Напоминание

"По Пушкинской тропе к храму слова"

Автор: Неунывахина Нина Петровна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДОД ЦТР и ГО им. Геннадия Неунывахина

Населённый пункт: г. Мыски Кемеровской области

Наименование материала: эссе

Тема: "По Пушкинской тропе к храму слова"

Описание:

В эссе рассказывается о том,почему важно изучать жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_uchitelei/index?nomer_publ=286

Опубликовано 03.01.2016




Перейти в превью




Текстовая часть публикации

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования детей. По Пушкинской тропе к храму слова. (эссе) Исполнитель: Неунывахина Нина Петровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦТР и ГО имени Геннадия Неунывахина, город Мыски, Кемеровской области.
По Пушкинской тропе к храму слова. «А детей наших поведём и приведём к нашим алтарям, к нашим пророкам и нашим гениям. А из гениев, прежде всего и навсегда к Пушкину… ибо здесь они найдут солнечное средоточение нашей истории. Здесь они найдут свою Родину», - так писал русский философ Иван Алексеевич Ильин в своей книге «О России», (М., 1991 г. С. 22) Меня часто спрашивают «Почему вся моя работа с детьми связана с именем Александра Сергеевича Пушкина?» И образовательная программа – «Тропа к А. С. Пушкину», и музей «А. С. Пушкин в сердцах поколений», и муниципальный фестиваль детского творчества, проект которого разработан мной, - «Пушкинская весна»? Почему он начинается 19 октября и длится так долго (до шестого июня)? Опять «почему»? На все «почему» у меня ответов нет, как их нет и у педагогов покруче меня. Так всё же почему А. Пушкин? Литература навеяла? Совсем нет, хотя преподавала её в школе чуть ли не сорок лет. Но там были и другие любимые писатели и поэты, очень значимые в истории русской культуры да и в моей жизни тоже. Знание наизусть «программного Пушкина» не только помогало в работе, но и пробуждало интерес к его творчеству, его жизни, его личности. Я стала читать и перечитывать всё, что написал он сам и всё, что писали о нём. Пушкинская тема прочно вошла в мою жизнь и не отпускает по сей день. Актуальность разговора с детьми об А. С. Пушкине, его творчестве, его личности, его гражданской позиции очевидна. Давайте порассуждаем… Начался новый век, но культура по-прежнему не входит в число приоритетов в нашей стране, хоть и объявлен был прошлый год годом Культуры, а текущий – годом Литературы. Более того, в течение последнего десятилетия в целом по стране проблемы образования, науки и духовности были отодвинуты на задний план под давлением «рыночной экономики» и всего негативного, что с ней связано. Немалый вред подлинной культуре России нанесло и вторжение в её пространство массовой западной культуры, которая вряд ли может называться этим словом. Страна, которая дала миру Пушкина, Достоевского, Толстого, Чайковского, Левитана… сейчас превращается в помойку западной культуры. И наши дети растерялись, потому что не знают, что такое хорошо и что такое плохо, они не понимают, что такое настоящая культура. Потому что мы запутали детей телевизионными шоу, комиксами и другими подобными мероприятиями. Согласны? Как же нужен всем нам такой же Пушкин сейчас, сегодня, ибо защитить душу народа словом простым и в тоже время лёгким и изящным пока некому. Поэт на все времена, для всякого возраста – Пушкин.
Сегодня поэзия Пушкина актуальна и интересна для нас, ещё и потому, что она современна. Ну, разве может устареть его «чудное мгновение» и другие его чудесные стихи о любви?! Вечная тема – любовь. Кто из поэтов не писал о ней! Да и вся литература русская построена из этих «золотых кирпичей». Пушкину принадлежат слова: «На наковальне русского языка я старался высечь золотые искры». У него это получилось. Золотые искры у него превращались в слова, из слов слагалась поэзия, поэзия перетекала в жизнь. Кружева словесные ясной мыслью оживлял поэт и, как птиц, на свободу выпускал. Покружась и остынув немного, они, ещё тёплые, ложились на чистый лист бумаги. «Союз волшебных звуков, чувств и дум», - так определил Пушкин меру поэзии, условие её внешнего совершенства, тройной союз равных качеств: прекрасной формы, ярких чувств, глубоких мыслей. Вспомним: