Напоминание

"Организация проектной деятельности как средство познавательного развития младших дошкольников"

Автор: Старикова Юлия Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ДС №331

Населённый пункт: г.Челябинск

Наименование материала: статья

Тема: "Организация проектной деятельности как средство познавательного развития младших дошкольников"

Описание:

Содержание работы по организации проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=972

Опубликовано 12.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

«Организация проектной деятельности как средство познавательного развития младших дошкольников» Ю. А. Старикова МБДОУ ДС№ 331воспитатель Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нём учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка. С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Александр Григорьевич Асмолов акцентировал внимание на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующее: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста». Федеральные государственные требования (2010 - 2013 г.г.) показали необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно- тематического принципа приближенного к «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Осуществляя поиск оптимальных форм для развития познавательной активности детей, пришла к выводу, что необходимо обратить внимание на использование проектной деятельности. Она будет способствовать: - активизации познавательной деятельности детей;
- формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера; - развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности. Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников. В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств. На практике очень редко воспитатели используют проектную деятельность в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, недооценивая её возможности. Анализ педагогической литературы показал, что вопрос привлечения к проектной деятельности тщательно рассмотрен для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Возникает противоречие: между необходимостью включения метода проекта в деятельность детей младшего дошкольного возраста и отсутствием на практике методик, методических рекомендаций, описанного опыта работы с детьми младшего возраста. Проблема: как организовать, спланировать и реализовать проектную деятельность для детей младшего дошкольного возраста так, чтобы она была интересна, доступна и мотивированна для них, а продукт проекта востребован ими. Педагогическая практика, в частности и моя, показала, что использование проектной деятельности в работе педагогов с детьми младшего дошкольного
возраста имеет место быть, активно использоваться с учётом возрастных особенностей, а так же степени участия воспитателя и родителей. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. В своей работе проектную деятельность я использую, начиная уже с первой младшей группы. Задачи исследовательской деятельности специфичны для этого возраста: 1. Введение детей в проблемную игровую ситуацию, побуждение интереса к предлагаемой деятельности (ведущая роль педагога). 2. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом). 3. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практическая деятельность). Тип моих проектов в основном игровой, творческий, проводятся со всей группой, средней продолжительности (2 недели). Задачи проектов носят разнообразный характер. Опираясь на календарно-тематическое планирование образовательного процесса в ДОУ, я предлагаю некоторые темы проектов, проводимые мною с детьми первой младшей группы.
Проект «Волшебница Осень»
Цель проекта: продолжать знакомить детей с осенними явлениями природы. В ходе проекта использовались художественные средства выразительности, наблюдение за осенними листьями, за изменениями в природе. Проводилось
комплексная НОД «Осень золотая». Родители вместе с детьми создали газету «Осень разноцветная», оформили группу осенними пейзажами.
Проект «Моя семья»
Цель проекта: воспитание любви к ближним. Провела комплексное НОД, в ходе, которой дети рассказывали о своей семье, читали стихи, играли в игры с персонажем (бабушкой, пели песни). Дети играли в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Магазин». Наши родители сделали прекрасные поделки к новому году, создали альбомы о своих семьях и газету «Моя семья».
Проект «Весна - красна»
Цель проекта: продолжили знакомство детей с весенними явлениями природы. В ходе проекта проводились с детьми экскурсии на природу, наблюдения за появлением зелёной травы, прилётом скворцов, свои впечатления дети отражали в изобразительной деятельности. Вместе с детьми создали коллаж «Весенняя картина», оформили гербарий первых весенних цветов.
Проект «Наши младшие друзья»
Цель проекта: развитие интереса к миру животных. Наши родители принесли фотографии своих детей с разными животными, и получилась интересная газета под названием «Наши любимцы». Создали коллаж «Скотный двор». Использовались нетрадиционные методы рисования (с помощью ладошек, дополняли деталями и получались яркие картинки).
Проект «Удивительная вода»
Цель проекта: развитие интереса к окружающему миру, любознательность.
В ходе проекта знакомила с превращением воды в лёд (заморозим игрушку) и льда в воду (освободим игрушку). Так же знакомила детей со свойствами воды: прозрачная, без запаха, можно переливать, мокрая. Дети нюхали, переливали воду, закрашивали её. Проведение проектов с младшего дошкольного возраста формирует у детей эмоциональную заинтересованность, развивает мышление и воображение, способствует речевому развитию, решать поставленные задачи различными способами, обогащает и расширяет представления об окружающем мире. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие следующих интегративных качеств детей 2-3 лет:
сенсорное развитие –
- свободно ориентируется в цвете предметов, называет некоторые цвета (может ошибаться в названии); - ориентируется в величине предметов; - ориентируется в плоскостных и объёмных фигурах, подбирая формы по предлагаемому образцу и слову.
развитие познавательно - исследовательской и продуктивной

