Напоминание

"Региональный компонент в системе работы ДО"

Автор: Череватая Людмила Викторовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ д/с о/в №14

Населённый пункт: г.Славянск-на-Кубани

Наименование материала: методическая разработка

Тема: "Региональный компонент в системе работы ДО"

Описание:

Реализуя важнейшее положение Концепции дошкольного воспитания связанное с изучением истории, культуры и природы родного края, следует активизировать педагогов на поиск новых технологий по использованию регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе.. Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. Я предлагаю примерный перспективный план при использовании регионального компонента в воспитательно-образовательной работе ДОУ.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_vospitatelei/index?nomer_publ=179

Опубликовано 30.10.2015




Перейти в превью




Текстовая часть публикации



Введение Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. С возрождением казачества стала актуальной проблема духовно- нравственного воспитания детей. Важно с ранних лет научить ребенка понимать культуру своего народа, показать дорогу в этот сказочный и добрый мир, потому что именно в дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Создается фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю своего края, ребенок сможет полюбить его. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
Технология реализации программы
Только системная, многоплановая работа педагогического коллектива позволит приобщить детей к культурно-историческим ценностям Кубани, поможет дошкольникам осознать древность и величие своей малой родины, почувствовать себя частичкой кубанского народа. Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста, рекомендуемая модель представляет собой тематические блоки.
Познавательное развитие
по краеведению рекомендуется проводить для младшей и средней групп один раз в месяц, для старшей и подготовительной группы два раза в месяц. Длительность:  Младшая группа-10 минут;  Средняя группа-15 минут;  Старшая , подготовительная группа 20-25 минут. 
Ознакомительный материал в данной программе планируется по блокам:
 Младший, средний возраст: «Моя семья и Я. Фольклорное наследие »  Старший и подготовительный возраст: «Ты ,Кубань, ты наша Родина»

Реализация регионального компонента является важнейшей

составляющей современного образования, использование которого

направлено на достижение следующих целей и задач
:  Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края.  Формировать понимание своей принадлежности к культурно- природной среде, понять меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.  Воспитывать любовь и уважение, ответственность и заботу к своей малой родине.  Приобщать ребёнка к национально- культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, культурным традициям, произведениям кубанских писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей Кубани.  Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей.
Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется

через следующие формы организации работы с детьми:


Специально организованные занятия
Знакомство детей с особенностями Кубани включает в себя интеграцию 4 познавательных блоков. По каждому блоку разработаны темы НОД, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определить объем и содержание НОД в соответствии с общей темой. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями на младшую, среднюю, старшую, подготовительную группы с учетом принципов доступности, системности и последовательности усложнения материала. Региональный компонент Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребенка Непосредственно образовательная деятельность Взаимодействие с родителями воспитанников
При организации
совместной деятельности
большую роль в реализации данного принципа играет
проектная деятельность
. Так в детском саду совместно с родителями необходимо создавать и реализовать следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник».
Самостоятельная деятельность
детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне города и района.
Взаимодействие с родителями.
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки- передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
Решая задачи программы, необходимо основываться на следующих

принципах.
 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.  Принцип увлекательности: материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.  Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.  Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.  Принцип интеграции образовательного содержания разных разделах программы при решении воспитательно-образовательных задач.  Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.  Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.

Интеграция регионального компонента

в образовательные области основной общеобразовательной программы

Образовательная

область

Методические приёмы

Познавательное

развитие

Ознакомление с природой:
- беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, передвижные выставки музеев по ознакомлению с животным и растительным миром Краснодарского края, с народными приметами, с фенологическим календарём -сбор гербариев, коллекций -опытническая и экспериментальная работа -проектная деятельность, акции
Формирование целостной картины мира

(ознакомление с ближайшим окружением):
-Экскурсия: 2-я младшая группа – по помещениям и территории детского сада; средняя группа – по ознакомлению с достопримечательностями города; старшая и подготовительная –экскурсии по городу, мини-походы в парк, сквер, походы в музей; -ознакомление с символикой: флаг, герб; портреты руководителей.
Ознакомление с прошлым родного края:
-организация этнографического уголка в группе -встречи с родителями: посиделки, дегустация кубанских блюд -просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, показ презентации о казачестве.
Духовность и культура Кубани:

-
беседы по ознакомлению с православными традициями на Кубани ; с духовно-нравственным укладом жизни многонациональной Кубани -проведение детских фольклорных праздников по православному календарю -празднование всех государственных и региональных праздников, День города.