Всё в жертву памяти твоей: И голос лиры вдохновенный, И слёзы девы воспаленной, И трепет ревности моей, И славы блеск, и мрак изгнанья, И светлых мыслей красота… Вот это «светлых мыслей красота» и зацепило. Разве это не современно? Не актуально?! Кто нам ещё, кроме Пушкина, может сказать о красоте светлых мыслей, о красоте чистой души? Этому и многому другому учит нас творчество Пушкина. Можно привести ещё несколько весомых вполне убедительных аргументов об актуальности и необходимости углубленного изучения и творчества, и личности поэта, и усвоения его уроков и советов «племени младому незнакомому», но, думаю, что педагогов и не надо уж убеждать в этом. Это понятно всем. Не зря, ведь, в нашем сознании утвердилось, бесспорно, верное понятие: «Мой Пушкин». Да, Пушкин наш: для каждого в отдельности и для всех вместе. Это наше духовное богатство, которому не грозит никакое банкротство. Это не бизнес и не финансовая пирамида. Тропа к Пушкину у каждого своя, и что взять с собой в долгий путь духовного совершенства каждый решает сам. А теперь о главном: как мы идем по тропе Пушкина к храму слова? В городе Мыски много лет существует детское творческое объединение «ЛИРА». Рассказ о делах «Лиры» - особый разговор. Одним из результатов дел «Лиры» стал школьный музей «А.С.Пушкин в сердцах поколений». Находится он сейчас в Центре творческого развития и гуманитарного образования имени Геннадия Неунывахина, основателя этого учреждения дополнительного образования детей. Большая часть экспонатов собрана с целью ознакомления посетителей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Экспонаты музея – это дары мысковчан, в чьих сердцах живёт звонкое слово поэта. Это и письмо с фронта (19 апреля 1942 г.) нашего земляка жене, в котором он просит её читать маленькому сыну сказки А.С.Пушкина. Музей имеет богатую библиотеку Российской пушкинианы, книги с дарственными надписями российских пушкинистов, письма хранителя усадьбы – музея в
Михайловском С. С. Гейченко, фотографии потомков поэта с автографами, медали, дипломы, вымпелы, заработанные обучающимися творческого объединения «Лира» на областных, Российских конкурсах, посвящённых искусству Слова. Среди экспонатов музея авторские издания поэтов и писателей Кузбасса, в том числе книги Г.М. Неунывахина, основателя Центра. В фондах музея хранятся материалы поисково-исследовательской деятельности по истории культуры и искусству слова, а также творческие работы педагогов и обучающихся города Мыски. В музее накоплен уникальный материал о путешествиях, велопробегах, литературных конкурсах в городах Псков, Москва, Пермь, Санкт – Петербург, Томск, Новокузнецк, Кемерово, село Сростки Алтайского края ( музей В.М. Шукшина), участниками которых были мысковские школьники ; коллекции афиш театров со спектаклями о поэте и по его произведениям; материалами детского литературного творчества. Наряду с перечисленным в фондах музея содержатся программы работы с детьми культурологической направленности. Профиль музея – литературно-художественный. В музейном деле сейчас происходит любопытное явление. Музеи приходят на помощь образованию. Появилось новое направление – музейная педагогика. Как и подобает педагогике, она опирается прежде всего на живую душу ребёнка, а дети любят всё живое и настоящее. Вещи, книги, другие ценности, которые хранит музей, не могут существовать сами по себе, в отрыве от человека. Они на самом деле являются отправными вехами, которые позволяют проникнуть нам в дух прошлого, в мир творца – и от него проложить мостики к сердцу ребёнка, дать ему правильные жизненные ориентиры, приобщить к вечным ценностям жизни. В этом, собственно, и заключается истинная суть музейной педагогики. Музеи в силу своей специфики имеют уникальную возможность соединить две разминувшиеся сферы – образование и культуру, ум и сердце человека. Поэтому в них сейчас идёт процесс интеграции, то есть слияния музейного дела, образования и культуры в единое целое. Это происходит, прежде всего, через создание музейных образовательных программ. В нашем музее работают несколько образовательных программ: «В гостях у нянюшки Арины» для детей 7- 11 лет; « Союз волшебных звуков, чувств и дум» для детей 12-14 лет; «Тропа к А.