Напоминание

"Коренные жители севера"

Автор: Ткач Мирослава Михайловна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ №74 "Филиппок"

Населённый пункт: Тюменская область, город Сургут

Наименование материала: ООД

Тема: "Коренные жители севера"

Описание:

Приобщение детей к культурным и духовным ценностям коренных народов Югры.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_vospitatelei/index?nomer_publ=297

Опубликовано 09.01.2016




Перейти в превью




Текстовая часть публикации


Тема ООД

«Коренные жители севера»

Цель:
Приобщение детей к культурным и духовным ценностям коренных народов Югры.
Задачи:
Расширить представления детей о своеобразии жизни и быте коренного населения Севера - ханты. Углубить знания детей о национальной хантыйской одежды и обуви - малица, ягушка, унты. Познакомить детей с хантыйским орнаментом - « Оленьи рога»; развивать умение выкладывать этот орнамент с помощью мозаики. Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме, вводя в речь новые слова: орнамент, чум, ханты, малица, ягушка, унты. Воспитывать бережное отношение к природе, через знания правил поведения в ней;
Интеграция областей:
Социализация Познание Художественное творчество Коммуникация Безопасность.
Предварительная работа
:
Чтение художественной и энциклопедической литературы о жизни Северного края, сказок народов ханты ; рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды и обуви народов ханты; просмотр слайдов про быт и жизнь коренного народа севера; заучивание стихотворения «Хантыйские орнаменты» сл. М. Шульгина; самостоятельная работа мозаикой, выкладывание узора по образцу; творческие игры с мозаикой; проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях, особенностях одежды.
Материал к непосредственно образовательной деятельности:
игрушка олененка; знаки «Правила поведения в природе»; музыкальные записи по теме НОД: «Голоса птиц» «Хантыйские напевы»; хантыйский костюм (ягушка); иллюстрации птиц, живущих в тайге; изображение следов собаки и оленя; декорации хантыйского чума; мозаика (по количеству детей); обруч с «упряжками»; колокольчик.
Ход непосредственно образовательной деятельности

В.:
Сегодня по дороге в детский сад я нашла маленького олененка. (Демонстрируется мягкая игрушка) Он дрожал и плакал. Мне стало жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один в нашем городе.

В.:
И откуда в нашем городе появился олененок? Как вы думаете, ребята? (Варианты предлагают дети).
В.:
Какие вы молодцы! И как я сразу не догадалась, что в нашем северном крае живет народ ханты, который разводит оленей. Наверное, этот олененок, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, заблудился и оказался в нашем городе Сургуте.
В.:
А как же нам помочь олененку, в эго беде? (отправить его домой к ханты)
В.:
А разве можно отпускать олененка одного в тайгу? (Нет)
В.:
Почему? (оленёнок еще маленький, его могут съесть хищные звери)
В.:
И как же нам тогда быть, если олененка нельзя одного отпускать? (пойти вместе с ним)
В.:
Но прежде, чем отправиться в лес, что нам необходимо вспомнить? (правила поведения в природе)
В.:
И в этом нам помогут знаки.
Дидактическая игра « Правила поведения в природе»

В.:
Но вот, теперь можно отправляться в путь.
В.:
Ребята, а в кого бы нам превратиться, чтобы быстро домчал нас до тайги (в животного)
В.:
А в какое именно животное мы превратимся, вы узнаете из загадки: Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок. Знают все, кому не лень, это - северный … (олень) Отгадав загадку про оленя, дети бегут, высоко поднимая колени, руки держат скрещенными над головой, изображая «рожки».
В.:
Ой, смотрите, впереди болото, прыгаем по кочкам.

В.:
Вот мы и в тайге… Как красиво здесь!
Звучит музыка – голоса птиц.

