Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Светлячок"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.Богородск
Наименование материала: сценарий праздничного мероприятия
Тема: "Осенняя ярмарка"
Описание:
Цель: Приобщать к истокам и традициям русской национальной культуры.
• Укреплять любовь к русской народной музыке;
• Способствовать развитию детского творчества;
• Расширять кругозор;
• Обогащать муз. впечатления детей.
Цель: Приобщать к истокам и традициям русской национальной культуры.
Укреплять любовь к русской народной музыке;
Способствовать развитию детского творчества;
Расширять кругозор;
Обогащать муз. впечатления детей.
Воспитательные задачи:
Формировать умения ценить труд людей;
Воспитывать уважение к старшему поколению;
Способствовать самовыражению личности через песни, пословицы,
прибаутки, потешки;
Воспитывать патриотические чувства.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о предметах русского быта;
Знакомить с историей Нижегородского края и его художественными
промыслами: с элементами дымковской, хохломской, филимоновской
росписями;
Слушать русские народные песни, познакомить со старинными словами, дать
их обозначение (черевички, лапоть, кушачок и т.д.)
Разучивание русских народных игр (подвижных);
Знакомство и игра на ложках, свистульках;
Изготовление поделок и сувениров: разрисовать ложку, разделочную доску,
оберег из бумаги, тарелку хохломскую и т.д.
Ход праздника:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Издавна на Руси было много
праздников. Закончен сбор урожая, хлеб в закрома засыпан, можно и
повеселиться. Вот и мы начинаем весёлую ярмарку. Традиционно на Руси
ярмарку открывали весёлые скоморохи.
Звучит р.н.м., выбегают 2 мальчика скомороха.
1 скоморох: Здравствуйте, почтенные господа!
Мы приехали на ярмарку сюда!
2 скоморох: Подходите, подходите,
И глаза свои протрите!
Оба: Мы – весёлые потешники,
Скоморохи и насмешники!
1 скоморох: Снова ярмарка шумит!
Пряники с конфетами!
На товар народ глядит –
Люди разодетые!
Под песню «На ярмарке» дети входят в зал.
2 скоморох: Наша ярмарка большая,
И чего здесь только нет!
Покупай и продавай!
Денег нет? Тогда меняй!
Ведущий: Рассаживайтесь, гости дорогие!
А кто боек, да ловок
Выходи, нам товар свой покажи.
Под муз. дети рассаживаются, «продавцы» занимают свои места.
1 ребёнок: Идите ногами, смотрите глазами,
Берите руками, платите деньгами.
Подходи, не зевай хлеба покупай!
Караваи, калачи, пышки, пышки горячи!
2 ребёнок: А у меня – пудра и румяна
Для Елены и Татьяны.
Волосам твоим, дружок,
Длиннозубый гребешок!
3 ребёнок: Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку – уголок
Сложен красочный …… (платок)
4 ребёнок: Эй, сюда скорей глядите
И товар всем похвалите.
У меня в запасе есть и бусы, и венки,
Разноцветные шары.
Все: Тары, бары, растабары!
Расторгуем все товары!
Девочка: А почём же ваш товар?
5 ребёнок: Отдаю почти за даром
По цветочку за платочек.
Девочка: А если кто понравится?
5 ребёнок: Тогда и платы не возьмём!
Девочка: А мы станцуем танец вам
И расскажем всем гостям
Почему берёзонька сейчас грустит,
Невесёлая стоит.
Исполняется хоровод «Милая берёзонька».
6 ребёнок: Кому орехи? Золочёные орехи?!
Подходи, не ленись, покупай, не стыдись.
Подходит «Яшка» к продавцу, тот кладёт орехи в карман.
6 ребёнок: Вкусные орешки, сладкие на меду,
Давай карман шире, накладу!
«Яшка» идёт в середину.
Ведущий: Наш Яшка по ярмарке ходил,
Да орешков прикупил.
Яшенька, не зевай, с нами весело играй!
Игра «Яшка» (играют все девочки и «Яшка»)
«Яшка» сидит в кругу с завязанными глазами. Девочки идут по кругу.
Сиди, сиди, Яшка, красная рубашка!
Грызи, грызи, Яшка орешки калёные.
Чок – чок – чок – чок,
Вставай, Яшенька, дружок!
Кто твоя невеста? В чём она одета?
Как её зовут и откуда привезут?
«Яшка» подходит к девочке и на ощупь старается её узнать.
6 ребёнок: А вот ведёрки дубовые,
Коромысла расписные.
Покупайте, выбирайте!
Подходит девочка «Млада» и мальчик. Девочка берёт коромысла и вёдра.
Мальчик: Красная девица, куда ходила?
Девочка: Я на ярмарку ходила,
Вот! Ведёрки прикупила!
Мальчик: Что дала?
Девочка: Рубль дала, коромысло – полтора!
За водицей я пойду и её в дом принесу!
Исполняется «Пошла млада за водой» (садятся)
7 ребёнок: Ай – да – да! Ай – да – да! Вы пожалуйте сюда!
Заходите в наш ряд, покупайте всё подряд!
У нас игрушки славные, занятные, забавные!
Смотрите, любуйтесь, долго не торгуйтесь!
8 ребёнок: С разных уголков России
Мы на праздник прикатили.
7 ребёнок: Мы из Дымково, а вы?
8 ребёнок: Мы из Тульской области! Деревня Филимоново,
Надеемся знакома вам?
Вместе: Промысел у нас старинный, игрушки лепим мы из глины.
Ведущий: (подходит, рассматривает одну игрушку
Но игрушки разные и своеобразные
Удивит ваш чудо – взор
Этот дымковский узор.