С. Пушкину» для подростков 15-17 лет. Эти программы реализуются через творческое объединение «ЛИРА». Здесь и формирование исторического сознания, музейной культуры, нравственных ориентиров, помощь в самоопределении в жизни. Задачи, поставленные авторами – составителями: рассказать детям средствами искусства слова, музыки, живописи о красоте родной страны; привить им чувство гордости за свою Родину; научить их уважать окружающих людей; гордиться славою предков; любить свою семью, друзей; реализовать творческие возможности учащихся через приобщение к культурному наследию А.С. Пушкина и других деятелей Российской культуры, способствовать формированию духовных ценностей: патриотизма,
человеческого достоинства, милосердия, добра и нравственно – эстетической отзывчивости ребёнка на прекрасное - нашли глубокое, логически продуманное отражение в программах. Заслуживает одобрения и цель программ, направленная на создание условий для развития творческого потенциала ребёнка, приобщение его к классическим культурным ценностям через участие в занятиях по искусству Слова, живописи и музыке; искусству мыслить. А поскольку наш музей пушкинский, то мы в своей работе с детьми прежде всего ориентируемся на заветы русского гения будущим поколениям. В области просветительной работы и музейной педагогики, в области нравственного и духовного воспитания Пушкин, как и в прежние века, наш советчик и помощник, и так, наверное, будет до тех пор, пока ещё жива Россия и русский народ. Звучание высоких педагогических смыслов в произведениях Пушкина мы находим, вероятно, потому, что этими смыслами учат современных педагогов принимать любого ребёнка, понимать ценность и уважать своеобразие каждого из детей, а не только «умных и послушных». Вот Вам пример: вся современная гуманистическая педагогика - в послании А.С. Пушкина юному Павлу Вяземскому, где ребёнок для него «… душа моя, Павел..», где взрослый не поучает младшего, а предлагает ему самому выбрать, что любить, что не любить, что делать, что не делать. А прощается с ним так, как каждому из нас всю жизнь хотелось бы слышать: «Прощай, мой прекрасный». Каждому человеку, а ребёнку в особенности, важно знать, что он не ничей, он – «мой», и, конечно же, прекрасный. Раньше, чем об этом заговорили психологи и педагоги, А.С. Пушкин определил, какое значение имеет свобода личного выбора и ответственность за этот выбор, раньше, чем появились теории, обосновавшие значимость ситуации успеха, поэт обозначил, как необходимо, чтобы человек был уверен в своём предназначении, чтобы знал, что ему доверяют , что у него всё получится, что он – личность, и всё это не связано с количеством прожитых лет. В этой ситуации ребенок способен подняться над собой, способен быть лучше, чем он обычно бывает . Формы работы по этим программам – самые различные. Это и всем известные лекции, беседы, конкурсы, викторины, детские праздники, литературно – музыкальные композиции, очные и заочные путешествия по пушкинским местам, экскурсии по музею и редко используемые в практике работы, такие как составление проектов коллективного дела, велопробеги, посвящённые литературному событию, волонтёрское движение, связанное с именами Кузбасских деятелей культуры. Вот как, например, разрабатывается проект мероприятия . Собираются заинтересованные лица: учащиеся, члены Совета музея (взрослые и дети). Обсуждаем проблему, определяемся в теме, делаем эскиз предстоящей встречи: где, когда, сколько и кто готовит материал , кого приглашаем, их роль в течение вечера или праздника, обсуждаем интерьер помещения, где будет проходить мероприятие, а потом уже идёт составление программы праздника. Вот как, например, разрабатывался проект музейного урока
