Напоминание

"Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования"

Автор: Курлина Татьяна Михайловна

Должность: старший воспитатель

Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - д/с № 2 "Развитие"

Населённый пункт: г.Верхний Уфалей Челябинской области

Наименование материала: статья

Тема: "Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования"

Описание:

В статье описывается опыт ДОО по повышению качества дошкольного образования в учреждении на этапе введения ФГОС ДО.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_vospitatelei/index?nomer_publ=241

Опубликовано 26.11.2015




Перейти в превью




Текстовая часть публикации


Современные условия развития дошкольной образовательной

организации как фактор повышения качества образования
Курлина Т.М. Старший воспитатель МАДОУ ЦРР - д/с№2 «Развитие» Верхнеуфалейский городской округ «Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких» Сократ Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОО. В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования через выполнение требований: - к структуре Образовательной программы и её объёму; - к условиям реализации Программы; - к результатам освоения Программы. Прежде чем поставить определенные цели и задачи работы учреждения, педагогический коллектив Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад №2 «Развитие» задал себе вопрос: каким должен быть детский сад как образовательная организация на современном этапе.? Этот вопрос особенно актуален сегодня, когда значительно изменилась социокультурная, общественная, государственная, экономическая, геополитическая ситуация, изменился заказ родителей и общества в целом на образовательные услуги. Это привело к появлению большого количества развивающих школ, студий, центров, где родителям предлагают огромный спектр образовательных услуг. Поэтому первое, что мы сделали - это добились того, чтобы наш детский сад стал конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, востребованным, эффективным и престижным образовательным учреждением, в котором ребенок играет, учится, растет с непрерывным психолого-педагогическим сопровождением, где детям и их родителям оказывают качественные образовательные услуги. Для этого мы модернизировали сложившуюся традиционную систему. Сегодня мы работаем в двух направлениях - основном и дополнительном образовании, основываясь на приоритетных видах деятельности дошкольного
учреждения. В выборе образовательной траектории мы исходим из способностей, склонностей, задатков ребенка, запросов родителей и реальных возможностей образовательного учреждения (кадры, условия). Как один из основных параметров отслеживания качества образовательных услуг в ДОО мы разработали модель выпускника. Выпускник нашей ДОО должен иметь: - высокий уровень
интеллектуально-познавательного развития
, которому присущи:  наличие адекватных способов познания,  понимание логики деятельности,  наличие самооценки, обобщения, умозаключения, суждения,  стремление к познанию мира, любознательность,  активность речи, умение устанавливать ассоциативные связи, аналогии,  умение оценивать сам процесс и результат познания мира и себя в нем,  наличие познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции и самоконтроля,  адекватность, аргументированность самооценки и оценки других,  мотивированность выборов,  социокультурный опыт, проявляющийся в поведении, отношениях, самостоятельных продуктивных видах деятельности. - высокий уровень
физического развития.
Наш выпускник обладает:  культурой здоровья (осознает себя частью природы, уникального и совершенного создания, а здоровье воспринимает как ценность жизни, поэтому его необходимо сохранять);  культурой телосложения (понимание красоты человеческого тела, положительное оценивание своего тела, наличие способов заботы и поддержки тела и организма в состоянии эмоционального тонуса);  двигательной культурой (понимание красоты движений, присвоение способов самостоятельного накопления двигательного опыта и использование его для творческого самовыражения) Высокий уровень
художественно-эстетического развития детей
, включающий:  эстетическую активность,  способность воображать, отожествлять, преобразовывать,  склонность к импровизации, сочинительству,  неординарность мышления,  самостоятельность и инициативность в создании новых художественных образов,  умение находить новые нестандартные решения творческих задач. Чтобы добиться такого качества образования, необходимо было: 1. Модернизировать содержание, технологии и методы педагогической работы с детьми.
Программа обучения детей содержит базисный и дополнительный компоненты. С целью гибкого использования парциальных и инновационных дошкольных образовательных программ выбраны формы и содержание образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, приоритетных задач их развития, оптимальных форм взаимодействия взрослого и ребенка, что позволяет охватить весь образовательный процесс в целом. Поэтому в нашем детском саду широко используются авторские и региональные программы и технологии по развитию игрового творчества детей, экологическому воспитанию, приобщению к культуре здорового образа жизни, развитию интеллектуально- познавательных и художественно-творческих способностей, психолого-педагогической и речевой коррекции, социокультурному развитию и обучению способам взаимодействия в обществе, полоролевой социализации дошкольников, воспитанию культуры хозяйственно-бытового труда и поведению в ситуациях жизнедеятельности, а также обеспечению информационно - консультационной работы с родителями 2. Мы организовали весь образовательный процесс в детском саду на основе игровых технологий. Использование ресурсов детской игры не потеряло своей актуальности. Поэтому мы обеспечили единую интегрированную интеллектуально-игровую среду жизнедеятельности ребенка и поддержки его физического и нравственного здоровья, создав единое предметное игровое пространство. (слайды о развивающей среде в группах и помещениях). Привлечение и рациональное использование всех форм финансирования: бюджетных, внебюджетных, позволило качественно улучшить развивающую среду на прогулочных площадках и в групповых помещениях. Это игровое пространство мы представили:  интеллектуально- познавательным;  физкультурно-оздоровительным;  художественно-творческим;  социально- нравственным игровым пространством, ориентированным на знаки и символы культуры, искусства, общения. Предметно-развивающая среда в детском саду отвечает целям и потребностям развития детей, требованиям комфортности, безопасности, самостоятельной индивидуальной деятельности, возможности исследования и творческого созидания; носит развивающий характер, выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Созданы условия для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных возможностей и интересов.
Физкультурно-оздоровительную

