Я рассказала о том, почему и как выбрала профессию учителя. Вот уже без малого 40 лет остаюсь ей верна. Может быть кто-то из сегодняшних выпускников, прочитав моё эссе, тоже захочет стать Учителем.
К.Бальмонт.
Вспоминаю своё детство… Младшие сестра и брат Мои «ученики». На стене географическая
карта, и я «учу» их правильно стоять у карты, знать названия материков, океанов и морей. Именно
так начиналось моё «приобщение» к профессии учителя. Потом были тетради с палочками и
крючочками, «журнал», где я ставила отметки своим «ученикам». Возможно, если бы не эти
первые «уроки» - такие наивные и трогательные, - и я не стала бы учителем.
Прошло уже 35 лет как дети и школа стали главной частицей моей жизни.
Звенит звонок, и все на своих местах, ждут команды. Мне это напоминает корабль, где капитан –
учитель. Урок – это борьба со стихией. Как помочь детям не растеряться в огромном океане
знаний, направить, заинтересовать, активизировать их на преодоление трудностей,
скорректировать действия моих пытливых учеников?
И вот все готовы к преодолению препятствий. Каждый сыграет свою роль на уроке. Все с
придыханием следят за едва уловимыми действиями капитана. У меня есть свой план – конспект
урока, но не всегда урок идёт точно по задуманному. Возможно, кто-то из ребят добавит свой
пункт, но не испортит целостности картины, а сделает это « путешествие» неповторимым,
интересным.
Вместе с детьми начинаем искать ответы на волнующие их вопросы, но не изнуряющим и
изматывающим напряжением умственного труда, а осмотрительными действиями и корректными
вопросами, интригующими заданиями и упражнениями.
Лидируют трое – завязался спор ( Замечательно! Дети пытаются отстоять своё мнение.)
Прекрасно владеют материалом «бывалые моряки» - выводят всех на самый верный путь – вот
она проблемная ситуация на уроке! А капитан не властвует, а незримо ведёт к разрешению спора.
Его низкий голос успокоит и поможет осознать, что не такая уж пугающая и неясная задача стоит
перед «командой».
Непринуждённая, задушевная атмосфера доверия, общности ставит последний штрих –
препятствие позади! А будет ли продолжение?
Конец урока – это не окончание темы. Пусть ещё не всё ясно и хочется скорее повторить, узнать
продолжение…
И продолжим таинство учения,
И узнаем сказку бытия.
И, конечно, будут огорчения,
И победа - каждому своя!
Работа завершена, моно отдохнуть. Но критичный учитель-капитан заметил некоторые
недостатки, потом ещё и ещё – и работа уже не совсем нравится. Снова за дело: новые «рифы» и
«штормы», путешествия и победы. Процесс учительского совершенства кажется бесконечным. А
вот когда «капитан» видит завершение своего труда, то получает огромное удовлетворение от
проделанного.
В своей работе я часто испытываю подобные моменты. Всякий раз, встречая новый день, думаю:
что нового он принесёт мне? О чём могут спросить дети? Смогу ли я оградить своих учеников от
всего плохого, что есть в нашей жизни? Как помочь им адаптироваться к современности?
Желание выразить себя и опасение погасить огонёк доверия резким движением или словом,
равнодушием заставляют меня искать новые подходы в обучении и воспитании моих малышей
Для меня мой труд – это нескончаемый процесс совершенствования, поиска, творчества, когда я
могу чувствовать изменения и вносить свои оттенки в картину жизни.
Современные дети совсем не те, что были раньше (имею право так утверждать за свой 35-летний
стаж работы). У них другие ценности , взгляды на происходящее вокруг. Кто же, как не мы,
учителя, будем учить их организованности, правдивости? Развивать чувство долга, гордости за
свою Родину? Воспитывать уважение к старшим и любовь к труду? А ещё выразительно читать
стихи, держаться на сцене, выражать своё мнение?
И ты испытываешь огромное удовлетворение, когда твои ученики и выпускники с удовольствием
берутся за любое дело, с восторгом сообщают о своих успехах и победах или ждут совета в случае
неудачи.
Они идут своим путём и им нельзя мешать, но быть всегда рядом – это важно и для них, и для
меня. Но чтобы зажечь других, надо самому не тлеть, а гореть. Поэтому завтра у меня опять
появится большое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству. А для
этого надо любить детей. Просто, да не очень…
И нет готового шаблона учительского успеха. Составляющие моего рецепта: Доброта,
Искренность, Справедливость, Профессионализм!
Я за всё расплачусь – посажу семена,