«Я сын своего Отечества»
Составил : Зубок Надежда Владимировна
Екатеринбург 2012г.
Программа духовно – патриотического воспитания учащихся
«Я сын своего Отечества»
Цель: Формирование личности у учащихся начального звена представления о большой и малой Родине, осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающего судьбу Отечества как свою личную.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно–игровой, предметно-
продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимая других людей и сопереживания им;
В области формирования семейной культуры:
- формирование у учащихся уважительного отношения к родителям, осознанного заботливого отношения к старшим и
младшим;
-формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним.
Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания учащихся младших классов:
В настоящее время патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста имеет особо важное значение.
Такие понятия, как «любовь к Родине», «служение Отечеству», «гражданский долг», ныне обесценены и отставлены на
второй план. Патриотические убеждения не навязывают, их надо воспитывать. Гражданское – патриотическое
воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к
новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям. Развитие личности человека – это развитие системы
«человек – мир». В этом процессе человек выступает как активное творческое начало.
Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Взаимодействуя в мире, происходит саморазвитие личности ребёнка.
Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Ребёнку нужна интересная,
отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая. Ведь
только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Но деятельность детей нужно организовать
таким образом, чтобы ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
Гражданственность включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку – гражданину: гражданская ответственность,
умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор,
гуманизм, этническая толерантность, патриотизм. Вследствие этого возникает необходимость осуществления
патриотического воспитания на качественно новом уровне, что способствовало бы с ранних лет выработке правильного
понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу.
Что побудило создать эту Программу:
- Разработан и апробирован проект «Я рожден в России».
- Пройдены курсы квалификации «Организация вне урочной деятельности в образовательном процессе в соответствии с
ФГОС»
- Опыт работы со всеми субъектами образовательного процесса: учеников, классного руководителя, родителей,
учителей предметников, педагогов по дополнительному образованию.
Какие трудности встретились в работе:
- нет технической оснащенности (отсутствие компьютера в классе);
- нет возможности чаще бывать в социуме (из-за отсутствия личного автобуса в ОУ);
Сроки реализации программы:
сентябрь 2012г – май 2015г
Этапы реализации Программы:
I этап: проектный 2012 – 2013 учебный год
Цель: подготовка условий создания системы гражданского – патриотического воспитания.
Задачи:
1.
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.
Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданскому- патриотическому воспитанию.
3.
Проанализировать материально – технические, педагогические условия реализации программы.
4.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический 2013 – 2014г, 2014 – 2015 учебные годы.
Цель: реализаций проекта по гражданскому – патриотическому воспитанию «Я гражданин России».
Задачи:
1.
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2.
Обогащать содержание гражданского – патриотического воспитания.
3.
Развивать ученическое самоуправление.
4.
Разработать методические рекомендации по гражданскому – патриотическому воспитанию.
5.
Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры,
спортивными учреждениями города.
6.
Продолжать тесное сотрудничество по духовно – патриотическому воспитанию представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
7.
Проводить мониторинг реализации программы.
8.
Принимать участие в конкурсах по гражданскому – патриотическому воспитанию
III этап: аналитический - 2015 второе полугодие учебного года.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.
Обобщить результаты работы класса.
2.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.
Спланировать работу на следующий период.
4.
Итоговое мероприятие «Я сын своего Отечества» (открытое).
Предполагаемые конечные результаты
Осуществление настоящей программы позволит:
- продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе.
- сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции.
- оказывать ежедневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии
способностей.
Эффективность патриотического воспитания может быть объективно оценена только с учетом мнений самих учащихся
об этой работе. Учет их отношения, взглядов и замечаний по рассматриваемой проблеме позволить оценить
действенность реализуемых образовательными учреждениями методов воспитания, уровень сформированности у
школьников ценностных ориентаций, преданности Родине и своему народу.
Этапы и основные виды деятельности в форме занятий
Этапы
Содержание
Состав
Сроки
Проектный
Наблюдение, опрос, анкетирование родителей
(выявление уровня воспитанности учащихся)
Воспитатель, классный
руководитель,
родители
Начало и конец
года (каждый из
четырех лет)
Основные
направления
Составление плана работы
Воспитатель
Октябрь – Ноябрь
2012
Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважение к правам,
свободам и
обязанностям
человека
Участие в подготовке и проведении мероприятий,
посвященных государственным праздникам.
Подготовка к участию игр военного-
патриотического содержания.
Экскурсии и путешествия.
Благотворительные мероприятия.
