Современные условия развития дошкольной образовательной
организации как фактор повышения качества образования
Курлина Т.М.
Старший воспитатель МАДОУ ЦРР - д/с№2 «Развитие»
Верхнеуфалейский городской округ
«Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий –
одна из священных обязанностей каждого человека,
ибо нет ничего более важного,
как образование самого себя и своих близких»
Сократ
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об
образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования,
что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОО.
В связи с введением в действие Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС), утверждённого Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, возникла
необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования
через выполнение требований:
- к структуре Образовательной программы и её объёму;
- к условиям реализации Программы;
- к результатам освоения Программы.
Прежде чем поставить определенные цели и задачи работы учреждения,
педагогический коллектив Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Центр развития ребенка
детский сад
№2
«Развитие» задал себе вопрос:
каким должен быть детский сад как
образовательная организация на современном этапе.?
Этот вопрос особенно
актуален сегодня, когда значительно изменилась социокультурная,
общественная, государственная, экономическая, геополитическая ситуация,
изменился заказ родителей и общества в целом на образовательные услуги. Это
привело к появлению большого количества развивающих школ, студий, центров,
где родителям предлагают огромный спектр образовательных услуг. Поэтому
первое, что мы сделали - это добились того, чтобы наш детский сад стал
конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, востребованным,
эффективным и престижным образовательным учреждением, в котором
ребенок играет, учится, растет с непрерывным психолого-педагогическим
сопровождением, где детям и их родителям оказывают качественные
образовательные услуги.
Для этого мы модернизировали сложившуюся традиционную систему.
Сегодня мы работаем в двух направлениях - основном и дополнительном
образовании, основываясь на приоритетных видах деятельности дошкольного
учреждения. В выборе образовательной траектории мы исходим из
способностей, склонностей, задатков ребенка, запросов родителей и реальных
возможностей образовательного учреждения (кадры, условия).
Как один из основных параметров отслеживания качества образовательных
услуг в ДОО мы разработали модель выпускника.
Выпускник нашей ДОО должен иметь:
- высокий уровень
интеллектуально-познавательного развития , которому
присущи:
наличие адекватных способов познания,
понимание логики деятельности,
наличие самооценки, обобщения, умозаключения, суждения,
стремление к познанию мира, любознательность,
активность речи, умение устанавливать ассоциативные связи, аналогии,
умение оценивать сам процесс и результат познания мира и себя в нем,
наличие познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции
и самоконтроля,
адекватность, аргументированность самооценки и оценки других,
мотивированность выборов,
социокультурный опыт, проявляющийся в поведении, отношениях,
самостоятельных продуктивных видах деятельности.
- высокий уровень физического развития.
Наш выпускник обладает:
культурой здоровья (осознает себя частью природы, уникального и
совершенного создания, а здоровье воспринимает как ценность жизни,
поэтому его необходимо сохранять);
культурой телосложения (понимание красоты человеческого тела,
положительное оценивание своего тела, наличие способов заботы и
поддержки тела и организма в состоянии эмоционального тонуса);
двигательной
культурой
(понимание
красоты
движений,
присвоение способов самостоятельного накопления двигательного опыта и
использование его для творческого самовыражения)
Высокий уровень
художественно-эстетического развития детей
,
включающий:
эстетическую активность,
способность воображать, отожествлять, преобразовывать,
склонность к импровизации, сочинительству,
неординарность мышления,
самостоятельность и инициативность в создании новых художественных
образов,
умение находить новые нестандартные решения творческих задач. Чтобы
добиться такого качества образования, необходимо было:
1.
Модернизировать содержание, технологии и методы педагогической
работы с детьми.
Программа обучения детей содержит базисный и дополнительный компоненты.
С целью гибкого использования парциальных
и инновационных дошкольных
образовательных программ выбраны формы и содержание образовательного
процесса с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, приоритетных
задач их развития, оптимальных форм взаимодействия взрослого и ребенка, что
позволяет охватить весь образовательный процесс в целом. Поэтому в нашем
детском саду широко используются авторские и региональные программы и
технологии по развитию игрового творчества детей, экологическому
воспитанию, приобщению к культуре здорового образа жизни, развитию
интеллектуально- познавательных и художественно-творческих способностей,
психолого-педагогической и речевой коррекции, социокультурному развитию и
обучению способам взаимодействия в обществе, полоролевой социализации
дошкольников, воспитанию культуры хозяйственно-бытового труда и поведению
в ситуациях жизнедеятельности, а также обеспечению информационно
-
консультационной работы с родителями
2. Мы организовали весь образовательный процесс в детском саду на основе
игровых технологий.
Использование ресурсов детской игры не потеряло своей актуальности.
