Конспект игры-занятия в подготовительной к школе группе по познавательно-речевому
развитию.
автор: Манченко Любовь Григорьевна
воспитатель МБДОУ д/с "Ромашка"; г.Лянтор; ХМАО-Югра; 20015г.
Тема: "Я живу в России".
Цель: формирование патриотических чувств, понятий о значимости и ценности своей семьи.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Формировать знания о нашей стране и государственной символике.
- Познакомить детей с картой России.
Развивающие:
- Способствовать развитию у детей навыков доброжелательного взаимодействия с
членами семьи, понимания и взаимопомощи в семейной жизни, проявления интереса к
семейным делам.
- Развивать словарный запас, восприятие, логическое мышление.
Воспитательные:
- Формировать патриотические чувства к своей родине
- Воспитывать в детях чувства любви и уважения к членам семьи.
Методы:
- наглядно-слуховой.
- наглядно-зрительный,
- словесный,
- практический,
- моделирование.
Приёмы:
- игровой,
- сюрпризный,
- уточнение,
- практические действия,
- вопросы к детям,
- индивидуальные хоровые ответы,
- итог занятия.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Словарная работа : национальность, символ.
Материальное обеспечение игры-занятия:
игрушка-инопланетянин Грэг,
ширма, венок и букет из ромашек, пульты управления для детей по одному на парту, карты
России с границами для работы детей, маленькие значки для работы с картой, мяч, заготовки
цветной бумаги, клей для аппликации «Российский флаг», лепестки и макет ромашки на
стенде, схема формата А1, накладные карточки для схемы, медальоны с разноцветным
стеклярусом.
Аппаратное и программное обеспечение игры-занятия:
мультимедийное оборудование
видеоролики по теме «Россия – моя страна», «Москва – столица России», видеоролик «Гора
самоцветов».
Образовательные ресурсы:
программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Веракса, комплексная система
занятий с ребенком от рождения до поступления в школу «Школа семи гномов».
Ход занятия:
Организационная часть игры-занятия.
Воспитатель встречает детей - на голове венок из ромашек, в руках – маленький
ромашковый букетик.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой красивый у меня букет. А вы знаете,
как называются эти цветы?
Дети: ромашки.
Воспитатель: Верно, ребята.
Маленькое солнце на моей ладошке -
Белые ромашки на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки,
Россию украшают на полях, у речки.
Ромашка в России является символом семьи, любви и верности. А с семьи, дружной,
крепкой, где все любят и ценят друг друга, и начинается Родина.
Наша Родина – Россия, и я предлагаю сегодня отправиться в путешествие по ней…
Пусть наши столы превратятся в летательные аппараты с пультами управления. А ромашки
пусть украсят наше путешествие!
Дети рассаживаются по местам
Основная часть игры-занятия
Неожиданно ход занятия прерывает звук бьющегося стекла, скрежета металла.
Из-за ширмы появляется инопланетянин (игрушка).
Инопланетянин: Здравствуйте, земляне! Меня зовут Грэг. Сообщаю, что мой звездолет
сделал вынужденную посадку на вашей планете в связи с непонятными неполадками!
Разрешите остановиться у вас.
Воспитатель: - Ребята, я думаю, мы будем с вами очень рады, если такой необычный гость
присоединится к нашему путешествию.
Грэг: - Обожаю путешествия! Куда же вы направляетесь? Ответы детей.
Воспитатель: Итак, все по местам! Нажимаем на главную кнопку, полетели!
Первая остановка - станция «Российская».
Воспитатель: Ребята, как же называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории
простираются леса, поля, горы, равнины, протекает много рек, которые впадают в озера и
моря.
В ней множество старинных и современных городов, деревень, поселков
Давайте, рассмотрим Россию на карте.
Воспитатель: Вот она – наша Россия, самая большая страна мира.
Продолжаем наш полет! Нажимаем на главную кнопку.
Пока мы в пути, расскажи, Грэг, где твоя родина?
Грэг: я родился на планете Грэгосс! Моя планета покрыта красивыми разноцветными
камнями, прозрачными и гладкими. Это мирная планета в созвездии Весов.
Воспитатель: Наша страна тоже стремиться к миру, а ещё в ней проживает огромное
количество людей разных национальностей. Вот и следующая остановка – станция «Дружба
народов».
Мы построим с ребятами большой круг:
Ребята, назовите сначала свою национальность, а потом ту,какую знаете (Игра с мячом)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но вы назвали только малую часть народностей,
населяющих нашу огромную Родину. В России проживает более 180 национальностей!
Башкиры и русские, татары и карелы,
Черные, и русые, смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы дружною семьей.
- Занимаем свои места в звездолете,
нажимаем на кнопку и продолжаем полет!
Ребята, как называется город, в котором мы живем?
Дети: Лянтор.
Воспитатель: Наш северный город богат своей историей. Ребята, а знаете ли вы, что
обозначает слово «Лянтор» на хантыйском языке? (Ответы детей – снежное озеро).
