Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №28 «Огонек»
Программа по патриотическому
воспитанию
«Люблю тебя, моя Россия!»
г. Бердск
Паспорт
программы группы № 7 «Бабочки» детского сада № 28 «Огонек»
Наименование программы:
Программа по патриотическому воспитанию
«Люблю тебя, моя Россия!»
Цель Программы:
Формирование нравственно -
патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Исполнители: Родители, воспитатели группы № 7 Грачева
А.Н., Леус Ю. А. и специалисты МБДОУЦРР детского сада № 28
«Огонек»
Ожидаемый конечный результат реализации Программы:
1. Положительное отношение к родному краю, городу.
2. Уважение к символике страны, гордость за
принадлежность к своей стране, своему народу;
3. Укрепление внутрисемейных связей.
Статус программы.
Программа
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
«Люблю тебя, моя Россия!» разработана воспитателем Грачевой А.Н. и
специалистами МДОУ № 28 «Огонек», под руководством заведующей Тюриной
Елены Юрьевны, на основе закона РФ «Об образовании» (статья 51), Концепции
патриотического воспитания граждан РФ, федеральных государственных
образовательных стандартов. Программа предназначена для
целенаправленного воспитания у детей любви к Родине, преданности ей,
ответственности и гордости за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и
умножать ее богатства, уважитель
ном отношении к участникам Великой
Отечественной войны, героям труда
Цель и задачи программы.
Формирование нравственно - патриотических чувств у детей
дошкольного возраста.
Задачи:
- воспитывать любовь и привязанность к своей семье, своему дому, детскому
саду;
- ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем изучения
истории своей семьи;
- формировать у детей чувство любви к своему родному городу, краю;
- формировать представление о России, как о родной стране, воспитывать
чувство гордости за принадлежность к гражданам России
- воспитывать патриотические чувства через изучение государственных
символов России;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Концепция программы
Социально – экономические преобразования, характерные для России
последних лет, резко изменили цели и задачи, стоящие перед образованием.
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность,
инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем
взаимодействия детского сада и семьи в вопросах всестороннего и полноценного
воспитания и развития детей, в частности, нравственно-патриотического
воспитания и
создание условий для повышения педагогической культуры
родителей.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня
одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа
“Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная
на все социальные слои и возрастные группы граждан России
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость
за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает
формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство
собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную
личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его
государственной символике («Концепция патриотического воспитания граждан
РФ»). Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как
любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что
уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной,
систематической работы у детей могут быть сформированы элементы
гражданственности и патриотизма.
Пути решения поставленных задач:
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный,
словесный и практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя,
приглашенных родителей;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр
– драматизаций);
сообщение дополнительного материала воспитателем;
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
разбор житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, инсценировки);
оформить гербарий, альбомы;
организовать постановку сказок, литературных произведений, а также
конкурсов, викторин;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в
средней, старшей и подготовительной группе детского сада
Ожидаемый результат.
Наличие у детей знаний об истории страны, родного города,
достопримечательностях, природных богатствах, символике. Возникновение
стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему страны и родного
города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение
семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей. Укрепление
внутрисемейных связей воспитанников.
В основу программы положены следующие принципы:
- « Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для
ребенка данного возраста);
-
дифференцированный подход
к каждому ребенку, учет его
психологических особенностей, возможностей и интересов
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- сочетание научности и доступности исторического материала;
- наглядности;
- рациональное сочетание разных видов деятельности
, характерный
возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- профессиональная компетентность педагога ;
- систематичность и последовательность . Воспитание эффективно, если
оно системно;
- принцип системно – организованного подхода
, который предлагает
скоординированную работу всех специалистов;
- принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических
идей, означающей пропаганду идей и ценностей не только общероссийского
патриотизма, но и местного, характеризующего любовью к семье, городу, краю;
- принцип от близкого к далекому .
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Механизм реализации Программы
1.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование
плана мероприятий с учетом изменения нормативных документов,
инновационных технологий, обновления материально-технической базы.