работу
обеспечивают: спортивно- тренажёрный зал, оснащенный спортивным оборудованием, комплекс «бассейн - сауна - фитобар», физкультурные уголки и мини комплексы в групповых комнатах, спортивный стадион с беговой дорожкой, площадками для игр в волейбол, баскетбол, футбол, спортивно - игровые конструкции на участках, в том числе нетрадиционные, выполненные силами сотрудников и родителей.
Для
интеллектуально - познавательного развития, экологического

воспитания
детей организованы: экологическая тропа на участке, включающая различные природные объекты, зоны для элементарного детского экспериментирования в группах, оборудование для организации труда в природе, зимний сад, живой уголок, коллекции книг и игр познавательного направления, детские энциклопедии, справочники ит.д. Для
художественно - творческого,

эстетического разв
ития в группах и помещениях созданы зоны для изобразительной и конструктивной деятельности, ручного труда, зоны речевой и театрализованной деятельности, постоянно организуются творческие выставки детского и семейного творчества, детские работы используются в оформлении групп и помещений детского сада. Для обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности дошкольников в детском саду имеется зал для музыкальных и гимнастических занятий. Он оснащен необходимыми техническими средствами обучения, современным мультимедийным оборудованием, материалами и оборудованием для музыкальнотворческой деятельности детей. Решению задач
социально - нравственного воспитания
детей способствует создание условий для разнообразной игровой деятельности детей в группах и на участках, оформление в группах уголков патриотического воспитания, государственной символики, символики области и города. 3. И третье, что позволило повысить качество образования - это развитие спектра дополнительных образовательных услуг, позволяющего родителям формировать свой социальный заказ на образовательные услуги, а дошкольному учреждению привлекать дополнительные финансовые средства. Через дополнительное образование дети, кроме базисных нормативных образовательных стандартов, позволяющих заложить фундамент знаний по основным линиям развития ребёнка и обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту, овладевают глубокими, широкими знаниями и такими психологическими качествами, которые стимулируют дальнейшую познавательную деятельность, устремленность к новым знаниям. В учебном году в нашем детском саду работало 15 групп дополнительного образования по следующим направлениям: 
Физкультурно - оздоровительное:
- секция плавания «Дельфинёнок»; - аквааэробика; - спортивная секция «Юный спортсмен»; - группа по укреплению здоровья для ЧБД «Крепыш». 
Интеллектуально-познавательное:
- обучение английскому языку; - компьютерный кружок «Компьюша»; - шахматный клуб «Эрудит»; - обучение чтению; - коррекция нарушения речи; - коррекция развития познавательных процессов (с психологом). 
Художественно - эстетическое:
- вокальные студии «Родничок», «Музыкальный калейдоскоп»;
- студия танца «Калинка»; - студия детского творчества «Мозаика»; - изостудия «Малахитовая шкатулка». Нужно отметить, что эти услуги пользуются большим спросом у родителей и успехом у детей. И совсем не страшно, что подчас мотивация ребенка неустойчива и его интересы часто меняются. В конечном итоге каждый находит занятие по душе и делает свой личный выбор. Значительно важнее, что создание условий, которые позволяют сделать собственный выбор, способствует социально-личностному развитию детей. Родители понимают важность дополнительного образования, соответственно заказывают и услуги. Тематика, количество дополнительных кружков, секций, услуг может варьироваться в зависимости от познавательных интересов детей, их склонностей и запросов родителей. Развитие дополнительного образования в нашем детском саду способствует раннему выявлению и дальнейшему развитию одаренных детей. Таким образом, от развития сети дополнительного образования выигрывают все участники педагогического процесса: - дети получают возможность развивать свои природные способности и возможности; - экономится время и средства родителей; - педагоги получают возможность реально повысить свою заработную плату; - дошкольное учреждение укрепляет и развивает свою материальную базу современным оборудованием. Решая вопрос качественного образования, невозможно добиться результатов без творческого коллектива единомышленников, без профессиональных и квалифицированных кадров. В нашем детском саду