Человечеством еще не придуман план выбора правильного, единственно верного жизненного пути. Да это и правильно, потому что каждый сам для себя определяет, какой жизненный путь избрать. В большинстве случаев человек определяется с выбором в юности, когда школа остается позади, а впереди долгий путь по жизни. И каким он станет, зависит от того, насколько правильным и успешным будет наше решение. Главное – знать, чего мы хотим.
Что значит «быть учителем».
Перед каждым из нас в детстве ли, в юности ли встает вопрос: «Кем
быть?» Кто-то становится юристом, другой – экономистом, третий –
программистом…
Однако человечеством еще не придуман план выбора правильного,
единственно верного жизненного пути. Да это и правильно, потому что
каждый сам для себя определяет, какой жизненный путь избрать. В
большинстве случаев человек определяется с выбором в юности, когда школа
остается позади, а впереди долгий путь по жизни. И каким он станет, зависит
от того, насколько правильным и успешным будет наше решение. Главное –
знать, чего мы хотим.
Великий русский поэт Серебряного века Максимилиан Волошин писал,
что «каждый рождается дважды», второй раз «когда сердце горит и
трепещет». Наше второе рождение и происходит при выборе профессии.
По окончании школы я поступила в педагогический институт, тем
самым предопределив свой жизненный путь. Итак, я решила стать учителем.
Именно учителем, а не педагогом, потому что, как мы знаем из истории
Древней Греции, педагог – это раб, сопровождающий мальчика в школу. А
кого может воспитать раб? А учитель воспитывает гармоничную и
свободную личность.
Если мы обратимся к лексическому значению слова учитель, то в
словарной статье толкового словаря живого великорусского языка В.Даля
прочитаем такое толкование: «Учитель – преподаватель, наставник».
Преподаватель преподает и передает от поколения к поколению опыт и
знания, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий, а наставник
наставляет, воспитывает, учит жизни. И тут я полностью согласена с русским
критиком девятнадцатого века В.Г.Белинским, говорившим: «Как важен,
велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».
На мой взгляд, учитель – это не профессия, а призвание. Мы работаем с
особой категорией граждан нашей страны – с детьми, живем в их мире,
который тонко чувствует фальшь, ложь, который не прощает взрослым их
ошибок.
Каждый учитель запоминается по-особому. А настоящий учитель – на
всю жизнь. Каким должен быть настоящий учитель? Я думаю –
справедливым, умеющим понять и простить, поддержать, помочь поверить
ребенку в себя. Тот, к кому можно прийти за помощью в любую минуту.
А каким меня хотят видеть мои ученики? В чем мое предназначение как
учителя? В современном языке эта фраза звучит более пафосно «миссия
учителя».
А что такое миссия? В словаре говорится, что миссия – это
ответственное задание, роль, поручение. Да, я с этим толкованием полностью
согласена.
Задание. Государство в соответствии с Федеральным государственным
стандартом общего образования дало нам, учителям, задание воспитать
1
человека, осознающего и принимающего ценности
человеческой жизни,
семьи, гражданского общества, активно и заинтересованно познающ его мир,
умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих результатов .
То же самое можно сказать
и о поручении. А вот роль – это другое дело. Хотя слово «роль» и относится к
профессии актера, а чем учитель не актер. Он является образцом для
подражания. Каждый урок – это маленькое представление, где учитель и
актер, и зритель, и слушатель, но самая главная его роль – он проводник
знаний.
А чтобы все это выполнить, учителю необходимо, прежде всего, быть
Личностью. Ибо только при этом условии он сможет воспитать личность.
Поэтому учитель должен постоянно саморазвиваться и
самосовершенствоваться, максимально использовать свои возможности, быть
к себе более требовательным, чем к окружающим, и, самое главное, не
забывать дарить детям тепло и ласку. В подтверждение своих мыслей хочу
привести слова педагога Ш. Амонашвили:
«Учитель, будь солнцем,
излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития
человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих
учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…".
Именно о таком учителе пишет в своем рассказе В.Г.Распутин «Уроки
французского». Герой произведения вспоминает свою учительницу Лидию
Михайловну, которая смогла рассмотреть в ребенке способности и характер,
дала ему самые главные уроки – уроки жизни.
Итак, настоящий учитель – это Личность. Но он должен быть еще и
всесторонне развитым и образованным, т.е. Профессионалом. Ученики могут
простить учителю и придирчивость, и несправедливость, но не простят
недостаточного знания предмета. Поэтому учитель должен быть мастером
своего дела, т.е. обладать не только методической и научной эрудицией, но и
владеть искусством обучения и воспитания, помочь ребенку постигнуть
содержание жизни и перейти вместе с ним на новый уровень развития.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестает
быть учителем, когда перестает учиться. Поэтому учитель всегда должен
оставаться Учеником. Я многому научилась, читая труды А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, кроме того постоянно учусь у своих
коллег.
Взять чей-то опыт и повторить его один к одному, как в зеркале, нельзя.
Учитель только тогда будет мастером, если он, используя чей-то опыт, сможет
привнести что-то свое. Вот в чем, на мой взгляд, секрет успеха профессии.
Не надо бояться учиться, не надо бояться признавать свои ошибки,
потому что каждая ошибка – это своеобразная ступенька к совершенству. Не
надо бояться учиться у детей. Зачастую мы, учителя, забываем, что дети
могут дать нам значительно больше, чем мы им. Они могут подарить нам
свой совершенный мир далекий от мира взрослых.
2
Я считаю, что учителя делятся на две категории: «урокодатели» и
Творцы. «Урокодатели» - это те, кто не «горит» на рабочем месте, а работает
«от звонка до звонка». Другое дело Творцы. Они изобретают, пробуют,
творят, совершенствуются.
Школа – это отдельное государство, в котором нет одинаковых дней,
уроков. Каждое мгновение совершается открытие нового, непознанного, но
такого интересного и захватывающего. В школе остаются работать только
самые трудолюбивые, самые ответственные и самые яркие личности. Сюда
не попадают случайно, потому что школа не любит случайных людей. И если
не умеешь творить, зажигать, то в школе тебе не место!
Я считаю, что профессия учителя относится к вечным профессиям. Над
нашей планетой промелькнуло столько тысячелетий, сколько еще пройдет –
не важно. Главное то, что и учителя, и ученики будут всегда. А человек
сможет только тогда достичь определенных вершин, если он будет передавать
знания и опыт из поколения в поколение. Поэтому на плечи учителя
возлагается огромная ответственность за судьбу всего человечества. Учитель,
формируя личность ребенка, прежде всего сам должен быть личностью, то
есть Человеком и Гражданином, примером, достойным подражания.
А все это возможно еще при соблюдении одного условия – в сердце
учителя всегда должна быть Любовь. Любовь к детям, любовь к
преподаваемому предмету, любовь к профессии. Без любви мир становится
печальным и неуютным, труд не приносит удовлетворения и счастья. Итог –
бессмысленное существование.
Двадцать лет назад я сделала свой выбор – я решила учить и учиться,
постигать мир вместе со своими учениками, совершать открытия и
сомневаться, но находиться в постоянном развитии и совершенствовании.
Недаром Конфуций говорил: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид
ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали
ему путь».
3