2. Исполнители Программы:
- родители;
- коллектив МБДОУ № 28 «Огонек».
План мероприятий Программы корректируется с учетом каждого блока
исполнения по направлениям:
1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
2. Воспитательно-образовательное направление.
3. Мониторинг программы.
Информационная справка
В настоящее время группу № 7 «Бабочки» посещает 25 детей.
Кадровое обеспечение:
Программа предполагает взаимодействие следующих специалистов:
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
-руководитель по физвоспитанию;
- воспитатель ИЗО;
- МОУ СОШ № 11 г. Бердска;
- педагог-психолог;
- специалисты по запросам (работники городского музея, городской
библиотеки).
2.2 Материально-техническая база
Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:
Музыкальный зал;
физкультурный зал,
спортивная площадка;
экологическая тропа здоровья;
библиотека методической литературы для организации занятий
кабинет ИЗО – деятельности;
«Русская изба»;
«Музей камня»
Методическое обеспечение
В методическом кабинете создан центр специальной литературы,
наглядных пособий по г. Бердску, Новосибирску, имеется видеоматериал,
сборники открыток, художественные произведения сибирских писателей
В группе организован уголок патриотического воспитания, уголок
искусств, книжный уголок.
Техническое оснащение, природное окружение, предметно-развивающая
среда, позволяют успешно реализовать данную программу. Система и
последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
представлена в следующих блоках:
Моя семья
Мой детский сад
Родной город
Родная страна
Будем Родине служить
В рамках представленных блоков распределены темы содержания работы
нравственно-патриотического воспитания.
Особенностью программы является разработка и реализация в работе с детьми
образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:
- «7 чудес города Бердска» (сентябрь - октябрь)
- «Моя родословная» (ноябрь - январь)
- «Жить - Родине служить» (февраль)
- «Наши деды надевают ордена» (апрель - май)
Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Блок «Моя семья»
Исходным элементом воспитания нравственности и патриотизма, я считаю,
чувство любви к матери, родным и близким; ощущение ребенком сердечного
тепла, которым он окружен.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням. В 2013-2014 учебном году в ходе реализации проекта
«Моя родословная» дети исследовали блок «Моя семья» в двух уровнях: первый
уровень – «Мои родственники», второй – « Моя родословная». Детям я
объясняла, что каждая семья уникальна и имеет свой особенный образ.
Большинство родословных было выполнено и презентовано не в виде
привычного древа, а дети совместно с родителями создавали и воплощали
уникальные родословные.
(Приложение 2)
Семейное изучение своей родословной помогло детям начать осмысление
важных моментов:
- «корни» каждого - в истории и традициях семьи;
- семья – ячейка общества и хранительница национальных традиций;
- счастье семьи – счастье и благополучие народа.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствовало
бережному отношению к традициям в семьях, сохранению вертикальных
семейных связей.
Блок «Мой детский сад»
Дети проводят в детском саду много времени, поэтому важно показать им,
что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят и заботятся
о них. Учим принимать активное участие в жизни группы и детского сада:
заботиться о сохранности игрушек, украшать группу к праздникам. Детям
поручили огород, на котором мы самостоятельно выращивали урожай для всего
детского сада. В подготовительном возрасте дети участвовали в театральных
постановках спектаклей для малышей, отстаивали честь детского сада на
городских конкурсах детского творчества, формируя тем самым у детей чувство
сопричастности к жизни дошкольного учреждения.
Блок «Родной город»
При работе в данном направлении моя
основная задача, как педагога –
показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Вместе с детьми посещали библиотеку, хлебокомбинат г.Бердска, Музей
Воинской Славы, историко-художественный музей города Бердска
Традиционными стали походы в лес С нашей помощью дети открывали красоту
родного города, удивлялись тому новому, которое, казалось бы, давно им
известно.
.
Для изучения истории родного города в ходе проекта «7 чудес Бердска»
на
начальном этапе
я инициировала общее обсуждение темы, чтобы дети
выяснили, что они уже знают о своем городе, его достопримечательностях.
