Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования детей.
По Пушкинской тропе к храму слова.
(эссе)
Исполнитель: Неунывахина Нина
Петровна, педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД ЦТР и ГО имени
Геннадия Неунывахина, город Мыски,
Кемеровской области.
По Пушкинской тропе к храму слова.
«А детей наших поведём и приведём к нашим
алтарям, к нашим пророкам и нашим гениям. А
из гениев, прежде всего и навсегда к
Пушкину… ибо здесь они найдут солнечное
средоточение нашей истории. Здесь они найдут
свою Родину», - так писал русский философ
Иван Алексеевич Ильин в своей книге «О
России», (М., 1991 г. С. 22)
Меня часто спрашивают «Почему вся моя работа с детьми связана с
именем Александра Сергеевича Пушкина?» И образовательная программа –
«Тропа к А. С. Пушкину», и музей «А. С. Пушкин в сердцах поколений», и
муниципальный фестиваль детского творчества, проект которого разработан
мной, - «Пушкинская весна»? Почему он начинается 19 октября и длится так
долго (до шестого июня)?
Опять «почему»? На все «почему» у меня ответов нет, как их нет и у
педагогов покруче меня. Так всё же почему А. Пушкин? Литература навеяла?
Совсем нет, хотя преподавала её в школе чуть ли не сорок лет. Но там были и
другие любимые писатели и поэты, очень значимые в истории русской
культуры да и в моей жизни тоже.
Знание наизусть «программного Пушкина» не только помогало в
работе, но и пробуждало интерес к его творчеству, его жизни, его личности. Я
стала читать и перечитывать всё, что написал он сам и всё, что писали о нём.
Пушкинская тема прочно вошла в мою жизнь и не отпускает по сей день.
Актуальность разговора с детьми об А. С. Пушкине, его творчестве, его
личности, его гражданской позиции очевидна. Давайте порассуждаем…
Начался новый век, но культура по-прежнему не входит в число
приоритетов в нашей стране, хоть и объявлен был прошлый год годом
Культуры, а текущий – годом Литературы. Более того, в течение последнего
десятилетия в целом по стране проблемы образования, науки и духовности
были отодвинуты на задний план под давлением «рыночной экономики» и
всего негативного, что с ней связано. Немалый вред подлинной культуре
России нанесло и вторжение в её пространство массовой западной культуры,
которая вряд ли может называться этим словом. Страна, которая дала миру
Пушкина, Достоевского, Толстого, Чайковского, Левитана… сейчас
превращается в помойку западной культуры. И наши дети растерялись,
потому что не знают, что такое хорошо и что такое плохо, они не понимают,
что такое настоящая культура. Потому что мы запутали детей
телевизионными шоу, комиксами и другими подобными мероприятиями.
Согласны?
Как же нужен всем нам такой же Пушкин сейчас, сегодня, ибо
защитить душу народа словом простым и в тоже время лёгким и изящным
пока некому. Поэт на все времена, для всякого возраста – Пушкин.
Сегодня поэзия Пушкина актуальна и интересна для нас, ещё и потому,
что она современна. Ну, разве может устареть его «чудное мгновение» и
другие его чудесные стихи о любви?! Вечная тема – любовь. Кто из поэтов
не писал о ней! Да и вся литература русская построена из этих «золотых
кирпичей». Пушкину принадлежат слова: «На наковальне русского языка я
старался высечь золотые искры». У него это получилось. Золотые искры у
него превращались в слова, из слов слагалась поэзия, поэзия перетекала в
жизнь. Кружева словесные ясной мыслью оживлял поэт и, как птиц, на
свободу выпускал. Покружась и остынув немного, они, ещё тёплые,
ложились на чистый лист бумаги. «Союз волшебных звуков, чувств и дум», -
так определил Пушкин меру поэзии, условие её внешнего совершенства,
тройной союз равных качеств: прекрасной формы, ярких чувств, глубоких
мыслей. Вспомним:
Всё в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенный,
И слёзы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота…
Вот это «светлых мыслей красота» и зацепило. Разве это не современно? Не
актуально?! Кто нам ещё, кроме Пушкина, может сказать о красоте светлых
мыслей, о красоте чистой души? Этому и многому другому учит нас
творчество Пушкина. Можно привести ещё несколько весомых вполне
убедительных аргументов об актуальности и необходимости углубленного
изучения и творчества, и личности поэта, и усвоения его уроков и советов
«племени младому незнакомому», но, думаю, что педагогов и не надо уж
убеждать в этом. Это понятно всем. Не зря, ведь, в нашем сознании
утвердилось, бесспорно, верное понятие: «Мой Пушкин». Да, Пушкин наш:
для каждого в отдельности и для всех вместе.
