В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо прививать детям такие понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству".
зм — нравственный и политический принцип, социальное
чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и
готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой
своей Родины, желание сохранять её характер и культурные
особенности и идентификация себя (особое эмоциональное
переживание своей принадлежности к стране и своему
гражданству, языку, традициям) с другими членами народа,
стремление защищать интересы Родины и своего народа
. (Википедия)
Актуальность проекта : патриотическое воспитание дошкольников -
актуальная проблема в условиях современной России и поэтому воспитание
патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, так как
именно на данном этапе формируется личность ребенка. В нравственно-
патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов
семьи (прадедушек и прабабушек - участников Великой Отечественной
войны), на примере их фронтовых и трудовых подвигов необходимо
прививать детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь
к Отечеству".
В преддверии празднования 70 лет Дня Победы нужно создать условия для
обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне через
семейную хронику, вызвать гордость за свой народ. победивший фашизм.
Цель проекта : создание условий для ознакомления детей с героическим
подвигом советского народа в Великой Отечественной войне; формирование
у детей чувства патриотизма и любви к Родине; воспитание в детях таких
качеств, как храбрость, сила духа, вера в свои силы и гордость за свой народ
и его историю.
Задачи проекта :
- создать условия для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной
войне, о великом празднике - Дне Победы;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, чувство гордости за
свою семью, за народ, победивший врага;
- познакомить с детьми-героями Великой Отечественной войны;
- познакомить с героями войны, а именно Верой Волошиной и Николаем
Селезневым, в честь которых названы улицы в Перловке.
- организовать сотрудничество с родителями в создании "Книги Памяти",
чтобы помочь детям узнать о военном прошлом их семей;
Тип проекта : познавательно-творческий.
Вид проекта : групповой
Продолжительность : с 24 апреля по 10 мая 2015 года.
Социальные партнеры : дети старшей логопедической группы, родители и
воспитатели.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность,
самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная
деятельность, работа с родителями.
План реализации проекта
Этапы:
1. Подготовительный: подбор дидактического и сенсорного материала;
иллюстраций на тему войны; художественной литературы ( рассказы, стихи);
прослушивание песни "Священная война" (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А.
Александрова); прослушивание аудиозаписи объявления о начале войны
Юрием Левитаном.
2. Основной: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны,
с детьми, совершившими подвиг в период с 1941 по 1945; рассказать
"Историю георгиевской ленточки" и приколоть детям ее; попросить
родителей вместе с детьми сделать страничку в Книгу Памяти о своем
родственнике - участнике Великой Отечественной войны.
3. Заключительный: выставка творческих работ детей; рассказ детей о своих
родных - участниках Великой Отечественной войны (страничка из "Книги
Памяти"); музыкальный досуг "День Победы", экскурсия и возложение
цветов к памятнику Веры Волошиной.
Сущность проекта : все мероприятия, запланированные в данном проекте,
направлены на создание условий для обогащения детей знаниями о Великой
Отечественной войне, о Дне Победы; на воспитание чувства патриотизма и
любви к Родине, чувства гордости за свою семью и весь народ,
разгромивший врага.
В образовательной деятельности участвуют и родители, они главные
помощники детей в создании "Книги Памяти". В родительском уголке для
них предложены рекомендации "Как рассказать детям о Войне"
Предполагаемый продукт детской деятельности :
- Книга Памяти с фотографиями и рассказами об участниках Великой
Отечественной войны (прадедушки и прабабушки детей группы);
- выставка детских работ на военную тему;
- возложение цветов к памятнику герою войны Веры Волошиной.
Содержание проекта
Познавательное развитие
1. Беседа "Детям о Великой Отечественной войне" (показ слайдов и
аудиозапись объявления войны Ю.Левитаном)
Цель: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать
представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира,
процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство
патриотизма; развивать речь и обогащать словарный запас детей.
2. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны (показ фото героев)
Цадиков Боря, Щербацевич Володя, Голиков Леня, Андрианов Ваня,
Богданова Надя.
Цель: познакомить детей с героями-детьми войны, совершившими подвиги;
отдать дань памяти детям-героям; привить нашим детям чувства
патриотизма и любви к Родине; воспитать такие качества, как храбрость, сила
духа, вера в свои силы, гордость за свой народ и его историю.
3. Беседа о Герое Российской Федерации, советской разведчице Вере
Волошиной.
Цель: познакомить детей с героическим подвигом разведчицы Веры
Волошиной, которая училась в РУК и в честь которой названа улица нашего
города; формировать понимание значимости патриотического подвига,
который совершила девушка.
4. Беседа "История георгиевской ленточки"
Цель: познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об
истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и
уважение к историческому прошлому своей Родины.
5. Беседа "День Победы"
Цель: закрепить знания детей о Великой Отечественной войне, празднике
Победы; воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к
Родине.
Речевое развитие
1. Составление рассказа по картине П.А.Кривоногова "Защитники Брестской
крепости"
Цель: формировать умение внимательно рассматривать персонажей
картины, отвечать на вопросы по ее содержанию; мотивировать детей на
составление собственного творческого рассказа по картине; активизировать в
речи слова, обозначающие смысл сюжета картины; развивать память.