Физическая

культура
-Беседы о прошедшей Олимпиаде в Краснодарском крае, ознакомление с символикой, просмотр фильмов о спорте и спортсменах. -Беседы о спортсменах –чемпионах, гордости Кубани и Краснодара -Беседы о видах спорта, просмотр мультфильмом спортивной тематики -широкое использование национальных, народных игр кубанских казаков «Удочка», «Наездники и кони», Займи моё место», «Крашенки», «Перетяжки», «Сбей кубанку», «Завивайся плетёнышек», «Казаки», «Пятнашки», «Метелица»… -Проведение спортивных праздников, развлечение, эстафет, соревнований, мин-Олимпиад -видео-экскурсии: посещение центра « Здоровье» -беседы о здоровье «Я и моё тело», «Уроки Айболита», «Уроки этикета», «Уроки Мойдодыра» -экскурсии в ближайшую поликлинику, аптеку -проектная деятельность, акции -опыты и экспериментирование -устройство в группе уголка здоровья, здорового питания
Художественное-

эстетическое

развитие
-беседы об изобразительном искусстве Кубани и Краснодара: об орнаменте и декорах -беседы, компьютерные мини- презентации о творчестве кубанских и краснодарских художников, скульпторов (И.Иванов, Н.Ярошенко, С.Д.Воржев, И.П.Яковлева «Кубань-река», «Брод»; А.А.Калашникова «Подсолнухи»; В Солодовника «Тёплый вечер» -рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов -оформление в ДОУ художественной галереи творчества кубанских художников и скульпторов -художественно-продуктивная деятельность: плетение из талаша, соломки, лозы, кубанская вышивка, аппликация из ткани и др. материалов -музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, военно-бытовой, строевой, плясовой, хороводный, исторический), песенное искусство кубанских казаков -музыкальная культура: знакомство с творчеством композиторов Кубани (Г. Плотниченко, Г. Пономаренко, В. Захарченко, Ю. Булавина, С. Чернобаева , В Ушакова)
-проведение праздников, развлечений, музыкально- литературных викторин, фольклорные народные праздники и гуляния -ознакомление с народными музыкальными инструментами: баян, лира, бандура, рожок, домра, жалейка, цимбалы, бубен -использование в группе аудио- и видеозаписей концертов, детских праздников; музыкальных инструментов, портретов кубанских композиторов -оформление музыкального уголка.
Развитие речи
-кубанский фольклор: пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки -мифы, легенды, кубанские народные сказки («Казак и птицы», «Золотая крыса», «Казак и Солнце» «Батька Булат», «Серый конь», «Козёл и баран», «Казак и гуси», «Казак – гончар», «Казаки и разбойники», «Есаул и его конь» -выставки тематические, посвящённые творчеству того или иного писателя, поэта (Т.Голубь) -игры-инсценировки -драматизация кубанских народных сказок, произведений кубанских писателей и поэтов -показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, ложечный, кукольный линейный, театр игрушек, настольный, пальчиковый) -оформление уголков ряжения (предметы кубанского костюма) во всех возрастных группах; посещение театров -встречи с артистами театров, с работниками теле - и радиокомпаний, с артистами филармонии -организация в детском саду театральной студии
Социально-

коммуникативно

е развитие
-Беседы: «Где живёт человек», «Дом, в котором мы живём», «Город мой родной», «Родина малая и родина большая», «Моя родная улица», «Мой любимый уголок в городе» -Семейные обычаи, моральные нормы и правила, родственные связи, адрес проживания. -Труд взрослых и его результаты, сезонные виды работ.

Примерное содержание блока «Моя семья и Я. Фольклорное наследие»

Цель
: изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка; приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
 Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;  Индивидуальная работа с семьей,  Повышение педагогической культуры родителей;  Знакомить с малыми фольклорными формами.  Расширять кругозор детей, обогащать их эмоциональную сфер ,чувства и речь.  Формировать отношение к окружающему миру, осваивая ценный опыт поколений.
Методы и приемы:
 Речевое общение  Игры  Совместные праздники с родителями  Наблюдения  Рассматривание иллюстраций  С/ ролевые игры  Встречи в семье ( ходим в гости)  Совместные праздники с родителями  Наблюдения  Рассматривание иллюстраций, фото.
Формы работы:
 Посещение семьи ребенка  Интегрированные занятия  Игры  Праздники, развлечения  Совместная деятельность с родителями  Театрализация  Продуктивная деятельность  Создание фотоальбома «Моя семья», «Наши папы», «Мамочка моя».  Газеты, буклеты для родителей.