Поэтому мы обеспечили единую интегрированную интеллектуально-игровую
среду жизнедеятельности ребенка и поддержки его физического и
нравственного здоровья, создав единое предметное игровое пространство.
(слайды о развивающей среде в группах и помещениях). Привлечение
и
рациональное
использование
всех
форм финансирования: бюджетных,
внебюджетных, позволило качественно улучшить развивающую среду на
прогулочных площадках и в групповых помещениях.
Это игровое пространство мы представили:
интеллектуально- познавательным;
физкультурно-оздоровительным;
художественно-творческим;
социально- нравственным игровым пространством, ориентированным на
знаки и символы культуры, искусства, общения.
Предметно-развивающая среда в детском саду отвечает целям и потребностям
развития детей, требованиям комфортности, безопасности, самостоятельной
индивидуальной деятельности, возможности исследования и творческого
созидания; носит развивающий характер, выступает в роли стимулятора,
движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Созданы
условия для предоставления права выбора деятельности и реализации
индивидуальных возможностей и интересов.
Физкультурно-оздоровительную
работу
обеспечивают: спортивно-
тренажёрный зал, оснащенный спортивным оборудованием, комплекс «бассейн
- сауна - фитобар», физкультурные уголки и мини
комплексы в групповых
комнатах, спортивный стадион с беговой дорожкой, площадками для игр в
волейбол, баскетбол, футбол, спортивно - игровые конструкции на участках, в
том числе нетрадиционные, выполненные силами сотрудников и родителей.
Для
интеллектуально - познавательного развития, экологического
воспитания детей организованы: экологическая тропа на участке, включающая
различные природные объекты, зоны для элементарного детского
экспериментирования в группах, оборудование для организации труда в
природе, зимний сад, живой уголок, коллекции книг и игр познавательного
направления, детские энциклопедии, справочники ит.д.
Для художественно - творческого,
эстетического разв ития в группах и
помещениях созданы зоны для изобразительной и конструктивной
деятельности, ручного труда, зоны речевой и театрализованной деятельности,
постоянно организуются творческие выставки детского и семейного творчества,
детские работы используются в оформлении групп и помещений детского сада.
Для обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной
деятельности дошкольников в детском саду имеется зал для музыкальных и
гимнастических занятий. Он оснащен необходимыми техническими средствами
обучения, современным мультимедийным оборудованием, материалами и
оборудованием для музыкальнотворческой деятельности детей.
Решению задач социально - нравственного воспитания детей способствует
создание условий для разнообразной игровой деятельности детей в группах и на
участках, оформление в группах уголков патриотического воспитания,
государственной символики, символики области и города.
3. И третье, что позволило повысить качество образования - это развитие
спектра дополнительных образовательных услуг, позволяющего родителям
формировать свой социальный заказ на образовательные услуги, а дошкольному
учреждению привлекать дополнительные финансовые средства.
Через дополнительное образование
дети, кроме базисных нормативных
образовательных стандартов, позволяющих заложить фундамент знаний по
основным линиям развития ребёнка и обеспечить уровень, соответствующий
государственному стандарту, овладевают глубокими, широкими знаниями и
такими психологическими качествами, которые стимулируют дальнейшую
познавательную деятельность, устремленность к новым знаниям.
В учебном году в нашем детском саду работало 15 групп дополнительного
образования по следующим направлениям:
Физкультурно - оздоровительное: - секция плавания «Дельфинёнок»;
- аквааэробика;
- спортивная секция «Юный спортсмен»;
- группа по укреплению здоровья для ЧБД «Крепыш».
Интеллектуально-познавательное: - обучение английскому языку;
- компьютерный кружок «Компьюша»;
- шахматный клуб «Эрудит»;
- обучение чтению;
- коррекция нарушения речи;
- коррекция развития познавательных процессов (с психологом).
Художественно - эстетическое:
- вокальные студии «Родничок», «Музыкальный калейдоскоп»;
- студия танца «Калинка»;
- студия детского творчества «Мозаика»;
- изостудия «Малахитовая шкатулка».
Нужно отметить, что эти услуги пользуются большим спросом у родителей и
успехом у детей. И совсем не страшно, что подчас мотивация ребенка
неустойчива и его интересы часто меняются. В конечном итоге каждый находит
занятие по душе и делает свой личный выбор. Значительно важнее, что создание
условий, которые позволяют сделать собственный выбор, способствует
социально-личностному развитию детей. Родители понимают важность
дополнительного образования, соответственно заказывают и услуги.
Тематика, количество дополнительных кружков, секций, услуг может
варьироваться в зависимости от познавательных интересов детей, их
склонностей и запросов родителей. Развитие дополнительного образования в
нашем детском саду способствует раннему выявлению и дальнейшему развитию
одаренных детей.