Линии волнистые, кисточки да точечки,
Здесь колечки всякие, тут кружочки разные!
Краски многоцветные
И на белой глине
Золота кусочек, чтоб было всё красивей.
(берёт другую игрушку)
Хохломская роспись – алых ягод россыпь
Отголоски лета, в золоте трава,
Рощи, перелески, шёлковые всплески
Солнышко медовое с золотой листвой.
(берёт ложки)
Ведущий: Посмотрите, как красивы, хохломские ложки!
Как вы думаете, почему художники украшают ложки закруглённой
веточкой? (она напоминает форму ложки) А как украшена ручка?
(каймой) Ложки ещё и замечательный музыкальный инструмент. Давайте
предложим нашим гостям сыграть на ложках.
Оркестр родителей.
Ведущий: Ребята, а вы знаете пословицы о мастерах, о деле, о работе?
Дети: 1. Дело мастера боится!
2. Работай до поту – поешь с охоту!
3. Землю красит солнце, а человека – труд!
4. Каков мастер, такова и работа!
Ведущий: Умел русский народ работать, но и отдыхать любил. Слышите?
Звучит русская народная музыка
Ведущий: Эй, девчонки – хохотушки и ребята – молодцы!
Запевайте-ка частушки, веселите от души!
И вы, гости, не отставайте, и частушки подпевайте!
Дети и мамы исполняют частушки.
1 мальчик: Дуйте, ветры, дуйте,
Буйные, кружитесь!
По деревне мы идём,
Все посторонитесь!
1 девочка: А вы кто такие? Откуда появились?
У нас нет таких девчонок, что бы в вас влюбились!
2 мальчик: Ой, вы, девочки – красотки, примеряйте каблучки!
При любой они погодке и нарядны, и легки!
1 мама: Ничего себе обнова, ничего хорошего,
Это платье уж не ново, это платье ношено!
3 мальчик: Не торгуйтеся, мамаша, ваша дочка не плоха.
Разоденьте вашу Машу – миг найдёте жениха!
3 девочка: Где, девчата, справедливость? Есть товар – а денег нет!
Мне сегодня ночью снились новый фартук и берет!
4 девочка: Коли парни сбавят цену, иль дадут с отсрочкою,
Я кольцо себе надену, да ещё с цепочкою!
2 мама: Торговались, торговались, так положено у нас.
Чтобы все полюбовались, вышли дочки на показ!
Под проигрыш девочки встают в центре.
Вместе: Мы девчонки, загляденье, все любуются на нас!
Приходите в воскресенье, будет в клубе перепляс! (уходят)
Ведущий: Мы по улице гуляем, хороводы выбираем.
Где весёлый народ, тут наш будет хоровод!
Исполняется танец «Сударушка»
(дети остаются в кругу)
Ведущий: Солнце разгорается – игра начинается!
Чок – чок – чок, зубы на крючок,
Язычок на полочку – начинай считалочку!
Ребёнок: (считает) Танцевали мышки около коврижки!
Танцевали, пели – всю коврижку съели! (выбирает ведущего)
Песня – игра «Игра с лентой» (проводится 2 раза)
после игры садятся.
Ведущий: Ребята, а в какой стране мы с вами живём? (в России) Россию мы с вами
зовём нашим Отечеством, потому что в ней жили наши прадеды. Россия
– это наша Родина, т.к. здесь мы родились и всё нам родное: и
рябинушка кудрявая, и реченька быстрая. Не зря говорят, где родился,
там и пригодился. Какие добрые слова можно сказать о нашей Родине?
(любимая, могучая, мирная, красивая и т.д.)
Дети читают стихи о Родине.
Ребёнок: На ветру шумят рябины – каждый слушать их готов!
Столько песен у России, сколько во поле цветов!
Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах,
На покосах, на морозах, на санях и на лугах!
А слова её – простые, душу трогают до слёз!
Столько песен у России – сколько в рощицах берёз!
Исполняется песня «Мы Родиной зовём»
Ведущий: Да – велика Россия наша
И талантлив наш народ.
Об искусниках, умельцах
На весь мир молва идёт.
Ребёнок: Гончары, кружевницы, рукодельницы
Мастера игрушки делать. (подходит к гончарным изделиям)
Поработали себе на славу, людям на радость.
Ведущий: А каким ремеслом издавна славилась Богородская земля? (гончарным
ремеслом) Есть товар, есть купец, кто торгуется, тот молодец!
Игра «Горшок» (2 раза)
Ведущий: А какая же ярмарка без гостей.
Кто стоит там у дверей, заходи к нам побыстрей.
Под музыку входит цыганка с медведем. Она пританцовывает, проходит около
детей.(медведь – мальчик этой группы)
Цыганка: Здравствуйте, мои дорогие! Яхонтовые, бриллиантовые. Не одна я к вам
пришла, вот медведя привела! А- ну, миша, поклонись! (медведь
кланяется). Покажи, как девицы румянятся, красятся, в зеркало
смотрятся. (показывает) А как малые дети лазят горох воровать? А
теперь – попляши.
Цыганка: Девицы – красавицы, хватит вам сидеть.
Заводите хоровод, да потешьте весь народ!
Хоровод «Ой, вставала я ранёшенько» (инсценировка)
Цыганка: Миша – Мишенька, дружок, где твой сладкий коробок?
Побыстрее открывай – и ребят всех угощай.
Медведь с цыганкой раздают леденцы.
Ведущий: Получили леденец? Тут и ярмарке конец.
(к гостям) И позвольте, гости дорогие! Отдать вам наше нижайшей почтение и
уважение (русский поклон). Благодарим за посещение.