Напоминание

Что значит "быть учителем"

Автор: Мозговая Жанна Викторовна

Должность: учитель

Учебное заведение: МКОУ СШ № 1

Населённый пункт: село Степное

Наименование материала: Эссе

Тема: Что значит "быть учителем"

Описание:

Человечеством еще не придуман план выбора правильного, единственно верного жизненного пути. Да это и правильно, потому что каждый сам для себя определяет, какой жизненный путь избрать. В большинстве случаев человек определяется с выбором в юности, когда школа остается позади, а впереди долгий путь по жизни. И каким он станет, зависит от того, насколько правильным и успешным будет наше решение. Главное – знать, чего мы хотим.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_uchitelei/index?nomer_publ=15

Опубликовано 07.08.2015




Перейти в превью




Текстовая часть публикации


Что значит «быть учителем».
Перед каждым из нас в детстве ли, в юности ли встает вопрос: «Кем быть?» Кто-то становится юристом, другой – экономистом, третий – программистом… Однако человечеством еще не придуман план выбора правильного, единственно верного жизненного пути. Да это и правильно, потому что каждый сам для себя определяет, какой жизненный путь избрать. В большинстве случаев человек определяется с выбором в юности, когда школа остается позади, а впереди долгий путь по жизни. И каким он станет, зависит от того, насколько правильным и успешным будет наше решение. Главное – знать, чего мы хотим. Великий русский поэт Серебряного века Максимилиан Волошин писал, что «каждый рождается дважды», второй раз «когда сердце горит и трепещет». Наше второе рождение и происходит при выборе профессии. По окончании школы я поступила в педагогический институт, тем самым предопределив свой жизненный путь. Итак, я решила стать учителем. Именно учителем, а не педагогом, потому что, как мы знаем из истории Древней Греции, педагог – это раб, сопровождающий мальчика в школу. А кого может воспитать раб? А учитель воспитывает гармоничную и свободную личность. Если мы обратимся к лексическому значению слова учитель, то в словарной статье толкового словаря живого великорусского языка В.Даля прочитаем такое толкование: «Учитель – преподаватель, наставник». Преподаватель преподает и передает от поколения к поколению опыт и знания, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий, а наставник наставляет, воспитывает, учит жизни. И тут я полностью согласена с русским критиком девятнадцатого века В.Г.Белинским, говорившим: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека». На мой взгляд, учитель – это не профессия, а призвание. Мы работаем с особой категорией граждан нашей страны – с детьми, живем в их мире, который тонко чувствует фальшь, ложь, который не прощает взрослым их ошибок. Каждый учитель запоминается по-особому. А настоящий учитель – на всю жизнь. Каким должен быть настоящий учитель? Я думаю – справедливым, умеющим понять и простить, поддержать, помочь поверить ребенку в себя. Тот, к кому можно прийти за помощью в любую минуту. А каким меня хотят видеть мои ученики? В чем мое предназначение как учителя? В современном языке эта фраза звучит более пафосно «миссия учителя». А что такое миссия? В словаре говорится, что миссия – это ответственное задание, роль, поручение. Да, я с этим толкованием полностью согласена. Задание. Государство в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования дало нам, учителям, задание воспитать 1
человека, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, активно и заинтересованно познающ его мир, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов . То же самое можно сказать и о поручении. А вот роль – это другое дело. Хотя слово «роль» и относится к профессии актера, а чем учитель не актер. Он является образцом для подражания. Каждый урок – это маленькое представление, где учитель и актер, и зритель, и слушатель, но самая главная его роль – он проводник знаний. А чтобы все это выполнить, учителю необходимо, прежде всего, быть Личностью. Ибо только при этом условии он сможет воспитать личность. Поэтому учитель должен постоянно саморазвиваться и самосовершенствоваться, максимально использовать свои возможности, быть к себе более требовательным, чем к окружающим, и, самое главное, не забывать дарить детям тепло и ласку. В подтверждение своих мыслей хочу привести слова педагога Ш. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…". Именно о таком учителе пишет в своем рассказе В.Г.Распутин «Уроки французского». Герой произведения вспоминает свою учительницу Лидию Михайловну, которая смогла рассмотреть в ребенке способности и характер, дала ему самые главные уроки – уроки жизни. Итак, настоящий учитель – это Личность. Но он должен быть еще и всесторонне развитым и образованным, т.е. Профессионалом. Ученики могут простить учителю и придирчивость, и несправедливость, но не простят недостаточного знания предмета. Поэтому учитель должен быть мастером своего дела, т.е. обладать не только методической и научной эрудицией, но и владеть искусством обучения и воспитания, помочь ребенку постигнуть содержание жизни и перейти вместе с ним на новый уровень развития. Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться. Поэтому учитель всегда должен оставаться Учеником. Я многому научилась, читая труды А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, кроме того постоянно учусь у своих коллег. Взять чей-то опыт и повторить его один к одному, как в зеркале, нельзя. Учитель только тогда будет мастером, если он, используя чей-то опыт, сможет привнести что-то свое. Вот в чем, на мой взгляд, секрет успеха профессии. Не надо бояться учиться, не надо бояться признавать свои ошибки, потому что каждая ошибка – это своеобразная ступенька к совершенству. Не надо бояться учиться у детей. Зачастую мы, учителя, забываем, что дети могут дать нам значительно больше, чем мы им. Они могут подарить нам свой совершенный мир далекий от мира взрослых. 2
Я считаю, что учителя делятся на две категории: «урокодатели» и Творцы. «Урокодатели» - это те, кто не «горит» на рабочем месте, а работает «от звонка до звонка». Другое дело Творцы. Они изобретают, пробуют, творят, совершенствуются. Школа – это отдельное государство, в котором нет одинаковых дней, уроков. Каждое мгновение совершается открытие нового, непознанного, но такого интересного и захватывающего. В школе остаются работать только самые трудолюбивые, самые ответственные и самые яркие личности. Сюда не попадают случайно, потому что школа не любит случайных людей. И если не умеешь творить, зажигать, то в школе тебе не место! Я считаю, что профессия учителя относится к вечным профессиям. Над нашей планетой промелькнуло столько тысячелетий, сколько еще пройдет – не важно. Главное то, что и учителя, и ученики будут всегда. А человек сможет только тогда достичь определенных вершин, если он будет передавать знания и опыт из поколения в поколение. Поэтому на плечи учителя возлагается огромная ответственность за судьбу всего человечества. Учитель, формируя личность ребенка, прежде всего сам должен быть личностью, то есть Человеком и Гражданином, примером, достойным подражания. А все это возможно еще при соблюдении одного условия – в сердце учителя всегда должна быть Любовь. Любовь к детям, любовь к преподаваемому предмету, любовь к профессии. Без любви мир становится печальным и неуютным, труд не приносит удовлетворения и счастья. Итог – бессмысленное существование. Двадцать лет назад я сделала свой выбор – я решила учить и учиться, постигать мир вместе со своими учениками, совершать открытия и сомневаться, но находиться в постоянном развитии и совершенствовании. Недаром Конфуций говорил: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». 3


Яндекс.Метрика