«Система работы по развитию мелкой моторики у детей
дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Содержание:
1. Теоретические основы.
2. Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
3. Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики.
4. Описание собственного опыта работы.
5. Заключение
1. Теоретические основы.
«Не интеллектуальные преимущества
сделали человека властелином над всем живущим,
но то, что одни мы владеем руками –
этим органом всех органов».
Джордано Бруно
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая
моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его
интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой
неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать
ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора,
работать с паззлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от
любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на
занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются
обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных
действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное
благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень
развития сложнокоординированных движений руки у детей, недостаточным
для освоения письма, формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной частью
развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и
подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребёнок управлять
своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием
мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас
2. Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Под термином мелкая моторика понимаются координированные
движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в
том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и
движение пальцев рук, расположенные очень близко. Стимулируя тонкую
моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы
активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживлённые
движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее
других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи
можно существенно ускорить.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках
пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок
умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и
изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник»
творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.
Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором
практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребёнок, не
освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему
параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти
ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка
письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей
слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации
всего тела.
Для того, чтобы ребёнок легко и успешно учился в школе, он должен
легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в
свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи
ребёнка.
3. Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых
за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая
определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры
головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и
расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно
говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него
будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти
рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у
ребёнка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы
речи, но и мелкую моторику.
4. Описание собственного опыта работы.
Прежде чем приступить к работе, я определила цель своей работы.
Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей
дошкольного возраста через различные виды деятельности.
В своей работе я ставлю следующие задачи :
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость
рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное
внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со
сверстниками и взрослыми.
Затем я чётко выработала план, как работать, какой использовать
материал. В основу своей работы я положила игру. Для ребёнка игра в
движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и чётче будут
детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
В начале работы я использовала диагностику Озерецкого Н.О. и
Гуревича Н.И., в которой определила степень ловкости рук и пальцев у детей
среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
1. «Пальчик с носиком здороваются».
После предварительного показа задания ребёнку предлагается закрыть
глаза и кос нуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б)
мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребёнок
допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа,
уха), это свидетельству ет о незрелости его координационных меха
низмов и
несоответствии возрастной норме.
2. «Уложи монеты в коробку».
На стол ставится картонная коробка раз мером 10x10 см, перед которой
на расстоя нии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов,
пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребёнок должен уло жить как
можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод. Нормой считается пра
вильность и время выполнения:
для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.
3. «Нарисуй пальцами кружочки».
В течение 10 секунд указательными паль
цами горизонтально
вытянутых вперед рук ребёнок должен описывать в воздухе оди
наковые
круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод. Задание не выполнено, ес
ли ребёнок вращает руками
одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
4. «Давай поздороваемся» (задание на оценку механизмов
автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребёнку протянуть: а) левую руку для
приветствия – «поздороваемся»; б) сначала правую руку, потом ле вую; в) обе
руки.
Оценка-вывод. Если ребёнок справился с «приветствием» - это норма.
На низкий уро вень коррекции произвольных действий указывают лишние
движения: ребёнок сжи мает кисть противоположной руки; припод
нимает
плечи; открывает рот и т.п.
По результатам диагностики я поставила перед собой задачи: улучшить
координацию движений пальцев рук, проводить упражнения по
формированию навыков самообслуживания, улучшить общую двигательную
активность ребёнка.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я
использовала разные методы и приёмы работы:
- пальчиковый игротренинг;
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного
материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
- нетрадиционные техники рисования: кистью, модульное рисование,
рисование пальчиками;
- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором
ЛЕГО;
- различные виды аппликаций;
- развитие графической моторики;
- рисование по трафаретам;
- штриховка;
- лабиринты;
- дидактические игры;
- шнуровка;
- игры с мелкими предметами;
- пазлы, мозаика;
- пластилинография;
- игры с прищепками.
Для достижения поставленных задач я использовала различные формы
работы:
1. Совместная деятельность.
2. Индивидуальная работа.
3. Свободная самостоятельная деятельность.
В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели,
реализация которых требует систематической постановки перед детьми
строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или
иных способностей.
