Напоминание

Программа духовно-патриотического воспитания "Я сын своего Отечества"

Автор: Зубок Надежда Владимировна

Должность: педагог

Учебное заведение: Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение Свердловской области "Санаторная школа-интернат № 28"

Населённый пункт: г.Екатеринбург

Наименование материала: программа

Тема: Программа духовно-патриотического воспитания "Я сын своего Отечества"

Описание:

В настоящее время патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста имеет особо важное значение, что и побудило создать эту Программу.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_vospitatelei/index?nomer_publ=159

Опубликовано 24.10.2015




Перейти в превью




Текстовая часть публикации


Программа духовно – патриотического воспитания

«Я сын своего Отечества»
Составил : Зубок Надежда Владимировна Екатеринбург 2012г.

Программа духовно – патриотического воспитания учащихся

«Я сын своего Отечества»

Цель:
Формирование личности у учащихся начального звена представления о большой и малой Родине, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающего судьбу Отечества как свою личную.
Задачи:

В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно–игровой, предметно- продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; - формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности; - развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимая других людей и сопереживания им;
В области формирования семейной культуры:
- формирование у учащихся уважительного отношения к родителям, осознанного заботливого отношения к старшим и младшим; -формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним.

Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания учащихся младших классов:
В настоящее время патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста имеет особо важное значение. Такие понятия, как «любовь к Родине», «служение Отечеству», «гражданский долг», ныне обесценены и отставлены на второй план. Патриотические убеждения не навязывают, их надо воспитывать. Гражданское – патриотическое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям. Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе человек выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Взаимодействуя в мире, происходит саморазвитие личности ребёнка. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Но деятельность детей нужно организовать таким образом, чтобы ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Гражданственность включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку – гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм. Вследствие этого возникает необходимость осуществления патриотического воспитания на качественно новом уровне, что способствовало бы с ранних лет выработке правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу.

Что побудило создать эту Программу:
- Разработан и апробирован проект «Я рожден в России». - Пройдены курсы квалификации «Организация вне урочной деятельности в образовательном процессе в соответствии с ФГОС» - Опыт работы со всеми субъектами образовательного процесса: учеников, классного руководителя, родителей, учителей предметников, педагогов по дополнительному образованию.
Какие трудности встретились в работе:
- нет технической оснащенности (отсутствие компьютера в классе); - нет возможности чаще бывать в социуме (из-за отсутствия личного автобуса в ОУ);
Сроки реализации программы:
сентябрь 2012г – май 2015г
Этапы реализации Программы:

I этап: проектный 2012 – 2013 учебный год

Цель:
подготовка условий создания системы гражданского – патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданскому- патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально – технические, педагогические условия реализации программы. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический 2013 – 2014г, 2014 – 2015 учебные годы.

Цель:
реализаций проекта по гражданскому – патриотическому воспитанию «Я гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание гражданского – патриотического воспитания. 3. Развивать ученическое самоуправление. 4. Разработать методические рекомендации по гражданскому – патриотическому воспитанию. 5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города. 6. Продолжать тесное сотрудничество по духовно – патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации программы. 8. Принимать участие в конкурсах по гражданскому – патриотическому воспитанию
III этап: аналитический - 2015 второе полугодие учебного года.

Цель:
анализ итогов реализации программы.

Задачи:
1. Обобщить результаты работы класса. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Спланировать работу на следующий период. 4. Итоговое мероприятие «Я сын своего Отечества» (открытое).
Предполагаемые конечные результаты
Осуществление настоящей программы позволит: - продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе. - сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции. - оказывать ежедневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей. Эффективность патриотического воспитания может быть объективно оценена только с учетом мнений самих учащихся об этой работе. Учет их отношения, взглядов и замечаний по рассматриваемой проблеме позволить оценить действенность реализуемых образовательными учреждениями методов воспитания, уровень сформированности у школьников ценностных ориентаций, преданности Родине и своему народу.