(конструкторской) деятельности –
- конструирует постройки из 2 - 3 деталей, обыгрывает их; - с помощью взрослого выполняет различные конструкции, используя природный и бросовый материал.
формирование элементарных математических представлений –

- может образовать группу из однородных предметов, различает один и много , много и мало предметов; - различает предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы), называет их размер; - ориентируется в окружающем пространстве группы, участка детского сада, в частях собственного тела.
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей –

-
имеет представления о человеке и о себе — внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей; - имеет представления о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда; - имеет представления о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные — обитатели леса, птицы; - имеет представления о неживой природе; - имеет представления о явлениях природы: временах года, их особенностях , сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей; - имеет представления о явлениях общественной жизни: знает некоторые профессии, транспорт праздники. Свою работу по развитию познавательного развития посредством проектной деятельности, я спланировала, подобрав темы проектов, которые включала в различные формы и методы работы с детьми (на занятиях, в индивидуальную деятельность, в совместную деятельность).
В своей работе использовала различные виды деятельности, как на этапе ознакомления с новым материалом, так и на этапах закрепления, повторения, обобщения. Целью проектно-исследовательской деятельности является становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально- нравственного отношения ко всему, что ребёнка окружает. В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребёнка. Последние, в свою очередь, развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина, как для взрослого, так и для ребёнка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность мастичного учёного. Проект неизбежно включает элементы реализации проектной деятельности:  Активизация проблемы (найти проблему и определить направление будущего проекта).  Определение сферы проекта (сформировать основные вопросы, ответы на которые хотелось бы найти).  Выбор темы проекта (попытается, как можно строже, обозначать границы проекта).  Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы).  Выработка гипотезы.  Определение последовательности проведения проекта.  Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).  Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).  Подготовка отчёта (сообщение по результатам проекта).  Доклад (защита своей темы публично).
Сроки реализации проекта: краткосрочные и долгосрочные (от несколько месяцев до нескольких лет). Участники проекта: - воспитанники группы; - воспитатели группы; - педагогические работники ДОУ; - родители воспитанников. Сбор материала. Он может происходить из различных источников. Это занятие. Но, в отличие от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жёстко организованных, заранее спланированных занятий. В системе занятий акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на исследовательскую практику. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют своё время, выбирая не только тематику, но и сами предметы собственных учебных исследований: - это и гибкое использование учебных зон, расположенных на территории детского сада; - это предметно – пространственная развивающая среда по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены и самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы детей; - при организации проектной деятельности необходимо предусмотреть наличие укромных уголков, где ребёнок сможет свободно уединиться, обдумать собственные планы, посмотреть книги; - получить информацию, обратившись к любому человеку, специалисту, из компьютера. Ожидаемые результаты от реализации проекта: o воспитание самостоятельной и отзывчивой личности;
o развитие творческого начала и интеллектуальных способностей; o способствование формированию целеустремлённости, настойчивости; o учить преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана-схемы проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7. Домашние задания для самостоятельного выполнения. 8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание -
педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта
– план деятельности по достижению цели:  к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);  в каких источниках можно найти информацию;  какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);  с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта
– практическая часть.
4. Подведение итогов –
определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются: - по составу участников; - по целевой установке; - по тематике; - по срокам реализации. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: 1.
исследовательские - творческие проекты:
дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; 2.
ролево - игровые проекты
(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); 3.
информационно – практико - ориентированные проекты:
дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); 4.
творческие проекты в детском саду
(оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Времена года» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие
свободной

творческой личности ребёнка,
которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это:  вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);  активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);  формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). Этапы проект а Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежёстко). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 2 этап 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. 3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. 4 этап 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Предлагаю вниманию описание проекта «Курочка Ряба».
Название проекта:
«Курочка Ряба».