«Гения живая ветвь». Прежде всего, были прочитаны письма поэта, где он упоминает о своих детях ( «Пушкин, письма», т. 2, труды Пушкинского дома Академии наук СССР), рассмотрели рисунки, фотографии с изображением детей поэта, прочитали книгу В. М. Русакова «Потомки А. С .Пушкина» (Лениздат, 1978 год), встретились с членами объединения «Лира», встречавшимися в г. Полтава и г. Москва с потомками поэта, рассматривали в школьном музее «Пушкин в сердцах поколений» фотографии и материалы о потомках поэта. Изготовили экспозицию «Уважены не только за имя» , подобрали музыку (П.И.Чайковского, И.Бетховена, Г. Сверидова). Затем определили место и время проведения вечера, круг приглашённых , тщательно подобрали ведущих, чтецов, костюмы, прописали все мелочи сценария, репетировали и вот – праздник. Кроме того культурно – просветительная работа музея ведётся через плановые музейные уроки, с учётом возраста детей. Например: для детей дошкольного и младшего школьного возраста – музейные уроки по темам: «Роняет лес багряный свой убор», «Народная кукла», «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Для детей среднего школьного возраста – «Я живу в России. Кузбасс – моя малая Родина», «Отечество – нам Царское село», «В волшебной Пушкинской стране»; для старшеклассников – «Лик красоты», «Я встретил Вас…», (тема любви и человеческого достоинства в произведениях поэта.); «И светлых мыслей красота» (А.С.Пушкин о России); «Пушкиниана Нади Рушевой»; «Потомки поэта – защитники Отечества» и другие. Самым массовым мероприятием музея является проведение муниципального фестиваля детского творчества «Пушкинская весна». Проходит он ежегодно вот уже в девятнадцатый раз. Традиционно фестиваль открывается 19 октября (день открытия Императорского Лицея, в котором учился А.С.Пушкин и заканчивает свою работу 6 июня (день рождения А.С.Пушкина), а теперь ещё и Всероссийский праздник - День русского языка. Русская речь, впитавшая в себя всю красоту бытия, - это храм духа народного. Вот к этому храму слова мы и пытаемся приблизиться, шагая по Пушкинской тропе. Кто эти мы? «МЫ» - это автор проекта фестиваля (Нина Петровна Неунывахина), члены взрослого и детского совета музея, талантливые сотрудники музея, педагоги Центра (Каркавина Н.В., Гуляева И.Ю.), участники фестиваля, дети разного возраста города Мыски, педагоги образовательных учреждений нашего города и гости фестиваля из других городов и посёлков Кузбасса. Фестиваль проходит раз в два месяца по разным номинациям, которые меняются ежегодно, кроме одной «Знаю и люблю творчество А.С Пушкина», но и здесь ежегодно меняется содержание. Фестиваль имеет свой Гимн, традиции (одна из которых – посвящение в Лировцы, юные пушкинисты), свою символику, награды и поощрения . Победители и Лауреаты фестиваля имеют возможность поездки на региональный или Всероссийский конкурс за счёт муниципалитета, участники ежегодно посещают 6 июня праздник на
Пушкинской площади в городе Кемерово или гостят в музее В.М.Шукшина, принимая участие в фестивале «Театральная околица». Меня часто спрашивают о том, почему фестиваль называется «Пушкинская весна», а начинается осенью и длится так долго? Да потому, что участники фестиваля – и есть весна, расцвет нации, надежда России, светлое будущее Родины. Эту метафору придумали дети – «Лировцы». А почему так долго, так, ведь, это сказка скоро сказывается, а дело – оно, ведь, долго делается. И почему осенью тоже, думаю, понятно. Осень – любимое время года А.С. Пушкина. Великие русские поэты и писатели среди неисчерпаемой сокровищницы русской словесности находят для каждого слова то самое единственное место, на котором оно засияет по–особому. Вот этому мы и учим детей, используя замечательные образцы русской классики. Посмотри на картинку: унылая осень, грустит под холодным серым небом мокрое от дождя деревце. Но почему так радостен Пушкин? Послушаем: « Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…», « И с каждой осенью я расцветаю вновь, Здоровью моему полезен русский холод…» , а вот ещё строчки его стихов об осени : «Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей…, Унылая пора ! очей очарованье!…» Оказывается и в увядающей природе есть красота! Какое точное слово нашёл Пушкин «отряхает»! А дальше мы ведём разговор с детьми о музыкальной особенности пушкинского стиха, о сменяемости темпа речи, о силе и точности Пушкинского слова. Вот дети и прикоснулись к чуду поэзии! Слова все знакомые, но поэт сумел так их соединить друг с другом, что они зазвучали неповторимо прекрасной музыкой. Об этом мы говорим с детьми в номинации «Роняет лес багряный свой убор…» Понятно, что звучат стихи об осени не только А.С.Пушкина, но и Ф.И. Тютчева, С.