Вместе с детьми мы отобрали 7 наиболее значимых для них мест родного
города, которые могут носить гордое звание «Чудо города Бердска». Следующий
этап проекта - выбор своей достопримечательности и самостоятельный сбор
и поиск информации о ней – дал возможность детям подобрать фотографии,
стихи о Бердске, составить рассказ-презентацию. На занятии каждый ребенок
презентовал свое «Чудо» родного города. В результате у детей закрепились и
расширились знания о родном городе, ко дню города мы оформили выставку,
стенгазету, обновили альбом «Мой любимый город Бердск», разучили стихи и
песни о родном городе. Был проведен спортивный праздник «Путешествие по
станциям Бердска».
Одно из слагаемых нравственного воспитания
– бережное отношение
к
родной природе. Наблюдая за трудом взрослых на прогулках, я формирую
представления дошкольников о многообразии профессий в нашем городе,
ухаживая за посадками в огороде, за растениями на участке, я знакомлю с
растительным миром нашего края.
При этом мы читаем книги и энциклопедии,
рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, я старалась подвести детей к
пониманию, что наш город – частица Родины
Блок «Родная страна»
Специально организованная среда дает возможность детям познакомиться
со столицей и другими городами России, с гимном, флагом и гербом Российской
Федерации . В группе оборудован уголок патриотического воспитания. Каждый
год принимаем участие в днях воинской славы и памятных датах. В день
Российского флага, День народного единства проводились тематические занятия,
игры, конкурсы (Приложение 3) Ко дню народного единства мы организовали
выставку рисунков «Россия звучит гордо!»
Это способствовало возникновению
у детей интереса к истории своей страны и чувства гордости за свою Родину.
Воспитание любви к своему Отечеству я старалась сочетать с гуманным
отношением к людям разных национальностей, уважительным отношением к их
традициям и обычаям. Важно в детском саду поддержать и направить интерес
ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет
данный народ, о своеобразии природы и климатических условиях, от которых
зависит его быт, характер труда. Эта тема очень интересна и находит отклик у
детей.
Участие детей в социальных акциях способствует воспитанию
нравственных чувств – сострадания, сочувствия, взаимовыручки. Наши дети
своими руками изготовили поделки для продажи в рамках участия во
Всероссийской акции «Всем миром»,
подготовили номер для
благотворительного концерта. Традиционным для нас стало проведение
мероприятий ко дню Пожилого человека. Вместе с ребятами мы изготовили
подарки и подготовили концерт для ветеранов детского сада
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-
новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям
фольклору. В детском саду организован мини-музей «Русская изба», который
даёт возможность ввести детей в мир русского народного быта.
Его экспонаты,
как подлинные, так и изготовленные руками педагогов, позволяют знакомить
дошкольников с материальными формами народной культуры (крестьянский
быт, утварь, инвентарь крестьянской избы.
В своей работе совместно со специалистами детского сада проводим
сезонные музыкально-игровые праздники: «Ярмарка», «Посиделки», а также
праздничные развлечения: «Масленица» В год проведения зимней
Олимпиады в Сочи, наш детский сад реализовал проект «Малая Олимпиада».
Дети узнали об Олимпийском движении, его истории и видах спорта. Вместе с
детьми мы испытали гордость за победы российских спортсменов, за нашу
родную страну.
Для участия в выставке поделок «Навстречу Олимпиаде»
совместно с детьми изготовили олимпийский венок, состоящий из флагов стран-
участниц Олимпиаде. Наша коллективная работа была представлена в
городском историко-художественном музее города Бердска на выставке и имеет
диплом участника
Блок «Жить – Родине служить»
Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитание любви и
уважения к защитникам Родины, являются необходимым условием воспитания
патриота и гражданина России.
Проект «Жить – Родине служить» особенно актуален в наше время, когда
дети черпают информацию, порой очень противоречивую, из телевизионных
передач.
В работе над данным проектом я знакомила детей с историей, культурой,
традициями нашей армии, воспитывала патриотические чувства относительно
своей Родины; приобщала к духовным и историческим ценностям своего народа.
Проект был направлен на воспитание патриотических чувств у детей,
воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила.