Это наше духовное богатство, которому не грозит никакое банкротство. Это
не бизнес и не финансовая пирамида. Тропа к Пушкину у каждого своя, и что
взять с собой в долгий путь духовного совершенства каждый решает сам.
А теперь о главном: как мы идем по тропе Пушкина к храму слова?
В городе Мыски много лет существует детское творческое объединение
«ЛИРА». Рассказ о делах «Лиры» - особый разговор. Одним из результатов
дел «Лиры» стал школьный музей «А.С.Пушкин в сердцах поколений».
Находится он сейчас в Центре творческого развития и гуманитарного
образования имени Геннадия Неунывахина, основателя этого учреждения
дополнительного образования детей. Большая часть экспонатов собрана с
целью ознакомления посетителей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина.
Экспонаты музея – это дары мысковчан, в чьих сердцах живёт звонкое слово
поэта. Это и письмо с фронта (19 апреля 1942 г.) нашего земляка жене, в
котором он просит её читать маленькому сыну сказки А.С.Пушкина. Музей
имеет богатую библиотеку Российской пушкинианы, книги с дарственными
надписями российских пушкинистов, письма хранителя усадьбы – музея в
Михайловском С. С. Гейченко, фотографии потомков поэта с автографами,
медали, дипломы, вымпелы, заработанные обучающимися творческого
объединения «Лира» на областных, Российских конкурсах, посвящённых
искусству Слова. Среди экспонатов музея авторские издания поэтов и
писателей Кузбасса, в том числе книги Г.М. Неунывахина, основателя
Центра. В фондах музея хранятся материалы поисково-исследовательской
деятельности по истории культуры и искусству слова, а также творческие
работы педагогов и обучающихся города Мыски. В музее накоплен
уникальный материал о путешествиях, велопробегах, литературных
конкурсах в городах Псков, Москва, Пермь, Санкт – Петербург, Томск,
Новокузнецк, Кемерово, село Сростки Алтайского края ( музей В.М.
Шукшина), участниками которых были мысковские школьники ; коллекции
афиш театров со спектаклями о поэте и по его произведениям; материалами
детского литературного творчества. Наряду с перечисленным в фондах музея
содержатся программы работы с детьми культурологической направленности.
Профиль музея – литературно-художественный.
В музейном деле сейчас происходит любопытное явление. Музеи
приходят на помощь образованию. Появилось новое направление – музейная
педагогика. Как и подобает педагогике, она опирается прежде всего на живую
душу ребёнка, а дети любят всё живое и настоящее. Вещи, книги, другие
ценности, которые хранит музей, не могут существовать сами по себе, в
отрыве от человека. Они на самом деле являются отправными вехами,
которые позволяют проникнуть нам в дух прошлого, в мир творца – и от него
проложить мостики к сердцу ребёнка, дать ему правильные жизненные
ориентиры, приобщить к вечным ценностям жизни. В этом, собственно, и
заключается истинная суть музейной педагогики. Музеи в силу своей
специфики имеют уникальную возможность соединить две разминувшиеся
сферы – образование и культуру, ум и сердце человека. Поэтому в них сейчас
идёт процесс интеграции, то есть слияния музейного дела, образования и
культуры в единое целое. Это происходит, прежде всего, через создание
музейных образовательных программ.
В нашем музее работают несколько образовательных программ: «В
гостях у нянюшки Арины» для детей 7- 11 лет; « Союз волшебных звуков,
чувств и дум» для детей 12-14 лет; «Тропа к А.С. Пушкину» для подростков
15-17 лет. Эти программы реализуются через творческое объединение
«ЛИРА». Здесь и формирование исторического сознания, музейной культуры,
нравственных ориентиров, помощь в самоопределении в жизни.
Задачи, поставленные авторами – составителями: рассказать детям
средствами искусства слова, музыки, живописи о красоте родной страны;
привить им чувство гордости за свою Родину; научить их уважать
окружающих людей; гордиться славою предков; любить свою семью, друзей;
реализовать творческие возможности учащихся через приобщение к
культурному наследию А.С. Пушкина и других деятелей Российской
культуры, способствовать формированию духовных ценностей: патриотизма,
человеческого достоинства, милосердия, добра и нравственно – эстетической
отзывчивости ребёнка на прекрасное - нашли глубокое, логически
продуманное отражение в программах.