внимание, воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая,
воспитывать коллективистские качества.
2. Чтение художественной литературы.
Рассказы: А.Иванов " "Как Андрейка на фронт бегал", С. Сахаров "Два
радиста", Л.Кассиль "Твои защитники" ( "Сестра", "Богатыри", "Памятник
советскому солдату"), А.Митяев "Мешок овсянки", "Землянка" С.Алексеев
"Первый ночной таран", "Дом"
Стихи: М.Исаковский "Здесь похоронен красноармеец", Е.Благинина
"Шинель", Е.Долгих "А я не видел деда", И.Владимиров "Еще тогда нас не
было на свете"
Цель: познакомить с героическими страницами нашей Родины; воспитывать
чувство патриотизма; развивать речь и обогащать словарный запас детей;
осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков
героев прослушанных произведений; учить выразительно декламировать
стихи.
Художественно-эстетическое развитие
1. Рисование по замыслу: "Сражение под Москвой"
Цель: учить рисовать силуэты танков и самолетов простым карандашом,
передавая форму. Закрепить умение закрашивать предмет восковыми
мелками и тонировать лист акварельными красками, чтобы один цвет плавно
переходил в другой. Развивать творчество и воображение. Воспитывать
гордость за свой народ и Родину.
2. Лепка "Танк"
Цель: учить лепить танк из отдельных частей, правильно передавая их форму
и пропорции. Упражнять в приемах скатывания, раскатывания и
приплющивания. Продолжать учить соединять вылепленные части в одно
целое, плотно соединять их методом примазывания. Развивать
самостоятельность. Воспитывать чувство гордости за достижения в создании
военной техники нашей страной.
3. Аппликация "Звездочка"
Цель: продолжать учить детей отрывать от листа цветной бумаги кусочки
небольшого размера, наносить на них клей и наклеивать на картон внутри
контура. Продолжать учить дополнять аппликацию композиционными
моментами.
4. Ручной труд "Открытка ветерану", коллективные работы " Вечный огонь".
Цель: учить создавать объемную поздравительную открытку; воспитывать
любовь к старшим; развивать точность движений и координацию, умение
работать с ножницами и клеем; закреплять умение создавать коллективные
работы.
5. Музыка: прослушивание песен "Священная война" (сл. В.Лебедева-
Кумача, муз. А. Александрова), "День Победы" (сл. В.Харитонова, муз.
Д.Тухманова); музыкальный досуг "День Победы", показ презентации "День
Победы".
Цель: формировать элементарные представления о связи музыки и
эмоциональной сферой жизни человека - радостью, переживаниями и
другими сильными чувствами; закрепить представление о Великой
Отечественной войне и празднике День Победы; развивать чувство
патриотизма и стремление быть достойным гражданином своей страны.
Социально-коммуникативное развитие
1. Целевая прогулка: улица героя Веры Волошиной.
Цель: продолжать знакомить детей с улицами родного города, рассказать об
улицах, названных в честь героев войны, с их биографией, подвигом.
Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины. Учить выполнять
правила поведения на улице, развивать выносливость.
2. Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: "Моряки", "Госпиталь", "Пограничники"
Цель: расширять область самостоятельных действий детей в выборе тем для
игры, учить развивать сюжет на основе знаний, полученных из окружающего,
из литературных произведений; воспитывать уважение к военным
профессиям и желание служить в армии.
Дидактические игры: "Военный транспорт", "Чья форма?".
Цель: учить согласовывать слова в предложениях, самостоятельно
придумывать задания для игры; развивать вербальное воображение.,
обогащать словарный запас.
Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика
Цель: создать радостную, бодрую атмосферу, настроить детей на
действенный лад; способствовать укреплению здоровья детей.
2. Игровые упражнения: "Разведчики", "Мы солдаты", "Защита крепости"
Цель: стимулировать применение детьми двигательного опыта, учить
ориентироваться на действия партнеров, следить за соблюдением правил;
развивать ловкость, выносливость, выдержку, умение ориентироваться в
пространстве.
Работа с родителями
- Консультация "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?";
- Рекомендации "Что почитать детям о Великой Отечественной войне?";
- Совместная деятельность детей и родителей по сбору и оформлению
странички в "Книгу Памяти" о своем родственнике - участнике Великой
Отечественной войны.
Результат проекта
:
- Оформлена выставка детских работ, по теме проекта.
- Собрана и оформлена "Книга Памяти" с фотографиями и рассказами о
прадедах детей группы.
- Возложены цветы к памятнику героя войны Веры Волошиной.
- У дошкольников сформировался интерес к истории своей Родины и семьи;
развито чувство патриотизма и стремление быть достойным гражданином
своей страны.
Список использованной литературы:
1. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет М., Мозаика-Синтез 2012
2. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6лет М., Мозаика-Синтез 2012
3.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., Сфера 2004
4.Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества М., Сфера
2006
5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
М., Сфера 2009
6.Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет
на основе проектно-исследовательской деятельности Волгоград, Учитель
2014
7.Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны М.,
Сфера 2013
8. Черноиванова Ж.В. Сценарии праздника Великой Победы Волгоград,
Учитель 2015