Проект включал в себя:
- рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»;
- выпуск с детьми стенгазеты ко дню защитников отечества;
- составление альбома «Защитники Отечества»;
- занятие «Былинные богатыри »;
- посещение Музея боевой Славы школы №11
- изготовление подарков для пап и дедушек.
- спортивного праздника «23 февраля»
В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни
старших членов семьи (прабабушек, прадедушек), я стремилась привить такие
понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг».
Для этого в рамках проекта «Наши деды надевают ордена» дети изучали
боевое прошлое своих прадедов. Проект в себя включал:
- тематические занятия и беседы;
- слушание песен о войне;
- чтение художественных произведений;
- изготовление праздничных открыток для ветеранов, тружеников тыла, «Цветы
для Зои»
- возложение цветов к памятнику З.Космодемьянской в «День Победы»
- изготовление стенгазеты «Помним, гордимся!»
- создание «Книги памяти» с рассказами детей, семейными фотографиями.
- патриотический праздник «День Победы», показ слайдов «Детям о войне»,
презентация «Книги Памяти»
В результате, в нашей группе была издана «Книга памяти», в которой собраны
фотографии воевавших родственников воспитанников и рассказы о их судьбе. Ее
цель объединить работу детей, их родителей и педагога, показать то, что
родители помнят и готовы рассказать своим детям о прошлом их прабабушек и
прадедушек.
Работа с семьей
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от
родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.
Федеральные
государственные образовательные стандарты определяют родителей активными
участниками образовательного процесса. Родители – первые помощники во всех
наших педагогических начинаниях. В группе создан информационный уголок
для родителей, котором регулярно размещается наглядная информация по теме
нравственно-патриотического воспитания. На сайте нашего детского сада есть
страничка группы «Бабочки», где родители получают консультации и
рекомендации.
Совместно с родителями организовываются экскурсии. В 2014 году мы
посетили городской историко-художественный музей г. Бердска, Музей
Воинской Славы, Бердский хлебокомбинат.
В беседах предлагаю родителям
«маршруты выходного дня» к морю, в лес, парк, это своего рода домашние
задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать,
что видели в лесу, сделать поделки, фотографии. В рамках проектов всегда
проводится большой консультативный блок: анкетирование, консультации,
издаются рекомендации для родителей, проводятся мастер-классы
Родители
посещают открытые занятия, участвуют в конкурсах и выставках. Одной из
самых любимых форм работы являются развлечения и праздники.
Родители
стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. У
родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
От семей воспитанников поступают предложения организовывать совместные
встречи, походы, прогулки, экскурсии, посещать театрализованные постановки и
выставки.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как
союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять
его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют
постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось
качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию
дошкольников.
Результаты деятельности по программе:
В результате проведенной работы, дошкольники имеют представления
о родном городе, его историческом прошлом; хорошо ориентируются на
карте
Бердска, России; принимают активное участие в
проведении праздников, игр-
путешествий, игровых программах. Работа в
данном направлении детям очень
нравится, поскольку материал подобран доходчиво, понятно, эмоционально,
начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать,
постепенно расширяя круг знаний, а
также прослеживается тесное
сотрудничество дошкольники - родители
— педагоги- учреждения социума.
Подводя итог, можно говорить о том, что в ходе работы наблюдалась всегда
положительная динамика воспитания патриотического чувства у детей.
Анализируя эффективность реализации программы, можно утверждать, у
детей сформированы:
Положительное отношение к родному краю, городу;
Представление о России как о родной стране;
Уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей
стране, своему народу;
Улучшились взаимоотношения между детьми, родителями,
бабушками, дедушками (произошло укрепление внутрисемейных связей)
Повысилась самостоятельная активность детей, развилось творческое
мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить
информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания
для создания новых объектов действительности.
Вывод:
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая,
планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья,
ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную
систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма,
гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.
Литература
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001–2005 годы».
Закон Российской Федерации «Об образовании»
.
