Программное содержание:
Закреплять умение сервировки стола, культуры поведения за столом:
прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережёвывать пищу,
правильно пользоваться чайной посудой, салфеткой.
Познакомить с правилами этикета во время чаепития с конфетами.
Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения.
Оборудование: ложка, скатерть, чайную посуду, салфетки, сундук, конфеты.
Ход работы:
Буратино: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуй, Буратино! Ты как здесь оказался?
Буратино: Да я мимо проходил, замерз. На улице холодно, решил к вам
заглянуть, погреться. Можно?
Воспитатель: Как мы можем побыстрее согреть Буратино, чтобы он не
заболел? (Ответы детей).
Буратино : Давайте выпьем чаю. Я так его люблю, особенно со сладостями.
Воспитатель: Дети умеют правильно и красиво накрыть стол для чая.
(Все вместе расстилаем скатерть, расставляем чайную посуду, называют её:
чайная пара, чайная ложка. Буратино иногда ошибается, переспрашивает. В
процессе работы я напоминаю, как правильно держать чашку (за ручку), где
должна лежать ложка. Когда стол накрыт, я предлагаю отойти от него и
полюбоваться сервировкой. Спрашиваю у детей, что им нравится).
А теперь давайте вспомним, какие угощения можно приготовить к чайному
застолью.
Пальчиковая гимнастика «Пирожки и плюшки»
Мама пироги печет.
Варечка не отстает.
(сверху то одна ладошка, то другая)
Пальчики стараются,
Плюшки получаются.
На длщечке нет уж места…
(развести руками в стороны)
Мама снова месит тесто.
- Отдохни , - сказала мама.
(сжимая пальцы в кулак, то на одной руке, то на другой)
Варечка твердит упрямо:
(качать головой)
- У Артема день рожденья,
очень любит он печенье.
(прижать ладони друг к другу)
Рыбку любит кошка.
(волнообразные движения кистями рук)
Бублики – Матрёшка.
(соединить большие и указательные пальцы)
Все я это испеку.
Только не жалей муки.
Буратино: По-моему, здесь чего-то не хватает… Мне же бабушка дала
сундучок с конфетами, а я совсем забыл. Сундук любит, чтобы отгадывали
загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать?
Чтоб открылся сундучок,
Расскажи-ка мне, дружок:
Что ты скажешь, если вдруг
Угостит тебя твой друг?
Дети: Спасибо.
Буратино: Что ты скажешь, мой дружок,
Если в гости вдруг придешь?
Дети: Здравствуй.
Буратино: Что ты скажешь, дорогой,
Если ты пойдешь домой?
Дети : До свидания.
Буратино: Ура, открылся! Значит, вы ответили правильно.
Воспитатель: Дети, куда мы переложим конфеты? Можно их положить в
салатницу? (Нет). Почему? (Ответы детей.) Посмотрите на эту вазу.
(Показываю конфетчицу.) можно туда положить конфеты? (Да.) Эта ваза
называется конфетчицей. Заполним ее конфетами. (Дети кладут в нее
конфеты. Благодарят Буратино.)
Воспитатель : Знаешь, Буратино, для чаепития с конфетами нам понадобятся
еще и тарелочки, их всегда ставят с левой стороны от чашки (каждый ребенок
пробует сам поставить тарелку с левой стороны). Вот теперь можно садиться
за стол.
В это время Буратино забирает из вазы все конфеты, разворачивает одну и
кидает фантик на пол.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, Буратино правильно поступил? Он
забрал все конфеты да еще и фантик бросил на пол. (Ответы детей).
Буратино : А я хочу все конфеты. Почему нельзя-то?
Воспитатель : Давай, Буратино, мы тебя научим правилам этикета и
расскажем, почему так не делают.
Буратино : Согласен.
Воспитатель : Если ты возьмешь много конфет, то остальным может не
хватить. Лучше взять одну конфету, а потом, если в конфетчице остались
конфеты, можешь взять еще одну. Конфету надо класть в тарелку, которая
стоит с левой от чашки стороны, туда же кладем и фантик от съеденной
конфеты.
Проводится чаепитие, во время которого воспитатель закрепляет знания
детей о том, для чего нужна чайная ложка, как правильно держать чашку (за
ручку; можно придерживать за донышко).