Каким должен быть современный учитель? Он должен быть профессионалом,но не только.Учитель должен быть творческой и саморазвивающейся личностью. А самое главное - он должен любить свою работу и учеников.
Эссе «Я-Учитель!»
Начиная разговор о моей педагогической деятельности, я хотела бы
задаться важным вопросом – каким должен быть современный учитель?
Безусловно, профессионалом. Но самого по себе профессионализма
мало. Крайне важно, чтобы учитель был личностью творческой и
саморазвивающейся. Ещё обучаясь в педагогическом университете, мне выпало
огромное счастье прослушать лекции доктора педагогических наук Ахмета
Закиевича Рахимова. С тех пор его «Психодидактика» и «Педагогическая
акмеология» являются моими настольными книгами. Ахмет Закиевич
основывается на теорию развивающего обучения В.В.Давыдова и разделяет
уровни педагогической деятельности на два основных компонента: это
педагогический профессионализм и педагогическое мастерство. И в первую
очередь, он в своих работах выделяет творчество, работу над творческим
развитием не только учащихся, но и самих педагогов.
Начав работать в школе, я поняла суть высказывания В.В.Давыдова:
«Для того, чтобы просто преподавать, можно знать чрезвычайно мало, а для
того, чтобы направить собственную деятельность ученика, учитель должен
усвоить чрезвычайно много». В детстве я любила играть со своими
сверстниками в «школу», где роль учителя, конечно, была моя. Тогда казалось,
что быть учителем – это просто давать знания. Как же я ошибалась! Ведь
знание предмета - это лишь один из компонентов, из которых складывается
профессионализм учителя. Педагоги - мои мама и папа, тётя, позднее
педагогическую стезю выбрала моя сестра. И профессия учителя,
преподавателя, исследователя стала и для меня возможностью самореализации
личности.
Помню, как пришла в школу в первый раз учителем. Увидев строгие
лица коллег, смотревших на меня с некоторым недоверием, опаской, учащихся,
разглядывавших меня вежливо, но с интересом, мне стало страшновато. Но
отступать я не привыкла. Знания и умения, полученные в педагогическом
училище и университете, не пропали даром. Курсы по методике управления
сослужили добрую службу. Контакт с детьми и коллегами, а также с
родителями был установлен!
Для меня школа – это океан, который создаёт условия для
самореализации личности. Моя школа для ребёнка – это второй дом, где он
проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живёт. И от
меня зависит, полюбит ли ребёнок школу и будет ли с тёплыми чувствами
вспоминать её.
Я – учитель. Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в
класс. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые,
ясные глаза –любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг.
Они многого ожидают от меня.
Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, - легко и
свободно.
Школьный урок даёт учителю безграничные возможности для
творчества. На уроке рождаются новые идеи, делаются открытия. От него,
словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства,
которые в дальнейшем собираются в океан знаний.
Школьник во многом таков, каким его видит учитель. Он подобен
цветку, который раскрывается навстречу солнцу. Если к нему подходить с
любовью и верой в его успех, он поворачивается к учителю своей светлой
стороной. Учитель для ребёнка – источник не только света, но и тепла.
Особенно важно согреть этим теплом тех, кто его недополучил в дошкольном
детстве.
Каждый ученик представляет собой неповторимый, уникальный мир. У
каждого есть свои способности, возможности, потребности. Очень важно
обнаружить это в каждом из них и направить в правильное русло, воспитывать
в них чувства прекрасного, милосердия и добра.
Ребёнок должен чувствовать себя нужным, успешным. Успех, как
известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная
заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика
вперёд и поддержать его успех. Не надо скупиться на похвалу, комплименты и
тёплые слова! «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся» -
поётся в известной песне.
Как стать хорошим учителем?..
Как отмечает Сухомлинский, нужно, прежде всего, любить детей,
находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый ребёнок может
стать хорошим человеком, уметь дружить с детьми, принимать близко к сердцу
детские радости и горести, знать душу ребёнка, никогда не забывать, что и сам
был ребёнком. Дать радость тому, кто пришёл к нам научиться жить, любить,
чувствовать, делать открытия.
Любить свою профессию.
Любить детей.
Ведь мы, учителя, творим будущее планеты. Творим не потому, что
нужно, а потому, что это доставляет удовольствие и приносит радость. Когда
труд – удовольствие, жизнь хороша! Я очень хорошо помню свои школьные
годы и всегда стараюсь ставить себя на место своих учеников. И вместе мы с
ними плывём по океану знаний.