В результате изучения блока дошкольник может:
 Знать несколько потешек  Узнавать знакомые народные песенки, подпевать их  Различать народные игрушки (матрешки, ложки, куклы)  Инсценировать отрывки из знакомых сказок с помощью различных видов театра  Проявлять эмоциональную отзывчивость  Играть в народные игры  Рассказать о себе, своей семье, семейных традициях.  Рассказать о своей малой родине (Славянск-на-Кубани)  Знать несколько фольклорных и литературных произведений о семье
Рекомендуется предметно-пространственная среда группы.
 Народные куклы и игрушки (матрешки, пеленашки, свистульки, ложки и т.д.)  Иллюстрации потешек, песенок, прибауток  Элементы кубанских казачьих костюмов  Картотека малых фольклорных форм  Тематические альбомы (или выставки): «Моя семья», «Наши папы», «Мамочка моя», «Наши детки», «Наша группа», «Мой детский сад» и т.д.  Подбор литературных и музыкальных произведений о семье, детях

Календарно - тематическое планирование НОД блока «Моя семья и я. Фольклорное наследие»

№ Тема

Содержание

Материалы
1 «Милости просим, гости дорогие» -Дать представление о детском саде, группе -Активизировать познавательную активность 2 «Кто я такой» -Расширение знаний об именах людей, их значении и употреблении -Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим 3 «Моя семья» Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе -Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи Альбомы «Моя семья», «Мой дом» Рисунки детей 4 «Во саду ли , в огороде» Знакомство с фруктами, овощами, выращиваемыми на Кубани. Д/и «Что растет в саду и огороде», загадывание загадок об овощах и о фруктах, разучивание стихов. 5 «Мамины колыбельные» -Знакомство с колыбельной песней наших бабушек и мам. Колыбельные 6 «Здравствуй, зимушка-зима» -Знакомство о праздновании Нового года -Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Загадки о зиме, Разучивание закличек, песенок. 7 «Масленица дорогая- наша гостьюшка годовая» -Знакомство с масленицей. Предметы домашней утвари из музея Атрибуты к играм 8 «Хозяйкины помощники» -Знакомить с предметами- помощниками домашнего обихода -воспитывать добрые чувства друг к другу, помощь и уважение к старшим. Наборы посуды Атрибуты к С/р игре 9 Хороводные игры и игрушки -Формировать познавательный интерес к народной игрушке -Создавать эмоционально положительный настрой. Игровой материал

Примерное содержание блока «Ты, Кубань, ты наша Родина»

Цель:
развитие познавательного интереса к истории Краснодарского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Задачи:
 Пробудить интерес к истории и культуре родного города, района, края, формировать эстетическое и нравственное их восприятие.  Воспитывать активную гражданскую позицию, патриотизм на примерах истории и культуры Кубани , бережное отношение к культурному наследию своего края, своей малой родины, гордости за свой край.
Необходимо использовать следующие методы:

практические:
• дидактические игры; • подвижные игры; • творческие игры; • трудовая деятельность в природе; • опытническая деятельность; • продуктивная деятельность.
- наглядные:
• рассматривания; • наблюдения; • прогулки; • экскурсии по территории детского сада и вне ее; • просмотр видеозаписей о родном крае.
-словесные
: • беседы; • рассказ воспитателя; • рассказ из личного опыта; • ознакомление с художественной литературой
методические приемы
• сравнение; • вопросы, • индивидуальные задания, • обращение к опыту детей, • рассказ из личного опыта, • использование художественных средств, в зависимости от темы, • игровые приемы.