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Беседы о великих соотечественниках»;
Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для
педагогов дошкольных учреждений/
Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста: планирование и конспекты занятий»
Дыбина О. В. «Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного
возраста», Тольятти: ТГУ, 2009 г.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному,
2008.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. « Мы живем в России»;
Зацепина М.Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание
дошкольников.
Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие
для работников ДОУ»:
Козлова С.А. «Приобщение ребенка к социальному миру»;
Комратова Н.Г. , Грибова Л.Ф. « Патриотическое воспитание детей»;
Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста»;
Мосалова Л.Л. «Я и мир: конспекты занятий по социально-нравственному
воспитанию детей дошкольного возраста».
Новицкая М.Д. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»
Писарева А.Е., Уткина В.В «Живем в «Ладу»: патриотическое воспитание
в ДОУ»
Подрезова Т.И. « Планирование и конспекты занятий по развитию речи
детей в ДОУ. Патриотическое воспитание»;
Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской федерации на 2001-2005 годы».
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. Ред.М.
В.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
Ривина Е.К. « Знакомим дошкольников с семьей и родословной»
«С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию
в ДОУ» Под ред. А.А. Кондрыкинской
Приложение 1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Сроки
Тема
Содержание
Связь с другими
видами деятельности
Сентябр
ь
Дважды
рожденный»
(путешествие
по
фотографиям
и
иллюстрациям
города
Бердска)
Рассказ воспитателя об
истории города Бердска
(выгодное
местоположение, боевое
прошлое);
- чтение стихов о городе
Бердске.
Знакомство с
достопримечательностям
и родного города, отбор
Экскурсия по городу;
- изготовление панно из
природного материала
«Герб города Бердска »;
- рисование стенгазеты
«С днем рождения,
любимый город!»
Спортивный праздник
«Путешествие по
станциям Бердска»,
Проект
«Чудеса
города
Бердска»
достопримечательностей,
достойных называться
«Чудом Бердска» выбор и
защита одной из них
составление рассказов-
презентаций о
достопримечательностя
х
Октябрь
«Я люблю
свой детский
сад и город,
где я живу»
Беседа о профессиях
людей, работающих в
детском саду;
- рассказы заранее
подготовленных детей
(вместе с родителями) об
исторических местах
города и его знаменитых
людях (в честь кого
названы улицы).
Рассматривание
фотографий;
- пометка на карте города
самых интересных
объектов
Концерт ко Дню пожилых
людей
Экскурсия по городу;
- составление схемы «Я
иду в свой детский сад»
(дорога из дома в
детский сад);
- встреча с лучшими
людьми города
(бабушками и
дедушками);
Ноябрь
«Наша
Родина –
Россия»
Москва –
столица
нашей Родины
Тематическое занятие
«День народного
единства»;
Экскурсия по выставке
рисунков «Россия звучит
гордо!»;
- беседа о березке –
символе России;;
- народные игры
Беседа о людях разных
национальностей,
живущих в России;
Участие во
Всероссийской акции
«Всем миром»
рассказ об основании
Москвы;
- обсуждение
стихотворения Ф. Глинки
«Москва»;
Рисование на тему
«Россия звучит гордо!»;
- беседы о народных
приметах;
- беседы о народных
промыслах;
Изготовление поделок
своими руками для
продажи и сбора средств
пострадавши от
наводнения
Рассказы детей из
личного опыта (кто
побывал в Москве);
- слушание песен о
Москве
- конструирование и
аппликация «Башни
Московского Кремля»;
- оформление стенда
Декабрь
«Наше
государство –
Российская
Федерация»
Беседа о государстве –
«Российская Федерация»;
- знакомство с
различными городами
России;
- закреплять знание
символики России»;
- слушание гимна
Разукрашивание в
альбомах Российского
флага;
Дидактическая игра
«Собери пазл» (флаг,
герб)
- оформление на карте
Российской Федерации
мест, где были дети
Январь
Проект «Моя
родословная»
Составление рассказа
«Моя семья», разучивание
пословиц о семье;
- обсуждение рассказа
В.Драгунского «На
Садовой большое
движение»;
- работа над понятием
«родня» , «род».
