Напоминание

"Моя педагогическая философия"

Автор: Иващенко Елена Реальфовна

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МАОУ "Лицей №11"

Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону

Наименование материала: эссе

Тема: "Моя педагогическая философия"

Описание:

Каждый учитель имеет свою точку зрения, свою позицию, своё отношение к тому чем он занимается каждый день - развивает, воспитывает, учит. Моё отношение к педагогическому процессу кратко изложено в этом эссе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_uchitelei/index?nomer_publ=213

Опубликовано 10.11.2015




Перейти в превью




Текстовая часть публикации

Учитель-это методика или призвание? Профессия, корнями ушедшая в самую древность. Наставник, дающий детям новые знания, Человек, развивающий познавательную потребность. Я захожу в свой 2 «В» и сразу становлюсь его центром и в прямом и в переносном смысле. Тридцать маленьких человечков от меня чего-то ждут, на меня надеются и верят. Потому что на интуитивном уровне они понимают, что я – это человек, от которого в значительной степени зависит их будущее, их развитие. Каждый из них стремится к этому развитию, стремится в меру своих сил и возможностей. Это стремление может принимать самые разные, порой парадоксальные формы. Крик, шум или напротив упорное молчание, бормотание чего-то про себя или любое другое «не желаемое» поведение. Всё это можно назвать одним ёмким словом – адаптация. Каждый ребёнок ведёт себя так, потому что стремится достичь состояния внутреннего комфорта и равновесия. Каждый стремится быть счастливым. Но в зависимости от ситуации и свойств нервной системы у кого-то вдруг возникает желание вскочить и с победоносным криком бежать «куда глаза глядят», у кого-то доверчиво прижаться к моему плечу, а у кого-то съёжиться, спрятаться, замкнуться. И я точно знаю, что самое главное – понять и принять любое их поведение. Это отправная точка для всей дальнейшей педагогической деятельности. Честно и бескомпромиссно стремясь к этому, я создаю тот самый фон доверия и взаимного уважения без которого, с одной стороны, невозможно полноценное развитие маленькой личности, а с другой – теряется точка опоры и уверенности в себя, учителя. В процессе общения со своими второклашками я постоянно решаю, что надо сделать для того, чтобы они почувствовали то самое состояние внутреннего комфорта. И далеко не всегда – это поглаживание по голове или ободряющая улыбка. Состояние организма в данный момент, социальная ситуация развития в семье, генетическая предрасположенность, негативный или позитивный опыт общения с окружающими – вот, далеко не полный перечень факторов, от которых зависит их состояние, их поведение, их развитие. И конечно же никто не отменял «зону ближайшего развития» и ведущую деятельность в этом возрасте. Поэтому именно я беру на себя ответственность за то, чтобы создать оптимальные условия моим второклашкам, в первую очередь, для успешной реализации их ведущей – учебной деятельности и удовлетворения ведущей, на этом возрастном этапе, познавательной потребности. Очень сложно сухими словами описать весь этот мощный, эмоционально насыщенный процесс «создания условий». Но, тем не менее, если говорить о системном подходе, то я выделяю четыре основных условия для развития познавательной потребности младших школьников. Это создание интеллектуальной атмосферы в классе, воспитание осознанной самостоятельности и адекватной самооценки учащихся и развитие их познавательных процессов. Интеллектуальная атмосфера — это система межличностных отношений, основными ценностями которой являются полученные новые знания, проявление своих интеллектуальных способностей и уровня развития познавательных процессов. Основной установкой (обобщенным обязательным правилом) для меня в создании интеллектуальной атмосферы в классе является установка индивидуально — перспективного роста. Исходя из нее я, зная индивидуальный уровень развития каждого
школьника, верю, что в перспективе он справится с той учебной задачей, с которой на данный момент не справляется. Вторым важным условиям для развития познавательной потребности у младших школьников является воспитание так называемой, осознанной самостоятельности. Я определяю осознанную самостоятельность как способность ребенка принимать решение в том или ином виде деятельности с одновременным осознанием значимости данной деятельности для себя и окружающей действительности. Здесь оптимальной является установка « максимально — допустимой самостоятельности». Смысл ее состоит в том, что я строю уровень сложности учебных и воспитательных задач так, чтобы учащиеся могли выполнять их самостоятельно, но с определенным усилием. «Величина» усилия зависит от познавательных и эмоционально - волевых качеств каждого ребенка. В случае невыполнения задания я снижаю требования к самостоятельности и активно подключаюсь к помощи в его решении. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни. В связи с этим, при формировании отношения к отдельному школьнику и классу в целом, я придерживаюсь внутренней установки "ценности каждой личности". Исходя из этой установки, происходит перераспределение времени моего общения на уроке. Я сознательно и специально уделяю больше времени и внимания слабым учащимся. Поэтому при прочих равных условиях я в первую очередь обращаю внимание на добровольный ответ слабого учащегося. При этом будет принят для обсуждения, любой даже абсолютно неправильный ответ. Маленькому человеку предлагается или доказать свои слова, или позвать на помощь товарища. Очень важно с самого начала обучения дать почувствовать детям, что у них есть " право на ошибку". Это совсем не значит - поощрение ошибок, это значит максимальное сглаживание отрицательного отношения к ребенку, делающему ошибку. Еще один фактор, непосредственно связан ный с познавательной потребностью ребенка, - это уровень развития его познавательных процессов. Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Другими словами уровень познавательной активности, являющейся фактическим проявлением познавательной потребности, кроме других условий, зависит от уровня развития познавательных процессов ребенка. Я считаю, что познавательные процессы школьников необходимо целенаправленно развивать в процессе учебной деятельности с помощью специально подобранных упражнений, органично вплетенных в общий ход урока. Условия выполнения упражнений полностью зависят от развивающих целей, которые я ставлю перед классом. Необходимым условием эффективного применения данной системы работы по развитию познавательной потребности школьников является комплексное выполнение всех представленных условий. Вот так вкратце можно изложить моё обобщённое видение педагогического процесса, мою педагогическую философию, на которую я опираюсь каждый раз, когда захожу в свой - такой разный, но неизменно любимый 2 «В».


Яндекс.Метрика