Кто, если не ты?
На правах ответственного редактора (так, кажется,
официально называется моя должность) хочу высказаться, имею
право, наболело. Я о том, что такое активная жизненная позиция.
В обществознании это именуется поведенческой позицией, как
практическое воплощение мировоззрения. А мировоззрение, в
свою очередь, есть система взглядов, принципов, ценностных
ориентиров, характеризующих отношение человека к
окружающему миру (природе и обществу), людям и самому себе.
Думающий старшеклассник и спорить не станет о роли школы в
формировании личности. Это всё из области идеальной теории.
Что же мы видим на практике?
Хочется спросить учителей: «Какой ученик вам больше
нравится – беспрекословно выполняющий любые ваши
требования «ботаник» или неформальный лидер?» Выбор, скорее, будет в пользу первого варианта,
так удобнее. Хотя большего внимания заслуживает вариант второй. Здесь непаханое поле для
использования всех педагогических средств и приёмов – и дифференциации, и личностно –
ориентированного, и проектного и деятельностного подхода.
Хочется спросить учеников: «Что вы понимаете под лидерством?» Если только авторитет,
власть над другими, то это - карьеризм (и страшно, если об этом грезят). Если влияние,
ответственность и толерантность, то это успокаивает, значит, воспитание целям соответствует.
Теория лидерства – тема ещё до конца неизученная, а само лидерство некоторыми педагогами
вообще считается явлением вредным и опасным как для общества, так и для самой личности. Но
жизненная позиция – дело обыденное: в отношении с друзьями («Платон мне друг, но истина
дороже»), в творческой работе (Кто, если не я?), в терпимом обращении с другими (Все мы разные,
а потому интересные), в постоянном самообразовании («Я знаю только то, что я ничего не знаю»),
и… большая ответственность за себя и свои поступки.
Это они, ответственные ребята, «жертвуя» своим временем, поддерживают рейтинг
гимназии, с честью и достоинством занимают призовые места на различных олимпиадах,
конкурсах, выставках, конференциях, фестивалях. Это их мы приводим в пример на ежегодных
праздниках Чести в учебных, спортивных и творческих номинациях. Остальные, в лучшем случае,
создают фон, а в худшем играют роль сорняков на ниве творчества, но не упустят возможности для
поднятия собственного рейтинга козырнуть фразой: «А у нас в
гимназии №2…» и расписывают
чужие заслуги. Так и хочется сказать таким ребятам: «Оглянитесь вокруг! Найдите себя!» Ведь след
в жизни – это не след гриндерса на свежеуложенном асфальте школьного двора или на цветочной
клумбе, это даже не граффити на фундаменте школы или надпись «Здесь был Марк из 7А» на
панелях в запасных входах и в остановочных павильонах. Важно быть не праздным наблюдателем, а
активным участником! А ты записался в кружок? В спортивную секцию? Дело же не в том, чтобы
записаться, просто сделать отметку о занятости во внеурочное время в классном журнале, а достичь
личных успехов, создавая свое портфолио. И важно не превращать это в формальность, делать не
для «галочки», а из внутренних искренних побуждений. Так хваленая «Лига старшеклассников»,
кроме команды КВН (за что особая благодарность Андрею Селиванцу), бездействует почти год, по
примеру незабвенных гоголевских мертвых душ, существуя, только на бумаге в отчетах завучей,
учителей, вожатых. А скромный голос газеты «Вне дома» держится лишь на энтузиазме редакции.
Так что, старшеклассники! Не упустите свой шанс! Ведь у вас есть право на проявление активной
жизненной позиции. Воспользуйтесь им (хотелось бы обсудить в следующем номере газеты ваши
отзывы на этот материал. Так что пишите, ждем!)
Губайдуллина Ольга Ивановна