В результате изучения блока дошкольник может
 Знать названия своего края, города, своей малой родины  Знать адрес проживания  Иметь представление об истории города, края  Иметь представление об истории и обычаях кубанского казачества  Рассказать о своей малой родине  Знать несколько фольклорных произведений, драматизировать их  Реализовывать полученные знания через продуктивную деятельность  Знать представителей растительного и животного мира нашего края  Проявлять самостоятельную творческую деятельность
Рекомендуется предметно-пространственная среда группы.
 Символика города, края  Фотографии достопримечательности города  Тематические альбомы о родном крае  Народные куклы (казак и казачка)  Казачьи костюмы или элементы костюмов  Подбор литературных и музыкальных произведений о Краснодарском крае, казаках  Информация об истории и обычаях края
Календарно - тематическое планирование НОД блока «Ты, Кубань, ты наша Родина»



Тема

Содержание

Материалы
Сентябр ь Кубань -казачий край! -Познакомить детей с возникновением казачества, дать представление о жизни казаков. -Прививать интерес и уважение к истории Краснодарского края. -Знакомство с жилищем казаков. -Макет куреня -Презентация «Жилище казака» -Видеоклип «Убранство куреня» -Д/и «Жилище казака» Край в котором мы живем (символика) - Формировать представления о символике края, города -Воспитывать любовь и чувство гордости к малой Родине -Альбом «Символика города» -Альбом «Символика Края» -Стихи о Родине Октябрь Осень на Кубани Закрепление представлений о сезонных изменениях в природе. -Знакомство с сезонными работами в Славянске-на- - «Природа и труд людей осенью» -Лото «В родном краю» - Презентация «Природа родного края осенью»
Кубани -Формировать уважительное отношение к людям труда -Д\и «Природа Кубани» «Хлеб всему голова» -Беседа о старинных способах уборки хлеба. -Знакомство с жерновами и их использованием. -Презентация «Кто растит хлеб» - Беседа «Как хлеб на стол пришел» -Иллюстрации, стихи, песни. Ноябрь Памятные места малой родины. Объекты города - Знакомство с достопримечательностями города -Привлечь внимание к культурному и историческому наследию малой Родины -Уточнить и расширить знания об основных значимых объектах города -Презентация «Достопримечательности города» -Фотоальбом «Объекты города» -Стихи о городе Литературное наследие -Расширить знания детей о родном крае через знакомство с литературным наследием -Воспитывать художественный вкус и интерес к кубанскому фольклору - Стихи о городе, крае -Литературные произведения о Славянске- на-Кубани -Альбом «Мой Славянск» Декабрь Зима на Кубани. Казачьи забавы -Познакомить с сезонными изменениями нашего края -Учить видеть красоту родной природы -Познакомить с зимними обрядами на Кубани -Создавать эмоционально положительный настрой « Природа и труд людей зимой» -Атрибуты для забав - Презентация « Природа родного края зимой» -Д\и «Природа Кубани» «Пришла Коляда накануне Рождества» Знакомство с малыми фольклорными формами Краснодарского края (рождественские праздники) -Воспитывать любовь к народному творчеству Кубани -Казачьи пословицы и поговорки -Альбом «Казачьи загадки» -Презентация «Казачий фольклор» Январь Традиции моей малой родины -Знакомство с традициями малой родины (календарные праздники) -Презентация «Кубанских народных праздников» -Атрибуты к играм
-Формировать бережное отношение к культурным традициям края. «Край родной, навек любимый» Знакомство с подвижными, хороводными Кубанскими играми. -Картотека игр -Атрибуты к играм Февраль Кубанские ремесла -Знакомство с кубанскими ремеслами -Развивать интерес к народному прикладному искусству -Презентация « Ремесла края» «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько» Знакомство с традициями празднования на Кубани Песенки, потешки Март Весна на Кубани -Знакомство с растительным и животным миром весной, сезонными изменениями в природе. -Воспитывать бережное отношение к природным богатствам края -Формировать уважительное отношение к людям труда -Презентация « Природа родного края весной» -Д\и «Природа Кубани» «Природа и труд людей весной» -Лото «В родном краю» Быт казаков -Расширять представления о быте казаков, казачьей кухне -Формировать гендерную принадлежность -Предметы старины из музея Апрель Казачья одежда -Познакомить с казачьей одеждой, ее изменениями -Развивать чувство вкуса, умение видеть красивое -Воспитывать эстетические чувства к одежде, уважение к старинным нарядам Презентация «Казачья справа» Красная горка -Рассказ о пасхе -Знакомство с словестными народными играми Май Великая -Поддерживать интерес к -Видео «Великая
отечественная война в истории Кубани героическому прошлому станицы, района -Формировать представление о героизме отечественная война» -Стихи о войне -Альбом «Славянск героический» «Человек без Родины, что соловей без песни» (итог) - Обогащение эмоциональной сферы ребенка -Обобщение знаний по приобщению к культуре края -Укрепление контакта детей со взрослыми в совместной деятельности


Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность

Задачи:
 способствовать эмоционально-творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка;  учить детей передавать в рисунках, лепке, аппликации предметы и сюжеты кубанской тематики;  формировать умение передавать художественный замысел, смысловые отношения сюжетно-живописной композиции.
Перспективный план работы

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к

школе группа

Лепка
«Кочет»; «Угощение для петушка» «Грибная пора на Кубани»; «Птичий двор» «Богатый урожай на Кубани»; «Украсим пластину кубанским орнаментом»; «Озорные щенки»
Аппликация
«Скатерть для бабушки Авдотьи»; «Плетень» «Кубанский хоровод»; «На Кубани сады зацветают» «Прощание с осенью»; «Соберу цветов букет»; « Ночной Краснодар»
Рисование
«На лугах Кубани бабочки порхают»; «В саду поспели яблоки» «Радуга»; «Золотая осень Кубани»; «Украсим костюмы кубанского казачьего «Кубанская осень»; « Кубанская станица»; «Подсолнухи» по стихотворению И. Белякова;
хора»; «Украсим рушники кубанской вышивкой» «Кубань-река»
Конструктивно-модельная деятельность
«Птичий двор» — конструирование из строительного материала Панно «Осенняя пора в краю родном»; «Кубанский курень»; «Домик для скворцов» Куклы из соломы; Вышивание крестиком на картоне; Изготовление макета «Кубанское подворье»
Ознакомление с фольклором и литературой Кубани

Задачи:
 средствами фольклора и художественной литературы приобщать детей к истокам культуры родного края, знакомить с доступными их пониманию эмоциональными переживаниями людей, их жизнью, бытом и культурой;  побуждать к сочинительству;  развивать творческую деятельность в инсценировках литературных произведений разных жанров.
Перспективный план работы

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к

школе группа
В. Бардадым «Март», «Доброта», «Я — машина и шофер» (чтение). Л. Мирошникова «Маленький доктор» (чтение). В. Нестеренко «Муравьиная семья» (инсценирование). Кубанская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев» (рассказывание) К. Обойщиков «Кубань — земля такая» (чтение). В. Бардадым «Биография трамвая», «Как пшеница пришла на Кубань», «Колодец» (чтение). В. Попов «Чабрец» (чтение). В. Бакалдин «Стихи о хлебе (чтение). В. Нестеренко «Раз загадка, два загадка» (отгадывание загадок). В. Бардадым «Хозяюшка» (инсценирование) Б. Тумасов «На рубежах южных» (чтение). И. Бойко «Гимн хате» (чтение). В. Бардадым «Иван Климентьевич Мальгерб», «Жизнь реки» (чтение). И.Варавва «Три ветра и волшебная яблонька» (чтение). В. Бакалдин «На Кубани вырос я» (чтение). В. Бардадым «Умные цыплята» (инсценирование). «Кубанские поэты — детям» (литературная викторина)
Библиографический список.

1. Бардадым В. « Вот как мы живем». Краснодар, 1985 2. Бардодым В. « Хозяюшка». Краснодар, 1991 3. Бондарева Н.А. «Казачий костюм юга России», Армавир. 2004 5. Васнева А.Г. « Знай и люби свой край». Краснодар, 2002 6. Гринг Л. « Природа родного края». Краснодар, 1999 7. Жуковская Р.И.. Виноградова Н.Ф.. Козлова С.А. « Родной край». М.. Просвещение, 1990. 8.Кубанские народные ремесла. Армавир, 2004 9. Лотышев И.П. « Путешествие по родному краю». Краснодар. 2001 10. Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. « Воспитание у дошкольников любви к малой родине». Краснодар, 2007 11. Мирук М.В. « Введение в историю Кубани». Краснодар, 2004 12. Н.А. Бондарева «Культурное наследие кубанского казачества». Армавир, 2004 13. Обойщиков К.А. « Это – можно, это – нет». Краснодар, 1990 14.О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2008г.








Яндекс.Метрика