В индивидуальной работе с детьми я включала задачи по развитию
социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался
микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького
человека, доверительные отношения между ребёнком и взрослым.
Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала
возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает
деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
В группе был создан уголок по развитию мелкой моторики рук,
который включал в себя: трафареты для рисования, прищепки и шаблоны для
них, шнуровку, пуговицы, крупы (фасоль, горох и др.), дидактические игры
«Нанежи колечки», «Сложи картинку» и др.
Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. В
совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.
Делается это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев
к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по
отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики.
Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему,
повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Также детям предлагается массаж с использованием природного
материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ёжиков.
Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышается,
если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождаются чтением стихов,
потешек. Слушая, дети одновременно «инсценируют» содержание
прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений
персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использую
стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.
Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой
формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный
эмоциональный фон, благодаря которому ребёнок увлекается игрой и с
интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку
пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и
понимать.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей
моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Хождение по дорожкам»,
«Физкультминутки».
С целью развития мелкой моторики и умственных способностей детей
дошкольного возраста я решила много внимания уделить такому творчеству
как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна
маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит
определённую новизну в деятельность малышей, делает её более
увлекательной и интересной.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той
деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных
мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой,
развитию речи и т.д.).
Интегрированные занятия более результативны, поскольку у детей
возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на
них; я заметила, как проявляется интерес у детей; расширяются знания об
окружающем мире.
Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги
(оригами), которые они использовали в играх, инсценировках.
В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные
техники рисования: модульное рисование, рисование пальчиками. В процессе
рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество,
углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и
формируются элементарные графические умения.
Особое внимание уделяю раскрашиванию рисунков. Для этого
используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание
предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают
постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в
отработке координации движения. Для развития точности и уверенности
движения руки я предполагаю игры, в которых детям необходимо был
проводить параллельные линии в определённом направлении.
Существует ещё не менее увлекательный способ развивать графические
навыки ребёнка – обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с
рисунками или упражнения в прописях. Эти упражнения направлены на
обучение ребёнка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.
Ещё один из приёмов, который я использовала в своей работе, это игры
с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.).
Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами,
определение предмета на ощупь, счёт предметов на ощупь.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я
комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе я
учитывала индивидуальные особенности каждого ребёнка, его
психофизиологическое развитие.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и
стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я
использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая
гимнастика». Были подготовлены консультации для родителей, отражающие
актуальные вопросы развития мелкой моторики ребёнка в ДОУ и в семье,
был проведён семинар – практикум «Играем пальчиками».
Работа по развитию мелкой моторики рассчитана на то время, пока
ребёнок находится в детском саду. Поэтому в конце каждого года я буду
проводить итоговую диагностику развития моторики рук и кистей. Но уже на
данном этапе я могу заметить положительное влияние систематичной,
комплексной работы по развитию мелкой моторики.
5. Заключение.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо
использовать разнообразные приёмы и методы работы по формированию
тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении
интереса детей к различным видам деятельности.
Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ
учить ребёнка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе,
т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также
писала, что «ребёнок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в
себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что
первое впечатление у ребёнка самое яркое и сильное».
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать
удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу
тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы,
которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей
моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к
различным видам деятельности.
Используемая литература:
1. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры» – М.:
«Карапуз», 2007.
2. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь» – СПб:
Издательство «Лань»,2002.
3. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения». – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Воробьева Л. В. « Развивающие игры для дошкольников» – СПб: Изд.
дом «Литера», 2006.
5. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» – СПб:
Изд. дом «Литера», 2006.
6. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» – СПб: Изд. дом «Литера»,
2007.
7. Лопухина И. С. «Логопедия – речь, ритм, движение. Пособие для
логопедов и родителей» – СПб: Издательство «Корона-Принт», 2004.
8. Мельникова А. А. «Мы охотились на льва. Развитие моторики» М.:
«Карапуз», 2006.
9. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры» – Ростов-на-Дону: Феникс,
2007.
10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения
на развитие мелкой моторики» – СПб: Корона-Век, 2007.