«Я – учитель». Ещё раз о литературе
Пушкин А. С. в одном из своих стихотворений, определяя остроту
поэтического восприятия, заметил: «Над вымыслом слезами обольюсь».
Всё труднее стало воспитать это чувство в условиях всё большей
стандартизации образования.
Однако, как показывает практика, невозможно измерить стандартами
жизнь и творчество писателя, поэта. И вот мы уже перестали быть «самой
читающей страной мира», сдав очередную позицию.
Когда-то часы, отводимые на уроки литературы в старших классах,
позволяли вдумчиво читать, делали чтение увлекательным и осмысленным
процессом. Литература выступала неким опознавательным знаком нашей
жизни. И этот опознавательный знак свидетельствовал, что с нравственным
началом не всё так плохо в нашей стране.
Сейчас – наоборот. От формулы жизни, предложенной Л.Н. Толстым,
«чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и
бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться, а
спокойствие – душевная подлость», мы ушли. Всё больше соотносим
ценности нашей жизни с материальным началом, потребительским, и той
самой сытостью, от которой возникает «душевная подлость».
Хорошо помню уроки литературы в школе и понимаю, что во многом
они сформировали мой вкус к чтению, развили интерес к будущей
профессии. А чтение научило осмысленно подходить ко многим жизненным
вопросам и ситуациям, отделять добро от зла. Конечно, «высокое небо»
Андрея Болконского, героя романа Л.Н.Толстого «Война и мир», его
бесконечность были поняты во всём многообразии позднее, когда был
пройден определённый жизненный путь, но то, что искания Андрея – это
настоящее, определилось именно на школьной скамье, и хотелось
соответствовать этому настоящему. Вслед за героем мы переживаем минуты
славы, которые оказываются мелкими и ничтожными по сравнению с
бесконечным небом Аустерлица.
Настоящая жизнь – это постоянное движение вперёд в своём духовном
совершенствовании, развитии. А духовное развитие – путь к истинной
свободе человека. Случайностей в ней нет. Всё обусловлено нашими делами,
словами, поступками, обусловлено тем обществом, в котором мы живём.
Грустно видеть, как «дворянские усадьбы» подбираются к
Михайловскому, возрождённому после Великой Отечественной войны. Что
это? Возможность самоутвердиться или желание в очередной раз показать,
что истинная ценность – деньги, что за них можно купить всё. Они дают
свободу. Да, дают, в том числе – свободу от обязательств, законов, норм и
морали. В конечном итоге всё это оборачивается зависимостью от
«денежного мешка» и порождает вседозволенность. Истинно свободный
человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться
беспрепятственно, – самим собой.
Этому должна учить школа. Именно такое обучение нравственно, и здесь
главная роль отводится урокам литературы в школе, знание которой
стандартами и заданиями «С» не проверишь. Это можно проверить
состоянием общества, насколько оно духовно.
И миссия учителя, учителя литература сегодня – быть проводником,
путеводной звездой на пути воспитания чувств, определённых поэтом «над
вымыслом слезами обольюсь».