"Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье"
Автор: Попова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 16
Населённый пункт: город Выборг
Наименование материала: План - конспект родительского собрания в подготовительной группе
Тема: "Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье"
Описание:
Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Семья создает "образ мира", в котором предстоит жить ребенку. Из семьи он выходит с уже сформировавшимся самосознанием. Семья – источник человеческой духовности, а поэтому и всей духовной и социальной культуры, и, прежде всего – родины и государства. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребенку именно в семье через ощущение матери и отца.
Добрый вечер уважаемые родители!
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к родному городу и
природе в детском саду. Мы рады, что вы откликнулись и пришли на встречу. Ведь только
совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определенных результатов.
Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить
друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Семья
создает «образ мира», в котором предстоит жить ребенку. Из семьи он выходит с уже
сформировавшимся самосознанием. Семья – источник человеческой духовности, а
поэтому и всей духовной и социальной культуры, и, прежде всего – родины и государства.
Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребенку именно в семье
через ощущение матери и отца.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть
определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным
местам, это и гордость за свои народ, и ощущение своей неразрывности со всем
окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Патриотизм
проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной
трудовой и духовной жизни народа. Дети старшего дошкольного возраста проявляют
живой интерес к окружающему миру, что находит отражение в вопросах в их желании
слушать рассказы о трудовых подвигах людей, о героях войны, о жизни разных народов.
Показательны в этом отношении игры детей. Они с удовольствием играют в космонавтов,
любят изображать себя летчиками и строителями. Крылатая фраза « все начинается с
детства» как нельзя больше подходит к данному вопросу. Но без помощи взрослого
ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он
может и не увидеть и не заметить главное. Взрослый выступает посредником между
ребенком и окружающим миром. Наша с вами задача помогать ребенку входить в этот
мир.
Родина – это не только огромные территории и богатства нашей страны, это и родной
город и улица на которой живет ребенок, и детский сад, который он посещает.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы,
родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольные березы и понимают, что это
наше, родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие
нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами
стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, Родину.
Дети – будущее нашей страны, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее
богатства.
Что значит « любить Родину»? (высказывания родителей).
Любовь – это сфера чувств, мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребенка.
Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен
передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам
и поступкам взрослых, они все замечают и во всем подражают нам.
Так давайте же вместе любоваться красотами нашего города, его парков и скверов,
рассказывать детям обо всем, что нас окружает: будь то строение или улица, на которой
мы живем, о памятниках и людях, в честь которых они установлены, о музеях и театрах.
Мы с вами живем в удивительном средневековом городе Выборге. А знаете ли вы об
исторической и культурной жизни города в разные времена?
Предлагаем вам небольшую викторину:
1. Сколько лет нашему городу?(714)
2. В каком году основан Выборгский замок? Кем?(1293, шведы, Торгильс Кнутсон).
3. Что означает слово Выборг? (Святая крепость)
4. Когда и благодаря кому Выборг стал русским?(1710-11, Северная война, Петр 1).
5. Каким странам в разное время принадлежал город? (Швеция, Финляндия, Россия)
6. Кто из наших знаменитых соотечественников в свое время бывал в Выборге?
( Екатерина 2, Суворов, Дельвиг, Глинка, Керн, Ахматова)
7. На какой водной системе находится наш город? ( Финский залив- Балтийское море).
8. Как называется центральная площадь нашего города? Почему?
( Красная, по названию находившегося там ранее колодца)
9. Когда отмечается день города? Почему? (19 августа, именно в этот день в 1403 году
шведскому военному поселению Выборг дарован статус города со всеми привилегиями
шведским королем Эриком).
А сейчас я предлагаю подумать вместе, как же нам лучше организовать совместную
работу по патриотическому воспитанию наших детей (предложения родителей).
Прежде всего, стоит начать с самого близкого и дорогого, с воспитания любви к близким
людям, семье.
Как вы думаете, что это значит? (высказывания родителей).
Любовь к Родине воспитывается через любовь к родителям, друзьям, своему дому. А
ведь именно с зарождения любви к матери и начинается личность. Знает ли ваш ребенок
своих бабушек, дедушек и других родственников? Чем они занимаются? Где живут?
(высказывания родителей).
Рассматриваете ли вы вместе с детьми фотографии семейного альбома?
Воспоминания есть у каждого человека, и копятся они не только в памяти, но и в
семейном альбоме – символе времени. Он есть в каждой семье. В нем собирают
фотографии родных и близких людей, радостные и торжественные семейные события.
Поэтому, листая семейный альбом вместе с ребенком, можно показать ему даже тот
отрезок времени, когда вы сами были маленькими. Не упускайте возможность лишний раз
пообщаться с ребенком.
Какие праздники и как вы отмечаете дома? Какое место в них отводится
ребенку?
(высказывания родителей).
Есть ли у вашей семьи традиции, какие? (высказывания родителей).
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в
поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим
средством передачи житейского опыта детям, способствуют созданию гуманных
отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребенка.
Как вы считаете, нужно ли ребенку знать свой домашний адрес, телефон?
Знает ли
ваш ребенок свой двор, дорогу к дому? нужно ли объяснять что дом и подъезд общие, и
мы должны их беречь и охранять.
Мы с вами живем в одном из самых красивых городов нашей страны.
А знает ли
ребенок, в каком городе он живет?
Где вы бываете с ребенком в свободное время? Посещаете ли вы театры, музеи? Как
вы считаете, что дает ребенку посещение музея? (высказывания родителей).
Главная ценность музеев состоит в том, что они способствуют расширению
представлений детей о реальном мире, обогащают возможности общения с ним,
формируют способность к самостоятельному мышлению, развивают воображение,
фантазию, умение ориентироваться в окружающем мире. Поэтому о музеях можно
сказать, что они являются центрами общения и семейного досуга.
Гуляя по улицам родного города, обращайте внимание на красивые парки и скверы,
архитектурные сооружения, памятники, фонтаны. Рассматривайте книги о родном городе,
стране, других государствах, развивайте у детей познавательный интерес. Очень хорошо,
если у ребенка будет глобус, карта мира, интересные книги о животных и растениях и т.п.
В нашей группе есть уголок родного города и страны. Можете ли вы создать такой уголок
у себя дома? Считаете ли вы эту работу важной в детском саду? (высказывания родителей)
Собрание заканчивается чайпитием и общением родителей из личного опыта.
В конце собрания обязательно поблагодарить родителей за активное участие. Предложить
совместно оформить фотовыставку « Мое любимое место в городе»