работа по обсуждению и определению основных линий развития дошкольной организации проводится при участии всего коллектива; созданы творческие группы для усовершенствования педагогического процесса; изучается, обобщается передовой педагогический опыт. Процесс повышения квалификации является непременным условием повышения качества образования в системе ДОО. Проводимая по этому направлению работа способствует существенному росту уровня профессиональной компетентности педагогов: 43,5 % воспитателей имеют высшую квалификационную категорию, 26,1 % - первую квалификационную категорию. В детском саду работают 12 педагогов с высшим образованием, 2 человека обучаются в ВУЗах. В условиях применения новых информационных технологий естественным становится выполнение целого ряда работ организации образовательного процесса с помощью электронных технологий. На сегодняшний день уже 13 педагогов ДОО прошли компьютерное обучение, ещё 5 педагогов пройдут в этом учебном году. Оснащение детского сада современным компьютерным оборудованием,
программным обеспечением и доступом в Интернет позволяет использовать инновационные технологии во всех сферах деятельности дошкольного учреждения, в том числе в воспитательно образовательном процессе (применение мультимедийных средств, информационно-коммуникационных технологий). Анализируя эффективность данной системы организации образовательного пространства ДОО нельзя не остановиться на результатах мониторинга качества образовательных услуг. Целенаправленная, системная работа ДОО по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости. Анализ данных мониторинга образовательного процесса показывает оптимальные результаты освоения детьми образовательных областей программы и развития интегративных качеств. Качество образовательных услуг также отражено в Портфолио успеха ДОО: - обобщены и успешно распространяются 16 опытов работы педагогов ДОО по разным направлениям деятельности; - педагогический опыт МАДОУ неоднократно представлялся на городских научно-практических конференциях и семинарах, семинарах для заведующих и старших воспитателей, мастер- классах, городских методических объединениях разной направленности; - опыт работы педагогов публикуется в печатных и электронных городских и федеральных сборниках, педагогических журналах; - результативностью работы ДОО также можно считать победы воспитанников, педагогического коллектива в городских, областных, Всероссийских и Международных конкурсах, в том числе конкурсах профессионального мастерства:  2010 год - II место в городском конкурсе «Педагог года в дошкольном образовании» - Закирьянова О.М.;  2011 год - 1 место в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года» - Корчигина Н.В.;  2012 год - III место в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года» - Пархоменко И.А.;  2013 год - - 1 место в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года» - Мартьянов а Т.Г.  В 2012 году мы стали лауреатами III Областного конкурса «Детские сады детям» в номинации «Лучшая здоровьесберегающая технология». Ежегодно наш детский успешно участвует в городском конкурсе «Детский сад года», принимает участие в областном конкурсе «Лучший детский сад года»:  2011 г. - заняли 1 место (тема конкурса «Организация самостоятельной деятельности ребёнка в образовательном процессе ДОУ»);  2012 год - заняли II место (тема та же);  2013 год - заняли I место (тема конкурса «Создание условий по экологическому образованию дошкольников»);
 2014 год - заняли I место (тема конкурса «Создание условий для художественно-эстетического развития ребенка в детском саду». Таким образом, создание современных условий развития ДОО являются важнейшим фактором повышения качества образования. Нами пройден определенный этап в области достижения качества дошкольного образования. Однако если мы хотим двигаться дальше в этом направлении, а мы хотим двигаться дальше, то наша задача совершенствовать достигнутые результаты. Проведенный анализ настоящего состояния деятельности ДОО показал, что реально сложившиеся условия и потенциальные возможности коллектива создают перспективы для дальнейшего развития учреждения. Усилия педагогического коллектива и администрации направлены на сохранение и повышение имиджа ДОО на рынке образовательных услуг. Закончить выступление хочется словами М.Ю.Лермонтова: «Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь: «Ну, все, теперь кончилось!» - не тут-то было; только что начинается». Спасибо за внимание!


Яндекс.Метрика