Цель:
- совершенствование образовательной работы; - развивать у детей умение воспринимать типы образности; - овладевать средствами построения взаимодействия с эстетическим образом; - формирование творческих качеств; познавательной активности ребенка.
Задачи проекта:
1.Организовать сотворчество детей, родителей в совместном освоении данной темы. 2. Расширить кругозор ребенка. 3. Закрепить и расширить знания о домашних птицах. 4. Пробуждать интерес и любовь к природе. 5. Научить детей воспроизводить и пропевать песенки. 6. Совершенствовать диалогическую речь, интонации. 7. Обогащать словарный запас.
Участники проекта:
дети, родители, педагоги ДОУ.
Тип проекта:
информационно – творческий.
По количеству участников:
коллективный.
По продолжительности:
краткосрочный (2 недели).
Ожидаемые результаты:
воспитанники: - имеют знания о русской народной сказке; дети называют всех героев сказки; - в процессе игры-драматизации передают отрывок сказки; - имеют представления о домашних птицах, о среде их обитания; - знакомы со стихами, потешками о птицах; - владеют расширенным словарным запасом.
родители: - активные и заинтересованные участники проекта ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность. педагоги: - осуществляют инновационную деятельность; - повышают профессиональный уровень.
Разработчик проекта:
Старикова Юлия Александровна
Этапы реализации проекта

Этап

Содержание работы

Результат



Подготовительный
Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта Тема проекта. Цели, задачи Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме Подборка и разработка дидактических игр и других средств по данной теме Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности Консультация для родителей «Проектирование с малышами»
Планиро

вание
Разработка проекта, перспективного плана мероприятий Перспективно-тематический план Подбор материала Пополнение творческой лаборатории
Практический
Реализация проекта в образовательную деятельность Реализация запланированных мероприятий
Презентационный
Публичное представление продукта совместной деятельности Итоговое открытое мероприятие. Презентация проекта

Контрольный
Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата Показатели эффективности проекта
Интеграция образовательных областей

в рамках проекта «Курочка Ряба»

Образовательная

область

Задача

Содержание

деятельности

детей

Взаимодействие с

родителями
Физическое развитие Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Формирование представлений о здоровом образе жизни Игровые занятия Комплекс закаливающих процедур, ежедневная утренняя гимнастика Привлечение родителей к пополнению предметно- развивающей среды физкультурного уголка группы. Оформление папок передвижек с рекомендациями гигиенического воспитания и обучения родителей формированию здорового образа жизни детей Социально – коммуникативное развитие Формирование первичных представлений о диких животных, о среде их обитания. Развивать чувство любви к природе. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей. Поощрять Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Домашние животные», «Петя, петушок» Ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме. Артикуляционная и пальчиковая Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно - ролевых игр
попытки детей рассказывать об изображенном на картинке. Помогать детям драматизировать отрывок из сказки. Формирование представления о труде, к положительному отношению к труду гимнастика Посадка лука для зелени; поливка цветов Участие родителей в уборке территории Познавательное развитие Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Воспитывать бережное отношение к природе и животным Познавательное занятие по теме: «Желтые цыплята» Организация выставки: «Курочки да петушки» Привлечение родителей к оформлению выставки Речевое развитие Воспитывать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения Чтение воспитателем стихов и потешек о домашних животных: «Курочка Рябушечка», «Петушок - петушок», «Цыпленок»
фразы Художественно -эстетическое развитие Развитие продуктивной деятельности детей. Развитие детского творчества. Развитие музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству Рисование «Желтые колобки». Лепка «Яички» Слушание и пение песенок «Цып-цып, мои цыплятки», «Курочка», «Петушок» Результаты моей работы показали, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Метод проектов можно использовать в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего ДОУ и активная работа в этом направлении началась только в последние два года, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Дети,
участвующие в проектной деятельности: - проявляют творческую активность в познании окружающего мира; - более самостоятельны в принятии решений; -более сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач.
Педагоги,
использующие в своей деятельности проектный метод:
- проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего образовательного процесса; - наиболее гибко подходят к планированию своей работы с детьми с учётом интересов и запросов детей; - осуществляют поисковую педагогическую деятельность; - реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Родители,
принимающие участие в проектной деятельности ДОУ: - наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы; - получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы; - смогли реализовать свои творческие способности. Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего образовательного процесса, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, что позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным, ярким, красочным как для детей, так и для взрослых.
Библиографический список:
1. Киселёва, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода.- М.: АРКТИ, 2003 2. Обухова, Л.Ф. Ребёнок в современном обществе. Сборник научных статей./ Под ред. Л.Ф. Обуховой, Е.Г. Юдиной. М.: МГППУ, 2007. 3. Рубцов, В.В., Юдина, Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.

Приложение 1













Яндекс.Метрика