Таким образом, от развития сети дополнительного образования выигрывают
все участники педагогического процесса:
- дети получают возможность развивать свои природные способности и
возможности;
- экономится время и средства родителей;
- педагоги получают возможность реально повысить свою заработную
плату;
- дошкольное учреждение укрепляет и развивает свою материальную базу
современным оборудованием.
Решая вопрос качественного образования, невозможно добиться результатов
без творческого коллектива единомышленников, без профессиональных и
квалифицированных кадров. В нашем детском саду работа по обсуждению и
определению основных линий развития дошкольной организации проводится
при участии всего коллектива; созданы творческие группы для
усовершенствования педагогического процесса; изучается, обобщается
передовой педагогический опыт.
Процесс повышения квалификации является непременным условием
повышения качества образования в системе ДОО.
Проводимая
по
этому
направлению
работа
способствует
существенному росту уровня профессиональной компетентности педагогов:
43,5 % воспитателей имеют высшую квалификационную категорию, 26,1 % -
первую квалификационную категорию. В детском саду работают 12 педагогов с
высшим образованием, 2 человека обучаются в ВУЗах.
В условиях применения новых информационных технологий естественным
становится выполнение целого ряда работ организации образовательного
процесса с помощью электронных технологий. На сегодняшний день уже 13
педагогов ДОО прошли компьютерное обучение, ещё 5 педагогов пройдут в
этом учебном году.
Оснащение детского
сада современным компьютерным оборудованием,
программным обеспечением и доступом в Интернет позволяет использовать
инновационные технологии во всех сферах деятельности дошкольного
учреждения, в том числе в воспитательно
образовательном процессе
(применение мультимедийных средств, информационно-коммуникационных
технологий).
Анализируя
эффективность
данной
системы
организации
образовательного пространства ДОО нельзя не остановиться на результатах
мониторинга качества образовательных услуг.
Целенаправленная, системная работа ДОО по сохранению и укреплению
физического и психологического здоровья обеспечила стабильно низкие
показатели детской заболеваемости.
Анализ данных мониторинга образовательного процесса показывает
оптимальные результаты освоения детьми образовательных областей
программы и развития интегративных качеств. Качество образовательных
услуг также отражено в Портфолио успеха ДОО:
- обобщены и успешно распространяются 16 опытов работы педагогов ДОО по
разным направлениям деятельности;
- педагогический опыт МАДОУ неоднократно представлялся на городских
научно-практических конференциях и семинарах, семинарах для заведующих и
старших воспитателей, мастер- классах, городских методических объединениях
разной направленности;
- опыт работы педагогов публикуется в печатных и электронных городских и
федеральных сборниках, педагогических журналах;
- результативностью работы ДОО также можно считать победы воспитанников,
педагогического коллектива в городских, областных, Всероссийских и
Международных конкурсах, в том числе конкурсах профессионального
мастерства:
2010 год - II место в городском конкурсе «Педагог года в дошкольном
образовании» - Закирьянова О.М.;
2011 год - 1 место в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель
года» - Корчигина Н.В.;
2012 год - III место в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель
года» - Пархоменко И.А.;
2013 год - - 1 место в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель
года» - Мартьянов а Т.Г.
В 2012 году мы стали лауреатами III Областного конкурса «Детские сады
детям» в номинации «Лучшая здоровьесберегающая технология».
Ежегодно наш детский успешно участвует в городском конкурсе «Детский сад
года», принимает участие в областном конкурсе «Лучший детский сад года»:
2011 г. - заняли 1 место (тема конкурса «Организация самостоятельной
деятельности ребёнка в образовательном процессе ДОУ»);
2012 год - заняли II место (тема та же);
2013 год - заняли I место (тема конкурса «Создание условий по
экологическому образованию дошкольников»);
2014 год - заняли I место (тема конкурса «Создание условий для
художественно-эстетического развития ребенка в детском саду».
Таким образом, создание современных условий развития ДОО являются
важнейшим фактором повышения качества образования.
Нами пройден определенный этап в области достижения качества
дошкольного образования. Однако если мы хотим двигаться дальше в этом
направлении, а мы хотим двигаться дальше, то наша задача совершенствовать
достигнутые результаты. Проведенный анализ настоящего состояния
деятельности ДОО показал, что реально сложившиеся условия и потенциальные
возможности коллектива создают перспективы для дальнейшего развития
учреждения. Усилия педагогического коллектива и администрации направлены
на сохранение и повышение имиджа ДОО на рынке образовательных услуг.
Закончить выступление хочется словами
М.Ю.Лермонтова: «Воспитывать
теперь самая трудная вещь; думаешь: «Ну, все, теперь кончилось!» - не тут-то
было; только что начинается».
Спасибо за внимание!