Есенина, Н.Некрасова, современных наших Кузбасских поэтов и «лировцев», прошедших ранее Пушкинской тропою к храму слова, получивших высшее гуманитарное образование и до сих пор не расстающихся с искусством слова, ставших авторами сборников собственных стихов (например: С. Капкаева, А. Неунывахина, С.Гурьянова, Т. Балуева). И как результат путешествия по Пушкинской тропе к храму слова мы в конце сезона к номинации «Творчество юных» или к поэтическим дням СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ ( с 24 мая по 6 июня) получаем от участников фестиваля авторские стихи и прозаические произведения, которые потом оформляем в сборники «Мысковские роднички». Вот, например, строчки из сочинения «Слово о Пушкине» Ефремеевой Инны, участницы похода к храму слова: «Моцарт – в музыке, Левитан – в живописи, Тургенев – прозе, а в поэзии для меня – ПУШКИН!… Я читаю Пушкина на одном дыхании, упиваюсь стройными рифмами, наслаждаюсь удивительной ясностью и простотой русского языка. О чём читаю? Конечно же, о любви: «…Я Вас любил, любовь ещё , быть может, В душе моей угасла не совсем…». Что храню в сердце? Конечно, дружбу: «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Чем любуюсь и наслаждаюсь? Конечно, природой родного
края: «Мороз и солнце! День чудесный…», Унылая пора! Очей очарованье…», «Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновения…» . Кого ненавижу: «Полумудрец, полуневежда, Полуподлец, но есть надежда, что будет полным, наконец…». Во что верую? В «Звезду пленительного счастья…». И всё это только потому, что в детстве бродила по волшебной Пушкинской стране: «У Лукоморья дуб зелёный…». Такой он, мой Пушкин – целый мир! …Благодарение поэту за его чудесные стихи, благодарение за «чистейшей прелести, чистейший образец родного РУССКОГО языка.», благодарение педагогу, ведущего меня к храму родного слова. О Пушкине написаны горы книг. Мы так привыкли к этому имени, что он –« русский человек в его развитии…» (Н.В.Гоголь), что он наш современник, потому как идёт рядом с каждым из нас от рождения до смерти. Стоит отметить, пожалуй, и то, что эпоха, в и которую он жил, называется не карамзинской, не жуковской, или какой другой, а именно ПУШКИНСКОЙ. И Отечественная 1812 года война тут, и восстание декабристов здесь же, а вот эпоха - Пушкинская. Будучи истинно русским поэтом и человеком, Пушкин сегодня дорог нам тем, что «чувства добрые лирой пробуждал». Как не хватает этих добрых, щедрых чувств сегодня! «Мой дуг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Прислушаемся к этим словам великого сына России, задумаемся над ними и над тем, как живем мы. Мы – все соотечественники Пушкина. Великий и желанный спутник, вечный наш современник, он идет с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда откликается на зов нашего сердца. Читайте своим детям Пушкина. Идите к Пушкину, возвращайтесь к нему – не пожалеете. Нина Петровна Неунывахина, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦТР и ГО имени Геннадия Неунывахина, город Мыски, Кемеровской области. Рекомендуемый список литературы для педагогов: 1. Агапова, И.А. Мы – патриоты! (Педагогика. Психология. Управление.) [Текст]: учебное пособие / И.А. Агапова, М.А. Давыдова, - М. : ВАКО, 2008. – 368 с 2. Василевич, Г.И. Пушкинская энциклопедия «Михайловское» в 3 т. [Текст]: - М., 2003. - 1244 с. 3. Мокиенко, В.М. Словарь крылатых выражений Пушкина [Текст]: учебное пособие для учителей-словесников, писателей, журналистов / В.М. Мокиенко, К.П. Сидоренко. – СПб: издательство СПбГУ, 1999. – 752 с. 4. Неунывахин, Г.М. И жизнь, и слезы, и любовь [Текст]: / Г.М. Неунывахин. – Новокузнецк.: ООО «Полиграфист», 2008 – 246 с.
5. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений: в 10т. / АН СССР; Ин-т русск.лит. (Пушкинский дом). – 4-е изд. – Л.: Наука, 1977 – 1979. 6. Скатов, Н.И., Русский гений, [Текст] / Н.И Скатов. – М.: «Современник», 1987. – 176 с. ПРИЛОЖЕНИЕ: У частники фестиваля «Пушкинская весна».
Победители конкурса «Знаю и люблю творчество Пушкина». Открытие фестиваля «Пушкинская весна».
Участники спектакля «По дорогам Пушкинских сказок».
6 июня 2014 года, с. Сростки, Алтайского края, Всероссийский конкурс «Мой Пушкин».


Яндекс.Метрика