Заслуживает одобрения и цель программ, направленная на создание
условий для развития творческого потенциала ребёнка, приобщение его к
классическим культурным ценностям через участие в занятиях по искусству
Слова, живописи и музыке; искусству мыслить.
А поскольку наш музей пушкинский, то мы в своей работе с детьми
прежде всего ориентируемся на заветы русского гения будущим поколениям.
В области просветительной работы и музейной педагогики, в области
нравственного и духовного воспитания Пушкин, как и в прежние века, наш
советчик и помощник, и так, наверное, будет до тех пор, пока ещё жива
Россия и русский народ. Звучание высоких педагогических смыслов в
произведениях Пушкина мы находим, вероятно, потому, что этими смыслами
учат современных педагогов принимать любого ребёнка, понимать ценность
и уважать своеобразие каждого из детей, а не только «умных и послушных».
Вот Вам пример: вся современная гуманистическая педагогика - в
послании А.С. Пушкина юному Павлу Вяземскому, где ребёнок для него «…
душа моя, Павел..», где взрослый не поучает младшего, а предлагает ему
самому выбрать, что любить, что не любить, что делать, что не делать. А
прощается с ним так, как каждому из нас всю жизнь хотелось бы слышать:
«Прощай, мой прекрасный». Каждому человеку, а ребёнку в особенности,
важно знать, что он не ничей, он – «мой», и, конечно же, прекрасный.
Раньше, чем об этом заговорили психологи и педагоги, А.С. Пушкин
определил, какое значение имеет свобода личного выбора и ответственность
за этот выбор, раньше, чем появились теории, обосновавшие значимость
ситуации успеха, поэт обозначил, как необходимо, чтобы человек был уверен
в своём предназначении, чтобы знал, что ему доверяют , что у него всё
получится, что он – личность, и всё это не связано с количеством прожитых
лет. В этой ситуации ребенок способен подняться над собой, способен быть
лучше, чем он обычно бывает .
Формы работы по этим программам – самые различные. Это и всем
известные лекции, беседы, конкурсы, викторины, детские праздники,
литературно – музыкальные композиции, очные и заочные путешествия по
пушкинским местам, экскурсии по музею и редко используемые в практике
работы, такие как составление проектов коллективного дела, велопробеги,
посвящённые литературному событию, волонтёрское движение, связанное с
именами Кузбасских деятелей культуры.
Вот как, например, разрабатывается проект мероприятия . Собираются
заинтересованные лица: учащиеся, члены Совета музея (взрослые и дети).
Обсуждаем проблему, определяемся в теме, делаем эскиз предстоящей
встречи: где, когда, сколько и кто готовит материал , кого приглашаем, их
роль в течение вечера или праздника, обсуждаем интерьер помещения, где
будет проходить мероприятие, а потом уже идёт составление программы
праздника. Вот как, например, разрабатывался проект музейного урока
«Гения живая ветвь». Прежде всего, были прочитаны письма поэта, где он
упоминает о своих детях ( «Пушкин, письма», т. 2, труды Пушкинского дома
Академии наук СССР), рассмотрели рисунки, фотографии с изображением
детей поэта, прочитали книгу В. М. Русакова «Потомки А. С .Пушкина»
(Лениздат, 1978 год), встретились с членами объединения «Лира»,
встречавшимися в г. Полтава и г. Москва с потомками поэта, рассматривали в
школьном музее «Пушкин в сердцах поколений» фотографии и материалы о
потомках поэта. Изготовили экспозицию «Уважены не только за имя» ,
подобрали музыку (П.И.Чайковского, И.Бетховена, Г. Сверидова). Затем
определили место и время проведения вечера, круг приглашённых ,
тщательно подобрали ведущих, чтецов, костюмы, прописали все мелочи
сценария, репетировали и вот – праздник.