Этапы и основные виды деятельности в форме занятий

Этапы

Содержание

Состав

Сроки
Проектный Наблюдение, опрос, анкетирование родителей (выявление уровня воспитанности учащихся) Воспитатель, классный руководитель, родители Начало и конец года (каждый из четырех лет) Основные направления Составление плана работы Воспитатель Октябрь – Ноябрь 2012 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека Участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам. Подготовка к участию игр военного- патриотического содержания. Экскурсии и путешествия. Благотворительные мероприятия. Организация и проведение встреч с участниками ВОВ и локальных войн. Открытые уроки и тематические мероприятия для родителей. Тематические круглые столы. Продолжение составления книги памяти. Воспитатель, классный руководитель. Родители, проходящие службу в Российских войсках. Ветераны войны и тыла. На протяжении четырех лет. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Участие в творческой деятельности: театральные постановки. Литературно – музыкальные композиции, художественные выставки. Экскурсии на Ганину Яму и Храм на крови (с согласия родителей). Изготовление коллективных подарков ко дню рождения одноклассников. Выполнение тематических презентаций и творческих проектов Педагоги по дополнительному образованию, воспитатель, родительский комитет. На протяжении четырех лет
совместно с родителями. Воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Спортивные секции школы и внешкольных учреждений. Проведение подвижных игр, подготовка к туристическому походу, проведение спортивных соревнований. Выполнение полезных и общественных поручений в классе. Творческий проект «Один рабочий день с мамой». Учитель физической культуры, воспитатель, родители. На протяжении четырех лет Воспитание ценностных отношений к природе (экологическое воспитание) Туристические походы (однодневки). Путешествие по родному краю. Посадка растений, создание цветочных клумб. Конкурс рисунков «Мои младшие братья – животные». Изготовление кормушек и скворечников для птиц. Проведение исследования «Почему крупы не растут в банках?» Родители, воспитатель, классный руководитель. На протяжении четырех лет Воспитание ценностного отношения к прекрасному. Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое Краеведческая деятельность. Участие в различных видах творческой деятельности, выставках, конкурсах, фестивалях. Посещение театров и музеев. Игра – соревнование «Мир вокруг нас». Творческие конкурсы и фестивали, конкурс рисунков и фотографий «Мир похож на цветной луг…» Воспитатель, педагоги по дополнительному образованию, классный руководитель, родители. На протяжении четырех лет
воспитание) Аналитический Тесты, анкетирование родителей. Итоговое мероприятие с награждением. Воспитатель, психолог, классный руководитель, педагог по дополнительному образованию. Апрель 2015г Май 2015г Практическая реализация программы.
1.

«Я – гражданин России»:
- Классный час «Мы живем в России». - Претензия «Мои права и обязанности». - Урок гражданственности «символы России». - Праздник «Я люблю тебя, моя Россия». (Открытое мероприятие). - Презентация «путешествие в космос». - Беседа «Как это началось». К 71 годовщине начала второй мировой войны. - Праздник «День защитника Отечества». - Классный час «Свечи Беслана» (презентация). - Классный час «дарим людям добро. Что такое толерантность». - Праздник «Люблю березку русскую» (Открытое мероприятие). 2.
«Моя малая Родина».
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Классный час «О школе – с любовью». -Бабушкины посиделки «В гостях у самовара». - Экскурсии на границу Европа – Азии. - Обзорная экскурсия по городу Екатеринбургу. - День творчества «Русские народные песни». - Экскурсия в музей Симферопольской бригады – участникам Великой Отечественной войны». - Праздник «Моя малая Родина». К юбилею города Екатеринбурга. - Классный час «Дети войны». - Участие в общешкольном конкурсе «Пою тебе моя, Россия». - Праздник «Посвящение в первоклассники». - Уроки мужества у памятника погибшим воинам. - Конкурс рисунков «Уголок родной природы». - Участие в общешкольном празднике «Масленица». - Классный час «Военное прошлое моей малой родины» (презентация). 3.
«Моя родословная»:
- «Имя на обелиске» (краеведческая работа) - Родительское собрание «Мой дом – моя крепость» - Продолжение работы по созданию книги Памяти.

Правовая база для составления Программы:
- Конвенция ООН о правах ребенка - Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» - Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяции» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. №30-51-131/16) - Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. №90/30 – 16) - методические рекомендации. Духовно – нравственное развитие и воспитание младшего школьника. Пособие для учителей образовательных учреждений под редакцией А.Я. Данилюка.


Яндекс.Метрика