическая речь- это, как правило, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. Одной из задач, которую выдвигает программа дошкольников, является обучение монологической речи.
" Развитие связной монологической речи у старших дошкольников ".
Неоценима роль развитой связной монологической в структуре общей
психологической готовности ребенка к школе. Адекватное восприятие и
воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые
ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и
другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной
монологической речи.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической
речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в
использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но
неприемлемых в построении монолога, который строится по законам
литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит
ребенка к овладению связной монологической речью, которая представляет
собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих
предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на
описание, повествование, рассуждение.
Связная речь – последовательный и логически связанный ряд мыслей,
выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в
грамматически правильные предложения.
Владение связной речью детьми дошкольного возраста предполагает
способность к построению связных высказываний разных типов –
рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст,
развивать сюжет по одной сюжетной картинке, по серии картинок, умение
соединять части высказывания разными способами связей грамматически
правильно и точно.
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к
монологической формам речи.
Диалогическая (диалог) — первичная по происхождению форма речи. Имея
ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности
непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из
реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых
реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов
и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников
речевого общения. Структура диалога допускает грамматическую неполноту,
опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания,
наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление
стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы).
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица,
коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях
реальной жизни. Монолог представляет собой наиболее сложную форму
речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным
свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный
характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая
последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на
слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи
информации (Н.А. Головань, А.Р. Лурия и др.). Особенность этой формы речи
состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и
предварительно планируется. Сопоставляя монологическую и диалогическую
форму речи, Леонтьев А.А. особо выделяет такие качества монологической
речи, как относительная развернутость, большая произвольная развернутость
и программированность.
Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи. В старшем
дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется
монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные
рассуждения.
Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях
одновременности, называется описанием. Оно представляет собой
относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления,
отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом
состоянии».
Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит
название повествования. В повествовании сообщается о каком-либо событии,
которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое
монологическое высказывание имеет, как правило, следующую
композиционную структуру: введение, основная часть, заключение.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным
языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство
практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является
необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие
связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком
отдельных слов и синтаксических конструкций.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная
связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить,
учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А.
Сохин).
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание:
пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения
развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-
речевой опыт детей. или против исходного тезиса) и выводы.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку
устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует
нормы поведения в обществе, что является решающим условием для
развития его личности.