Что такое родословная ?
Беседы с детьми об их
домашних обязанностях,
семейных традициях и
праздниках;
Викторина «Что ты
знаешь о своих
родителях»;
- составление
родословных совместно
с родителями
Праздник – презентация
родословных «Моя
родословная»
Февраль
1-2
недели
«Олимпийска
я неделя»
Знакомство с историей
Олимпийского движения,
флагом, гимном,
символами Сочинской
Олимпиады,
олимпийскими видами
спорта
выставка поделок
«Навстречу Олимпиаде»
Спортивные игры,
эстафеты, изготовление
«Олимпийского
лаврового венка»
Февраль
3-4
Проект «Жить
– Родине
Рассматривание картины
«Богатыри» В.Васнецова;
Просмотр слайд-
программы «Защитники
недели
служить!»
- беседа о характере
богатырей Руси и о
защитниках Родины;-
- объяснение пословиц о
храбрости, героизме
воинов («Смелость города
берет», «Тот герой, кто за
Родину горой»)
Отечества»;
- изготовление подарков
папам и дедушкам;
- спортивное
развлечение «День
Защитника Отечества»
Март
«Моя мама»
Масленица
«Мама – самое
прекрасное слово на
земле» (обсуждение);
- рассматривание
репродукций картин
(«Мать и дитя»);
- рассказы детей о своих
мамах;
- чтение стихов и пение
песен о маме
Знакомство с народными
традициями Разучивание
потешек и закличек.
- изготовление подарков
для мам;
- рассматривание
костюмов и деталей
женской одежды на
Руси.
Разучивание народных
игр, пение русских
народных песен
Праздник Масленица
Апрель
«Наши
космонавты»
Тематическое занятие о
космонавтах
(рассматривание
иллюстраций);
- пословицы и поговорки
о космонавтах
Спортивное развлечение
«Мы – космонавты»;
- конструирование
космического корабля
Май
Проект
«Наши деды
надевают
ордена»
Беседа «Что такое
героизм»; чтение
рассказов о ВОВ; сбор
данных о родственниках,
воевавших в ВОВ
(совместно с родителями),
составление рассказов о
них;
Изготовление «Книги
Памяти» нашей группы
Патриотический праздник
«День Победы»
Экскурсия в Музей
воинской Славы,
возложение цветов к
памятнику
З.Космодемьянской;
- изготовление
праздничных открыток,
газеты «Помним,
гордимся!»;
- высаживание цветов на
аллею детского сада;
- оформление стенда
Просмотр презентации
Викторина
«Мы -
патриоты»
Обобщение и
систематизация знаний
детей по нравственно-
патриотическому
воспитанию по трем
блокам: семья, родной
город, страна
«Этих дней не смолкнет
слава»;
Разучивание стихов и
песен к празднику
Разучивание стихов,
пословиц о Родине,
рисование российского
флага
Приложение 2
Образовательный проект «Моя родословная».
Данный проект предназначен для детей подготовительной группы
детского сада и их родителей.
Постановка проблемы.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития
общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать
познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью
своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем
планеты Земля. Данный проект призван помочь понять связь времен, историю
своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с
понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.
Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно.
В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье
все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Работа над проектами имеет большое значение для формирования
личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений, для
укрепления в сознании ребёнка своей компетентности, умение выступать перед
большим коллективом слушателей, развития речи (монологической и
диалогической). Вместе с этим накапливается жизненный опыт ребёнка,
тренируются и развиваются его коммуникативные способности, что в
преддверии школьной жизни очень важно.
Классификация проекта.
Классификация
Проект
Доминирующая деятельность в
проекте.
Исследовательская, поисковая,
творческая.
Предметно – содержательная область.
Межпредметный проект.
Характер координации проекта.
Непосредственный, гибкий.
Характер контактов.
Среди участников одной группы
детского сада, родителей.
Количество участников проекта.
Индивидуальное.
Продолжительность.
3 месяца.
Вид презентации.
Устный доклад, стихотворение.
Учебные предметы
Вопросы интеграции
Через различные виды деятельности:
занятия, беседы, наблюдения.
Через ознакомление с окружающим,
развитие речи, рисование,
аппликацию, ручной труд.
Проблема . У детей дошкольного возраста недостаточно сформированы
знания о своей семье, родне. Отсутствие интереса родителей к нравственно-
патриотическому воспитанию.
Цель проекта: Укрепление связи поколений в семье, сплочения членов
семьи.
Задачи проекта:
1) Развивать интерес к своим родным и близким;
2) Формировать познавательный интерес к изучению истории и традиций своей
семьи;
3) Воспитывать любовь к родному дому;
4) Формировать у детей представления об отношениях родства;
5) Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии;
6) Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
Идея проекта: Укрепление связи поколений в семье .
Проблемные вопросы:
Как появилась моя семья?
Кто я?
Кто были мои предки
?
Целевые группы
Их интересы
Дети 6-7 лет
Наличие интереса к жизни своей семьи, потребности
общаться со сверстниками, мотивация к игровой
деятельности
Родители
Просветительная работа с родителями по пропаганде
нравственно - патриотического воспитания среди
родителей. Развитие коммуникативных функций речи
детей.
Обретение нового опыта участия в общественной
жизни.
Педагоги
Реализация творческого потенциала.
Привлечение общественного внимания к проблеме
нравственно - патриотического воспитания
дошкольников.
Повышение рейтинга дошкольного образовательного
учреждения
Механизм реализации проекта
Этапы
проекта
Сроки
этапов
проекта
Задачи этапов проекта
I этап
(подготови-
тельный)
15-
- опрос детей: «Что я знаю о семье?» ;
- анкетирование родителей по теме: «Нравственно –
патриотическое воспитание»;
- определение темы, целей, задач, содержание
проекта, прогнозирование результата;
- обсуждение с родителями проекта, выяснение
возможностей, средств, необходимых для реализации
проекта, определение содержания деятельности всех
участников проекта.
II этап
10 ноября –
Содержание деятельности педагога:
(основной)
20 января;
С детьми:
- Беседы: «Моя семья», «Рядом или вместе?», «Моя
родня», «Что такое род, родня»
- Занятия из цикла «Я и моя семья»
1.
«Моя мама».
2.
«Семья и родной дом»
3.
«Родные люди»
4.
«Что такое родословная»
5.
«Образ моей семьи»
- Дидактические игры «Где-то в шумном городе»,
«Какая моя мама»
- Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Дочки-матери»,
«Семья»
- Чтение художественной литературы, рассматривание
иллюстраций;
- Разучивание песен, стихов, пословиц на семейную
тематику;
- Развлечение «День матери»;
- Видео-презентация: «Мама милая моя»;
- Оформление альбома «Вся семья вместе – душа на
месте»
- Изготовление поделок к празднику для мам
С родителями:
- консультация «Нравственное воспитание детей»,
«Способы оформления родословной»
- беседа «Семейные традиции».
Содержание деятельности родителей:
- Рисунки совместно с детьми: «Моя семья»;
- изготовление родословной;
- участие в утренниках;
- участие в оформлении выставок в группе;
- подготовка к презентации своей родословной.
III этап
(заключи-
тельный)
20 января –
30 января
- Презентация детьми «Древа семьи» - развлечение
«Семейный вечерок»
Ожидаемые результаты:
1. Дети узнают больше о своей семье, своих корнях: о членах семьи, традициях,
близких и дальних родственниках
2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско –
родительских отношений, сплочению поколений в семье.
Оценка результатов
Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг
друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое
общение родителей с детьми.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате
мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки,
тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили
положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно –
патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, произошло
укрепление внутрисемейных связей воспитанников – улучшились
взаимоотношения между детьми, родителями, бабушками, дедушками; родители
стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и
дипломатичными. У родителей появилась заинтересованность в
продолжительном сотрудничестве.
От семей воспитанников поступают предложения организовывать совместные
встречи, походы, прогулки, экскурсии, посещать театрализованные постановки и
выставки.