Напоминание

"Ещё раз о литературе"

Автор: Холопова Любовь Алексеевна

Должность: доцент

Учебное заведение: Юргинский технологический институт Томского политехнического университета

Населённый пункт: город Юрга

Наименование материала: статья

Тема: "Ещё раз о литературе"

Описание:

Статья о важности литературы в обучении школьников и о ведущей роли учителя в этом процессе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_uchitelei/index?nomer_publ=141

Опубликовано 16.10.2015




Перейти в превью




Текстовая часть публикации

«Я – учитель». Ещё раз о литературе Пушкин А. С. в одном из своих стихотворений, определяя остроту поэтического восприятия, заметил: «Над вымыслом слезами обольюсь». Всё труднее стало воспитать это чувство в условиях всё большей стандартизации образования. Однако, как показывает практика, невозможно измерить стандартами жизнь и творчество писателя, поэта. И вот мы уже перестали быть «самой читающей страной мира», сдав очередную позицию. Когда-то часы, отводимые на уроки литературы в старших классах, позволяли вдумчиво читать, делали чтение увлекательным и осмысленным процессом. Литература выступала неким опознавательным знаком нашей жизни. И этот опознавательный знак свидетельствовал, что с нравственным началом не всё так плохо в нашей стране. Сейчас – наоборот. От формулы жизни, предложенной Л.Н. Толстым, «чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться, а спокойствие – душевная подлость», мы ушли. Всё больше соотносим ценности нашей жизни с материальным началом, потребительским, и той самой сытостью, от которой возникает «душевная подлость». Хорошо помню уроки литературы в школе и понимаю, что во многом они сформировали мой вкус к чтению, развили интерес к будущей профессии. А чтение научило осмысленно подходить ко многим жизненным вопросам и ситуациям, отделять добро от зла. Конечно, «высокое небо» Андрея Болконского, героя романа Л.Н.Толстого «Война и мир», его бесконечность были поняты во всём многообразии позднее, когда был пройден определённый жизненный путь, но то, что искания Андрея – это настоящее, определилось именно на школьной скамье, и хотелось соответствовать этому настоящему. Вслед за героем мы переживаем минуты славы, которые оказываются мелкими и ничтожными по сравнению с бесконечным небом Аустерлица. Настоящая жизнь – это постоянное движение вперёд в своём духовном совершенствовании, развитии. А духовное развитие – путь к истинной свободе человека. Случайностей в ней нет. Всё обусловлено нашими делами, словами, поступками, обусловлено тем обществом, в котором мы живём. Грустно видеть, как «дворянские усадьбы» подбираются к Михайловскому, возрождённому после Великой Отечественной войны. Что это? Возможность самоутвердиться или желание в очередной раз показать, что истинная ценность – деньги, что за них можно купить всё. Они дают свободу. Да, дают, в том числе – свободу от обязательств, законов, норм и морали. В конечном итоге всё это оборачивается зависимостью от «денежного мешка» и порождает вседозволенность. Истинно свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно, – самим собой.
Этому должна учить школа. Именно такое обучение нравственно, и здесь главная роль отводится урокам литературы в школе, знание которой стандартами и заданиями «С» не проверишь. Это можно проверить состоянием общества, насколько оно духовно. И миссия учителя, учителя литература сегодня – быть проводником, путеводной звездой на пути воспитания чувств, определённых поэтом «над вымыслом слезами обольюсь».


Яндекс.Метрика