О музыке, МУЗЫКЕ и о себе
Профессия учителя находит своих избранников разными способами. Мое «избрание»
началось с песни одной девчонки. Она не только красиво пела – она пела, бодро
аккомпанируя себе на гармошке. Захотелось уметь так же, и родители определили меня в
музыкальную школу. Это было 53 года назад. И вот уже более 40 лет моя жизнь связана с
профессией учителя музыки…
Какое множество концепций, программ, учебников, пособий создано неравнодушными
специалистами в области музыкальной педагогики! Это по-настоящему ценно. Но ни
одна, даже очень «продвинутая» программа не может заменить самого учителя.
Особенно – музыки. Ведь учитель – это не только во время сказанное ученику нужное
слово: это ( что, на мой взгляд, еще более важно) совместное эмоциональное
прочувствование и осмысление музыкального произведения. «Кто не постучался в сердце
– тот стучится в дверь напрасно»: слова испанского драматурга Лопе де Вега хочется
сделать эпиграфом к любому уроку музыки, особенно в общеобразовательной школе.
Ведь в ней учеников не выбирают, научить любить музыку нужно всех: и тех, кто хочет
этого, и тех, кому это «не надо».
«Любителями музыки не рождаются, а становятся»,- сказал Д.Шостакович. Что может
быть увлекательнее и интереснее, чем это: помочь человеку стать любителем МУЗЫКИ.
Музыки с большой буквы.
Многие считают классическую музыку трудной для восприятия. Но ведь учитель и есть тот
«человек, который может делать трудные вещи легкими» (Ральф Эмерсон). Возможно,
из моих учеников вырастут прекрасные рабочие, инженеры, врачи – сегодняшней России
не хватает таких специалистов. Но, какую бы профессию они не избрали для себя, хочется,
чтобы в их душах находили радостный отклик такие строки:
«Мне снилась музыка… Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И все, что было на земле,
Все из нее происходило…»
В.Лазарев