Грэг: А есть у вашей страны самый главный город?
Дети: Москва.
Воспитатель: Давайте займем места в своих летательных аппаратах и продолжим полет.
Давайте найдем Москву на наших картах – это красная точка на карте, и отметим ее
звездочкой. А Лянтор - это синяя точка на карте. Мы отметим его значком, похожим на озеро.
3 тысячи километров отделяют нас от Москвы! 2 дня и 2 ночи пути на автомобиле или
поезде. Это доказывает, какая же огромная наша страна.
Дети работают с индивидуальными картами.
Воспитатель: Ребята, наша остановка – станция Московская. Предлагаю совершить
экскурсию по Москве и посмотреть на её главные достопримечательности.
Слайды «Достопримечательности Москвы» сопровождаются ответами-
предположениями детей и пояснением воспитателя
Физминутка
А я иду, шагаю по Москве, ходьба на месте
и я пройти ещё смогу
Солёный Тихий океан и тундру, и тайгу. плавательные движения руками
ладошка «козырьком» ко лбу
Над лодкой белый парус распущу, имитация поднятия флага
Пока не знаю с кем, пожимание плечами
А если я по дому загрущу,
покачивание из стороны в
сторону, ноги расставлены
Под снегом я фиалку отыщу приседание
И вспомню о Москве, махи руками над головой
Воспитатель: Каждая страна мира имеет не только столицу, но и свои символы. Это гимн,
герб и флаг. Какие же цвета на нашем российском флаге?
Воспитатель: Правильно – белый, синий и красный.
Давайте наклеим в уголке ваших карт российский флаг, а стихотворение поможет нам
правильно расположить цвета:
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
Дети наклеивают в уголке карты изображение российского флага, при этом повторяют за
воспитателем слова стихотворения.
Воспитатель: продолжаем наш полет, команда вновь на кнопку жмет.
Грэг: какая интересная информация для меня. А что это за антеннки? (указывает на
ромашки)
Дети: это цветы ромашки.
Воспитатель: Ребята, вы запомнили, символом чего является ромашка? ( Семьи, любви и
верности)
Грэг: Какое интересное слово - семья…
Воспитатель – А вот и станция «Семья», пропустить её нельзя.
Вы, друзья, не суетитесь,
Отвечать не поленитесь,
Что для каждого – семья,
Грэгу рассказать пора!
Проводится игра «Закончи предложение»:
Воспитатель:- Мы соберем с вами опавшие лепестки ромашки и расскажем Грэгу о том, что
такое семья, я начинаю, а вы заканчиваете моё предложение.
- Семья – это…
- Я люблю свою семью, потому что…
- В моей семье есть…
- Кто из твоей семьи нуждается в помощи…
- Самые старшие члены семьи – это…
- Их нужно уважать, о них нужно заботиться, потому что…
- Я люблю своих бабушку и дедушку за то, что…
- Каким человеком лучше быть одиноким или семейным? Почему?
- Когда я вырасту,
Договаривая мысль, каждый ребенок прикладывает свой лепесток ромашки к её сердечку.
Дети собирают большую ромашку.
Воспитатель: Молодцы. Как много замечательных слов вы сейчас сказали о ваших семьях,
родных людях! Не нужен и клад, коли в семье лад. Все вместе и душа на месте.
Но почему, же загрустил наш гость?
Грэг: я вдруг понял, что скучаю по своим космическим ...родственникам! А злой вирус
мешает мне вернуться к ним...
Вновь раздается звук бьющегося стекла и злобное «Хи-хи-хи!»
Грэг: это он!!! Вирус хочет разлучить меня с моей родной планетой, моими дорогими
космическими родственниками…
Воспитатель: Грэг, мы готовы помочь тебе, правда, ребята! Что мы должны сделать?
Грэг: из микросхемы моего звездолета вирус выбил элементы и перепутал их. Нужно
починить микросхему и разгадать кодовое слово. Только тогда мой корабль сможет взлететь.
(ребята восполняют пробелы в микросхеме-головоломке и разгадывают кодовое слово).
Грэг: ребята,как я рад, что вы помогли мне избавиться от этого ужасного вируса!
Теперь я смогу вернуться на свою, как вы говорите, Родину. Я запомню ваши интересные
рассказы и милые лица! А эти красивые камни с моей планеты Грэгосс будут напоминать вам
обо мне!
Воспитатель: Грэг, на память о нашем путешествии дарим тебе ромашковый венок!
Счастливого пути!
Грэг: спасибо! До свидания, земляне!
Грэг уходит – звук улетающего звездолета
Заключительная часть игры-занятия.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу.
Давайте возьмемся за руки и расскажем, друг другу, что запомнилось, что понравилось вам
сегодня? (Ответы детей)
Ребята, я желаю вырасти вам хорошими, достойными людьми, счастливо жить в своей стране
и запомните, что
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я».
В любви, дружбе и единстве наша сила!
Наша Родина, наша Россия – великая страна. Любите и берегите её.