Кроме того культурно – просветительная работа музея ведётся через
плановые музейные уроки, с учётом возраста детей. Например: для детей
дошкольного и младшего школьного возраста – музейные уроки по темам:
«Роняет лес багряный свой убор», «Народная кукла», «Сказка – ложь, да в
ней намёк, добрым молодцам урок». Для детей среднего школьного возраста
– «Я живу в России. Кузбасс – моя малая Родина», «Отечество – нам Царское
село», «В волшебной Пушкинской стране»; для старшеклассников – «Лик
красоты», «Я встретил Вас…», (тема любви и человеческого достоинства в
произведениях поэта.); «И светлых мыслей красота» (А.С.Пушкин о России);
«Пушкиниана Нади Рушевой»; «Потомки поэта – защитники Отечества» и
другие.
Самым массовым мероприятием музея является проведение
муниципального фестиваля детского творчества «Пушкинская весна».
Проходит он ежегодно вот уже в девятнадцатый раз. Традиционно фестиваль
открывается 19 октября (день открытия Императорского Лицея, в котором
учился А.С.Пушкин и заканчивает свою работу 6 июня (день рождения
А.С.Пушкина), а теперь ещё и Всероссийский праздник - День русского
языка. Русская речь, впитавшая в себя всю красоту бытия, - это храм духа
народного. Вот к этому храму слова мы и пытаемся приблизиться, шагая по
Пушкинской тропе. Кто эти мы? «МЫ» - это автор проекта фестиваля (Нина
Петровна Неунывахина), члены взрослого и детского совета музея,
талантливые сотрудники музея, педагоги Центра (Каркавина Н.В., Гуляева
И.Ю.), участники фестиваля, дети разного возраста города Мыски, педагоги
образовательных учреждений нашего города и гости фестиваля из других
городов и посёлков Кузбасса.
Фестиваль проходит раз в два месяца по разным номинациям, которые
меняются ежегодно, кроме одной «Знаю и люблю творчество А.С Пушкина»,
но и здесь ежегодно меняется содержание. Фестиваль имеет свой Гимн,
традиции (одна из которых – посвящение в Лировцы, юные пушкинисты),
свою символику, награды и поощрения . Победители и Лауреаты фестиваля
имеют возможность поездки на региональный или Всероссийский конкурс за
счёт муниципалитета, участники ежегодно посещают 6 июня праздник на
Пушкинской площади в городе Кемерово или гостят в музее В.М.Шукшина,
принимая участие в фестивале «Театральная околица».
Меня часто спрашивают о том, почему фестиваль называется
«Пушкинская весна», а начинается осенью и длится так долго? Да потому,
что участники фестиваля – и есть весна, расцвет нации, надежда России,
светлое будущее Родины. Эту метафору придумали дети – «Лировцы». А
почему так долго, так, ведь, это сказка скоро сказывается, а дело – оно, ведь,
долго делается. И почему осенью тоже, думаю, понятно. Осень – любимое
время года А.С. Пушкина.
Великие русские поэты и писатели среди неисчерпаемой сокровищницы
русской словесности находят для каждого слова то самое единственное
место, на котором оно засияет по–особому. Вот этому мы и учим детей,
используя замечательные образцы русской классики. Посмотри на картинку:
унылая осень, грустит под холодным серым небом мокрое от дождя деревце.
Но почему так радостен Пушкин? Послушаем: « Дни поздней осени бранят
обыкновенно, но мне она мила…», « И с каждой осенью я расцветаю вновь,
Здоровью моему полезен русский холод…» , а вот ещё строчки его стихов об
осени : «Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих
своих ветвей…, Унылая пора ! очей очарованье!…» Оказывается и в
увядающей природе есть красота! Какое точное слово нашёл Пушкин
«отряхает»! А дальше мы ведём разговор с детьми о музыкальной
особенности пушкинского стиха, о сменяемости темпа речи, о силе и
точности Пушкинского слова. Вот дети и прикоснулись к чуду поэзии! Слова
все знакомые, но поэт сумел так их соединить друг с другом, что они
зазвучали неповторимо прекрасной музыкой. Об этом мы говорим с детьми в
номинации «Роняет лес багряный свой убор…» Понятно, что звучат стихи об
осени не только А.С.Пушкина, но и Ф.И. Тютчева, С.Есенина, Н.Некрасова,
современных наших Кузбасских поэтов и «лировцев», прошедших ранее
Пушкинской тропою к храму слова, получивших высшее гуманитарное
образование и до сих пор не расстающихся с искусством слова, ставших
авторами сборников собственных стихов (например: С. Капкаева, А.