Организация и проведение встреч с участниками
ВОВ и локальных войн. Открытые уроки и
тематические мероприятия для родителей.
Тематические круглые столы. Продолжение
составления книги памяти.
Воспитатель, классный
руководитель.
Родители, проходящие
службу в Российских
войсках. Ветераны
войны и тыла.
На протяжении
четырех лет.
Воспитание
нравственных
чувств и этического
сознания
Участие в творческой деятельности: театральные
постановки. Литературно – музыкальные
композиции, художественные выставки. Экскурсии
на Ганину Яму и Храм на крови (с согласия
родителей).
Изготовление коллективных подарков ко дню
рождения одноклассников. Выполнение
тематических презентаций и творческих проектов
Педагоги по
дополнительному
образованию,
воспитатель,
родительский комитет.
На протяжении
четырех лет
совместно с родителями.
Воспитания
трудолюбия,
творческого
отношения к
учению, труду,
жизни
Спортивные секции школы и внешкольных
учреждений.
Проведение подвижных игр, подготовка к
туристическому походу, проведение спортивных
соревнований.
Выполнение полезных и общественных поручений
в классе. Творческий проект «Один рабочий день с
мамой».
Учитель физической
культуры, воспитатель,
родители.
На протяжении
четырех лет
Воспитание
ценностных
отношений к
природе
(экологическое
воспитание)
Туристические походы (однодневки). Путешествие
по родному краю.
Посадка растений, создание цветочных клумб.
Конкурс рисунков «Мои младшие братья –
животные».
Изготовление кормушек и скворечников для птиц.
Проведение исследования «Почему крупы не
растут в банках?»
Родители, воспитатель,
классный
руководитель.
На протяжении
четырех лет
Воспитание
ценностного
отношения к
прекрасному.
Формирование
представлений об
эстетических
идеалах и
ценностях
(эстетическое
Краеведческая деятельность.
Участие в различных видах творческой
деятельности, выставках, конкурсах, фестивалях.
Посещение театров и музеев. Игра – соревнование
«Мир вокруг нас». Творческие конкурсы и
фестивали, конкурс рисунков и фотографий «Мир
похож на цветной луг…»
Воспитатель, педагоги
по дополнительному
образованию,
классный
руководитель,
родители.
На протяжении
четырех лет
воспитание)
Аналитический
Тесты, анкетирование родителей.
Итоговое мероприятие с награждением.
Воспитатель, психолог,
классный
руководитель, педагог
по дополнительному
образованию.
Апрель 2015г
Май 2015г
Практическая реализация программы.
1.
«Я – гражданин России»:
- Классный час «Мы живем в России».
- Претензия «Мои права и обязанности».
- Урок гражданственности «символы России».
- Праздник «Я люблю тебя, моя Россия». (Открытое мероприятие).
- Презентация «путешествие в космос».
- Беседа «Как это началось». К 71 годовщине начала второй мировой войны.
- Праздник «День защитника Отечества».
- Классный час «Свечи Беслана» (презентация).
- Классный час «дарим людям добро. Что такое толерантность».
- Праздник «Люблю березку русскую» (Открытое мероприятие).
2. «Моя малая Родина».
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Классный час «О школе – с любовью».
-Бабушкины посиделки «В гостях у самовара».
- Экскурсии на границу Европа – Азии.
- Обзорная экскурсия по городу Екатеринбургу.
- День творчества «Русские народные песни».
- Экскурсия в музей Симферопольской бригады – участникам Великой Отечественной войны».
- Праздник «Моя малая Родина». К юбилею города Екатеринбурга.
- Классный час «Дети войны».
- Участие в общешкольном конкурсе «Пою тебе моя, Россия».
- Праздник «Посвящение в первоклассники».
- Уроки мужества у памятника погибшим воинам.
- Конкурс рисунков «Уголок родной природы».
- Участие в общешкольном празднике «Масленица».
- Классный час «Военное прошлое моей малой родины» (презентация).
3. «Моя родословная»:
- «Имя на обелиске» (краеведческая работа)
- Родительское собрание «Мой дом – моя крепость»
- Продолжение работы по созданию книги Памяти.
Правовая база для составления Программы:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением
официальных государственных символов Российской Федерации и их популяции» (письмо Минобразования России
от 01.03.2003г. №30-51-131/16)
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей
(приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. №90/30 – 16)
- методические рекомендации. Духовно – нравственное развитие и воспитание младшего школьника. Пособие для
учителей образовательных учреждений под редакцией А.Я. Данилюка.