Эссе «Моя педагогическая философия»
...
Надо мечтать как можно больше,
как можно сильнее мечтать, чтобы
будущее обратить в настоящее.
Михаил Пришвин
Однажды, много лет тому назад, мне приснился сон, и я стала мечтать о
том, чтобы он сбылся. Но вскоре эта мечта забылась, и появилась новая. И так
одна мечта сменялась другой до тех пор, пока чей-то голос не сказал мне:
«Пойми, это все не мечты, а зеркальный коридор желаний. Если ты будешь
смотреться в каждое зеркальное желание, то дойдешь до мечты. В мечте будешь
отражаться не только ты, но и то, что тебя окружает. Если в желаниях ты
главный герой, то в мечте ты только один из героев».
И я задумалась…
Я села на лавочку. Над моей головой широко раскинула свои ветки рябина.
Я сидела и наблюдала за краснеющими на моих глазах листьями дерева, за той
великолепной роскошью, которая придавала этому алому окрасу душевную
красоту. Казалось, что вот-вот подует ветер или пойдет холодный осенний
дождь, и дерево, сбросив свой рыжий наряд, приготовится надеть блестящую
шубу.
И вдруг я услышала там, сзади, какие-то голоса. Это были дети! Они,
увидев свою учительницу, с радостью бежали к ней. Я поняла: вот она, моя
мечта! Хочу быть учителем!
Мечта моя сбылась!!!
Учитель – это не просто профессия, это стиль жизни. Учителя - это люди,
достигшие высокого уровня сознания и духовности. Из поколения в поколение
они передавали и передают свои знания детям, поэтому профессия учителя не
подвержена времени. Первым учителем, который ввел меня в педагогическую
деятельность, была мама. Педагог с 40-летним стажем. Она до сих пор остается
для меня мудрым советником и наставником.
Школьный день.
Из чего он состоит? Конечно, из встреч с учениками и
новыми открытиями. Перед глазами галерея родных лиц моих учеников. Вот
этот молчал полгода, наверное, о чем-то своем думал или не знал, что и как
сказать. А вот сегодня поднял руку так неожиданно, что в классе воцарилась
мертвая тишина: «Неужели он говорить умеет?»
А вот тот мальчишка,
вихрастый, задиристый на перемене, почему-то всегда внимательно слушает на
уроке: впитывает каждое слово и тщательно выводит каждую букву. Или вот та
веснушчатая девочка – хохотушка и плакса одновременно, готовая броситься на
помощь любому человеку… Сколько их – и все разные!
Каждый школьный день незаметно отмеряет мгновения: оглянешься, а твои
первоклашки уже выросли: ориентируются в школьном пространстве, умеют
задавать вопросы, понимают других, пишут сочинения о дружбе, надежде,
мечтах…
Да, школьный день так прост: уроки, перемены, снова уроки… Кажется,
что это замкнутый круг, да и только! Оказывается, ввести в этот круг понимания
каждого ученика не так и просто – ребенок может неуютно ощущать себя, может
вообще замкнуться в себе. И выпадет одно звено, такое важное в этой огромной
цепи.
Если каждый день учитель спешит в школу, чтобы улыбнуться озорным
ученикам, вселить в них уверенность,
и каждой клеточкой ощущает свою
необходимость быть здесь и сейчас, значит, школьный день прожит не зря.
Невольно вспомнила прекрасную притчу.
Однажды человек, который считал, что его жизненная ноша слишком
тяжела, горячо помолился, чтобы встретиться с Богом. И когда в глубине своей
молитвы он предстал перед
Всевышним, то обратился к Господу с просьбой:
«Мой крест тяжел для меня. Не мог бы ты, Господи, дать мне крест
полегче?
Бог ответил ему: «Я отведу тебя в комнату, где хранятся всевозможные кресты, и
ты выберешь сам, какой тебе понравится»
Человек согласился и отправился выбирать самый легкий крест. Кресты в
этой комнате были разные: тяжелейшие дубовые, средние серебряные и совсем
маленькие из легкой меди. Человек долго примеривался к крестам, взвешивал их
на ладонях, выбирая самый подходящий. И наконец, он нашел то, что искал – он
выбрал самый, на его взгляд, маленький и легкий крест и показал его Господу со
словами: «Могу ли я взять этот крест вместо своего?» Бог улыбнулся и ответил:
«Ну что ж, бери, ведь ты и так взял свой крест».
Ну что ж, мой крест всегда со мной. И я его никому не отдам. Потому что
только с детьми я чувствую себя молодой, красивой и счастливой.
Но на этом моя мечта не закончилась. Я продолжаю идти по зеркальному
коридору желаний и всматриваюсь в каждое из них. А сегодня мне предстоит
остановиться у одного из больших зеркал и внимательно всмотреться в него. Я
думаю, все сбудется, надеюсь и верю!