Напоминание

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Автор: Гулькова Светлана Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 17 "Чебурашка"

Населённый пункт: Город Климовск

Наименование материала: методические разработки

Тема: "Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Описание:

Данная методическая разработка поможет воспитателям в работе по развитию мелкой моторики рук дошкольников.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/doshkolnoe/index?nomer_publ=981

Опубликовано 12.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Система работы по развитию мелкой моторики у детей

дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Содержание:
1. Теоретические основы. 2. Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей? 3. Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики. 4. Описание собственного опыта работы. 5. Заключение

1. Теоретические основы.
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов». Джордано Бруно Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас

2. Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположенные очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживлённые движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребёнок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела. Для того, чтобы ребёнок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

3. Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребёнка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.

4. Описание собственного опыта работы.
Прежде чем приступить к работе, я определила цель своей работы.
Цель
: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. В своей работе я ставлю следующие
задачи
: 1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук. 3. Улучшить общую двигательную активность. 4. Содействовать нормализации речевой функции. 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность. 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. Затем я чётко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы я положила игру. Для ребёнка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и чётче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром. В начале работы я использовала диагностику Озерецкого Н.О. и Гуревича Н.И., в которой определила степень ловкости рук и пальцев у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). 1. «Пальчик с носиком здороваются». После предварительного показа задания ребёнку предлагается закрыть глаза и кос нуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой. Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребёнок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельству ет о незрелости его координационных меха низмов и несоответствии возрастной норме.
2. «Уложи монеты в коробку». На стол ставится картонная коробка раз мером 10x10 см, перед которой на расстоя нии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребёнок должен уло жить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. Оценка-вывод. Нормой считается пра вильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд. 3. «Нарисуй пальцами кружочки». В течение 10 секунд указательными паль цами горизонтально вытянутых вперед рук ребёнок должен описывать в воздухе оди наковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях). Оценка-вывод. Задание не выполнено, ес ли ребёнок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины. 4. «Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). Взрослый предлагает ребёнку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»; б) сначала правую руку, потом ле вую; в) обе руки. Оценка-вывод. Если ребёнок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уро вень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребёнок сжи мает кисть противоположной руки; припод нимает плечи; открывает рот и т.п. По результатам диагностики я поставила перед собой задачи: улучшить координацию движений пальцев рук, проводить упражнения по формированию навыков самообслуживания, улучшить общую двигательную активность ребёнка. Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приёмы работы: - пальчиковый игротренинг;
- массаж кистей рук; - пальчиковая гимнастика, физкультминутки; - пальчиковые игры со стихами, со скороговорками; - лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.); - нетрадиционные техники рисования: кистью, модульное рисование, рисование пальчиками; - конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО; - различные виды аппликаций; - развитие графической моторики; - рисование по трафаретам; - штриховка; - лабиринты; - дидактические игры; - шнуровка; - игры с мелкими предметами; - пазлы, мозаика; - пластилинография; - игры с прищепками. Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы: 1. Совместная деятельность. 2. Индивидуальная работа. 3. Свободная самостоятельная деятельность. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей. В индивидуальной работе с детьми я включала задачи по развитию
социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребёнком и взрослым. Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. В группе был создан уголок по развитию мелкой моторики рук, который включал в себя: трафареты для рисования, прищепки и шаблоны для них, шнуровку, пуговицы, крупы (фасоль, горох и др.), дидактические игры «Нанежи колечки», «Сложи картинку» и др. Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Также детям предлагается массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ёжиков. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышается, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождаются чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценируют» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использую стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребёнок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и
понимать. Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Хождение по дорожкам», «Физкультминутки». С целью развития мелкой моторики и умственных способностей детей дошкольного возраста я решила много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность малышей, делает её более увлекательной и интересной. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т.д.). Интегрированные занятия более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; я заметила, как проявляется интерес у детей; расширяются знания об окружающем мире. Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые они использовали в играх, инсценировках. В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: модульное рисование, рисование пальчиками. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения. Особое внимание уделяю раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности
движения руки я предполагаю игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определённом направлении. Существует ещё не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребёнка – обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с рисунками или упражнения в прописях. Эти упражнения направлены на обучение ребёнка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги. Ещё один из приёмов, который я использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счёт предметов на ощупь. Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребёнка, его психофизиологическое развитие. Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика». Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребёнка в ДОУ и в семье, был проведён семинар – практикум «Играем пальчиками». Работа по развитию мелкой моторики рассчитана на то время, пока ребёнок находится в детском саду. Поэтому в конце каждого года я буду проводить итоговую диагностику развития моторики рук и кистей. Но уже на данном этапе я могу заметить положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.
5. Заключение.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приёмы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребёнка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребёнок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребёнка самое яркое и сильное». Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Используемая литература:

1. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры» – М.: «Карапуз», 2007. 2. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь» – СПб: Издательство «Лань»,2002. 3. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». – М.: ТЦ Сфера, 2006. 4. Воробьева Л. В. « Развивающие игры для дошкольников» – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 5. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 6. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 7. Лопухина И. С. «Логопедия – речь, ритм, движение. Пособие для логопедов и родителей» – СПб: Издательство «Корона-Принт», 2004. 8. Мельникова А. А. «Мы охотились на льва. Развитие моторики» М.: «Карапуз», 2006. 9. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры» – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики» – СПб: Корона-Век, 2007.


Яндекс.Метрика