Путь педагога или что такое учительство?
Новое время. Новые требования. Новые высоты. Учитель всегда в ногу и чуть-чуть
впереди. Что такое учительство? Прежде всего — ответственность. Свод, который держит
на своих плечах вовсе не атлант, а чаще всего хрупкая женщина, учительница. И как же тогда
важен «взлет оперившегося птенца», выкормленного, по-пеликаньи. Учитель всегда отдает.
Частицу своего мира. Частицу своего «верую», частицу своего «люблю», частицу своего
«могу». И ничего не требует взамен, разве только самую малость. Доброе слово из будущего.
Наши победы, наш успех – это вклад родительской любви, помноженный на учительскую.
Поэтому с таким теплом я вспоминаю свою первую учительницу, Салабаеву Надежду
Федоровну, классного руководителя, Кузнецову Татьяну Викторовну и мою учительницу
русского языка и литературы, Ванькову Раису Александровну, определивших и мой путь.
Путь педагога.
И вот уже 18 лет я работаю в школе с детьми. За эти годы было все: поиски, раздумья,
открытия и разочарования, маленькие успехи и большие победы и, думаю, еще будут. Я учусь
всегда.
Профессионализм, креативность, открытость для всего нового — критерии
успешности в любой деятельности. Но учительство – это и высокая требовательность к себе.
Тот внутренний стержень, который даёт возможность расти и достигать определенных высот.
Важно здесь и сейчас стремиться к творческим и профессиональным успехам и не только
для себя, но и для своих учеников, для которых учитель - лучший пример, пример
бескорыстия, пример самоотверженности, пример самоотдачи, пример самореализации.
Что такое учительство? Учительство – это поддержка.
Меняется система образования. Меняется и учитель.
Это уже не авторитарный голос сверху,
а тот кто поддерживает, направляет, идет рядом с ребенком, помогает ему распознать свой
потенциал, поверить в свои силы, быть успешным в учебной деятельности, а значит,
состояться и реализовать себя и во взрослой жизни.
Наверное, лучшей технологии, ориентированной на личность, чем технология коучинга
не найдешь. Я не могу сказать, что у меня все получается, но мне очень близок вектор
направленности этой технологии, коучинг не опирается на ошибки, он фокусируется на
успешном будущем. Это значимая установка. И тогда какие возможности она дает и ученику
1
Говзич Юлия Ивановна, учитель русского языка и литературы,
МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени
и учителю, в построении собственного маршрута как учебного, так и жизненного. А не на это
ли ориентирует ФГОС?
Учительство – это постоянное самосовершенствование. Шаги к мастерству
С недавних пор веду свой учительский блог, мой помощник в методической работе,
как
это важно для учителя - разложить все по «полочкам» - организовать рабочее
пространство, чтобы высвободить время для творчества, самореализации. Блог – открытая
площадка для сотрудничества как с педагогами, так и с родительским коллективом. Это
поддержка, это возможность получать отклик сразу: в комментариях, в сообщениях, это
налаживание профессиональных связей через другие блоги - сетевое сотрудничество. И этот
ценный опыт ты можешь получать совершенно бесплатно, только благодаря своему интересу
и потребностям. Еще одно мое детище, безусловно, любимое - это блог класса ВМЕСТЕ
Классное руководство – это маленький подвиг, меня поймут классные руководители.
Успешность воспитательного процесса складывается из успешности взаимодействий между
классным руководителем, детьми и родителями.
Учительство - это мастерство, которое оттачивается ежедневными усилиями,
поисками, зачастую путем проб и ошибок, но тем значимей достигнутый опыт, а радость
настоящая. И когда слышишь на переменке ни с чем несравнимое детское, непосредственное:
«Мне понравилось сегодня на уроке, а давайте всегда так!» Я понимаю, что урок удался, что
успех даже одного ученика – это и моя большая победа как учителя.
Учительство – это любовь. Каждодневная, ежечасная. Словом ли, действием,
примером. Любовь делает нашу профессию уникальной. Человечной. Достучаться до
каждого детского сердечка и вместе прожить по-настоящему радостно, творчески урок,
школьный день, школьную жизнь и остаться в глубинной памяти своих учеников «Учителем»
с большой буквы – ценность нашей профессии. Прошлой осенью мы с детьми поздравляли с
днем Учителя Анну Павловну Шитову, ровесницу века. Как было важно для нее, чтобы
звучали имена ребят, как она отыскивала в памяти имена своих бывших учеников, дорогих ее
сердцу, как благодарно вспоминала, что, выпустив их в большую жизнь, они не забывали про
нее, поддерживали теплые отношения, кто-то писал письма, кто-то потом привел к своей
первой учительнице своих детей, а кто-то из бывших «ох и хулиганистый был!» мог
окликнуть ее на базаре, узнав в покупательнице свою учительницу.
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Но если кто-то когда-то
вспомнит и обо мне с благодарностью, как о своей учительнице, оставившей частичку своей
души в чьем-то сердце. Значит, верная была выбрана дорога.
2
Говзич Юлия Ивановна, учитель русского языка и литературы,
МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени