"Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края"
Автор: Попова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 16
Населённый пункт: город Выборг
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края"
Описание:
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается одной из актуальнейших. ДОУ, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, Малой Родине, своему Отечеству.
историей и культурой родного города и края».
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей и молодежи
остается одной из актуальнейших. При этом она обретает новые характеристики, новые
подходы к ее решению, как составная часть процесса жизненного определения и
становления личности. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм,
как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но духовно –
нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно – патриотический
компоненты.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять
гражданские обязанности в мирное и военное время.
ДОУ, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у
детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, Малой
Родине, своему Отечеству.
При ознакомлении детей дошкольного возраста с родной страной создаются
условия для расширения кругозора, развития познавательных способностей,
любознательности, обогащения и развития речи, а так же решения задач эстетического
воспитания и детского творчества. В процессе этой работы воспитывается уважение к
символике страны, гордость за принадлежность к ее народу, формируется
положительное отношение к труду людей, природе.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление
ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых в нем норм
поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне
начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где родился человек.
В этой связи имеет огромное значение ознакомление дошкольников с историческим,
культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием
родного региона.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность
гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут не только в
информационно – просветительском, но и эмоциональном плане. Знакомясь с родным
городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в
определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же
время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду,
родной улице, городу;
— формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду людей;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных
знаний о правах человека;
-— расширение представлений о России, ее столице;
-— знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
— формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам,
их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде,
в быту, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его
взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную
кропотливую работу. Для реализации нравственно-патриотического воспитания
дошкольников необходимы:
— создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
— обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного
материала с опорой на опыт и чувства детей;
— последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного
обеспечить формирование духовного мира человека;
— тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые
ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад,
родной край, труд людей, традиции, общественные события. Факты, явления, к которым
привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными,
вызывающими интерес, будящими воображение.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего,
должен сам хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и
рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края,
то, что можно увидеть только здесь.
Дети способны запомнить и усвоить многие сведения о родном городе. Четырехлетний
ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше надо привлечь к тем местам, которые расположены на
ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке и т.д., рассказать об их назначении,
подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это
район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники.
Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать
название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы.
Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.
Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых,
где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них
слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит
знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.
При этом планировать данную работу наиболее целесообразно по темам (например
«Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д.). Работа по каждой теме должна
включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, а по
некоторым темам проведение праздников. Такое тематическое Планирование способствует
эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той
местности, где они живут.
Важнейшим средством педагогического воздействия является
наблюдение
окружающей действительности .
Расширить их он сможет, только умело сочетая
наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием
картин, просмотром фильмов и т.д.
Большое значение имеет активная разнообразная деятельность Для этого используют
различные формы организации деятельности детей. Основной формой являются
тематические занятия. Кроме того, необходимо объединение одной темой нескольких
занятий: по родному языку, ознакомлению с природой, музыке, изо - деятельности,
ручному труду(например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва» и др.).
Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами
деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).
Итоги работы над темой, синтезирующей знания детей, могут быть представлены во время
общих праздников, семейных развлечений.
Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к
традициям, сохранению семейных связей
-
семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на
предприятия, в учреждения района, города; организация на основе увиденного выставок и
экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т.д.
Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного такта,
внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, т.к. могут иметь место
обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или
иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи. Добровольность участия
каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Интересным может быть
мини-исследование . Причем воспитатель вместе с
родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее
территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще,
а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого дома и
судеб его жителей, истории действующего предприятия и т д.
Хорошо, когда в систему включаются
работы фольклорного плана (разрисовка
глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и
обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т.д. Все это
приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
В исследованиях И.Рыбаловой выделены следующие рекомендации для педагогов:
• Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями,
слайдами, схемами, рисунками и др.
• Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их
внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то
догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди
решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?»).
• Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие
выражения: Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же
маленькими, как вые; или: это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и
дедушек еще не было на свете.
• Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов, не
употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными
грамматическими конструкциями.
Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать
следующие задачи нравственно – патриотического воспитания:
• Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного
края.
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
• Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что
происходит в городе, сопричастности к этому.
• Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
• Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении
и отражать это в своей деятельности.