Неунывахина, С.Гурьянова, Т. Балуева). И как результат путешествия по
Пушкинской тропе к храму слова мы в конце сезона к номинации
«Творчество юных» или к поэтическим дням СЛАВЯНСКОЙ
ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ ( с 24 мая по 6 июня) получаем от
участников фестиваля авторские стихи и прозаические произведения,
которые потом оформляем в сборники «Мысковские роднички».
Вот, например, строчки из сочинения «Слово о Пушкине» Ефремеевой
Инны, участницы похода к храму слова: «Моцарт – в музыке, Левитан – в
живописи, Тургенев – прозе, а в поэзии для меня – ПУШКИН!… Я читаю
Пушкина на одном дыхании, упиваюсь стройными рифмами, наслаждаюсь
удивительной ясностью и простотой русского языка. О чём читаю? Конечно
же, о любви: «…Я Вас любил, любовь ещё , быть может, В душе моей угасла
не совсем…». Что храню в сердце? Конечно, дружбу: «Мой первый друг, мой
друг бесценный!». Чем любуюсь и наслаждаюсь? Конечно, природой родного
края: «Мороз и солнце! День чудесный…», Унылая пора! Очей
очарованье…», «Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия,
трудов и вдохновения…» . Кого ненавижу: «Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда, что будет полным, наконец…». Во что верую?
В «Звезду пленительного счастья…». И всё это только потому, что в детстве
бродила по волшебной Пушкинской стране: «У Лукоморья дуб зелёный…».
Такой он, мой Пушкин – целый мир! …Благодарение поэту за его чудесные
стихи, благодарение за «чистейшей прелести, чистейший образец родного
РУССКОГО языка.», благодарение педагогу, ведущего меня к храму родного
слова.
О Пушкине написаны горы книг. Мы так привыкли к этому имени,
что он –« русский человек в его развитии…» (Н.В.Гоголь), что он наш
современник, потому как идёт рядом с каждым из нас от рождения до смерти.
Стоит отметить, пожалуй, и то, что эпоха, в и которую он жил, называется не
карамзинской, не жуковской, или какой другой, а именно ПУШКИНСКОЙ. И
Отечественная 1812 года война тут, и восстание декабристов здесь же, а вот
эпоха - Пушкинская.
Будучи истинно русским поэтом и человеком, Пушкин сегодня дорог нам
тем, что «чувства добрые лирой пробуждал». Как не хватает этих добрых,
щедрых чувств сегодня! «Мой дуг, Отчизне посвятим души прекрасные
порывы!». Прислушаемся к этим словам великого сына России, задумаемся
над ними и над тем, как живем мы. Мы – все соотечественники Пушкина.
Великий и желанный спутник, вечный наш современник, он идет с нами от
нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда
откликается на зов нашего сердца.
Читайте своим детям Пушкина. Идите к Пушкину, возвращайтесь к нему
– не пожалеете.
Нина Петровна Неунывахина, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦТР и ГО имени Геннадия Неунывахина, город Мыски,
Кемеровской области.
Рекомендуемый список литературы для педагогов:
1.
Агапова, И.А. Мы – патриоты! (Педагогика. Психология. Управление.)
[Текст]: учебное пособие / И.А. Агапова, М.А. Давыдова, - М. : ВАКО,
2008. – 368 с
2.
Василевич, Г.И. Пушкинская энциклопедия «Михайловское» в 3 т.
[Текст]: - М., 2003. - 1244 с.
3.
Мокиенко, В.М. Словарь крылатых выражений Пушкина [Текст]:
учебное пособие для учителей-словесников, писателей, журналистов /
В.М. Мокиенко, К.П. Сидоренко. – СПб: издательство СПбГУ, 1999. –
752 с.
4.
Неунывахин, Г.М. И жизнь, и слезы, и любовь [Текст]: / Г.М.
Неунывахин. – Новокузнецк.: ООО «Полиграфист», 2008 – 246 с.
5.
Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений: в 10т. / АН СССР; Ин-т
русск.лит. (Пушкинский дом). – 4-е изд. – Л.: Наука, 1977 – 1979.
6.
Скатов, Н.И., Русский гений, [Текст] / Н.И Скатов. – М.:
«Современник», 1987. – 176 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
У
частники фестиваля «Пушкинская весна».
Победители конкурса «Знаю и люблю творчество Пушкина».
Открытие фестиваля «Пушкинская весна».
Участники спектакля «По дорогам Пушкинских сказок».
6 июня 2014 года, с. Сростки, Алтайского края, Всероссийский конкурс «Мой
Пушкин».