В.:
Слышите, кто это так красиво поет в лесу? (птицы)
В.:
Очень много птиц живет в наших лесах.
В.:
Посмотрите, вам знакомы эти птицы? Подходим к мольберту рассматриваем и называем птиц.
Дидактическая игра «Назови птицу»
(Тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клест, кукушка, рябчик)
В.:
Смотрите! Здесь какие-то следы. (На полу лежат изображения следов оленя и собаки). И кто это мог их здесь оставить? (предположение детей)
В.:
Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находиться жилище хантов. Только наступать на них надо осторожно, в сторону не отходите, а то можно провалиться глубоко в снег. (Включается запись хантыйской песни).
В.:
Вы слышите, кто-то поет? Значит, волшебные следы нам помогли, и мы уже пришли. (Выходит девочка, одетая в национальную хантыйскую одежду).
Идэ:
Здравствуйте! Меня зовут Идэ.
В.:
Не ваш ли это олененок?
Идэ:
Как?! Вы его нашли? А я так переживала! (гладит олененка). Иди домой, малыш.
Идэ:
Спасибо вам за помощь, ребята! Заходите в мой дом и погрейтесь.
Все рассаживаются, и проводиться беседа.
В.:
Ребята, а как называется дом у ханты. (Чум)
В.:
А почему, как вы думаете, в чуме так тепло (он утеплен оленьими шкурами).
В.:
Оказывается, олени у хантов – очень полезные животные.
В.:
Ребята, а чем же еще так полезен олень у ханты? (олень заменяет хантам лошадь и машину, даёт мясо, ханты утепляют свой чум их шкурами).
В.:
Ребята, мы уже с вами знаем, что ханты живут далеко в тайге, и ведут таежный образ жизни, а какое основное занятие у мужчин-ханты? (Это охота, рыболовство, оленеводство).
В.:
Если мужчины ханты занимаются охотой, рыболовством, оленеводством то чем же занимаются хантыйские женщины? (Готовят пищу, шьют одежду из оленьих шкур, занимаются домашним хозяйством)
В.:
Ребята, а кто знает, как называется мужская верхняя одежда? А женская? (Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур. Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур)
Идэ:
Мы с детства учимся быть искусными мастерицами. Посмотрите, какую красивую ягушку я себе пошила (демонстрирует свою одежду)
В.:
Ребята, а чем украшена ягушка у Идэ? (орнаментом) Идэ: Но не только для красоты мы расшиваем предметы орнаментом. Мы верим, что рядом с нами живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. И вот, для того чтобы духи не приносили нам зла, а наоборот оберегали нас, помогали в делах, мы наносим орнамент на одежду.

Идэ:
А хотите, я вас научу составлять орнамент? Я приглашаю вас в свою мастерскую. Дети проходят в мастерскую и рассаживаются по своим рабочим местам
В.:
Педагог обращается внимание на орнамент, выложенный из мозаики.
В.:
Посмотрите, этот орнамент, называется у ханты «Оленьи рога», ему ханты отдают особое предпочтение, так как он связан с почитанием оленя.
В.:
Вот и мы сегодня в мастерской Идэ научимся составлять этот орнамент. Но выкладывать его мы будем с помощью мозаики.
В.:
На хантыйских одеждах узор всегда вышивается снизу вверх. Поэтому и мы с вами будем выкладывать детали орнамента снизу вверх, ровным рядом и обязательно с лева направо. (Рассматривается последовательность выкладывания мозаики, затем дети приступают к работе)
В.:
Ребята, какие вы молодцы, как красиво, а главное правильно выложили орнамент, который как называется? («Оленьи рога»)
В.:
Ой, ребята, слышите, колокольчик звенит, этот нам пора возвращаться в детский сад, а свои работы давайте оставим в мастерской у Идэ.
В.:
Идэ, мы тебя приглашаем погостить у нас в детском саду, познакомиться с другими ребятами.
В.:
А домой мы поедем на оленях. Оленей запрягаем, нарты снаряжаем. Были мы ребятами, стали оленятами. (Дети выполняют движения под музыку, изображая оленят).
Воспитатель «запрягает оленей», (делает из гимнастического обруча упряжку), становиться в середине обруча, дети держатся за упряжки.
Физкультминутка « Олени».
Воспитатель: Олени, ветер, тундра, Кругом такой простор! Бегут олешки шустро - Веселье и задор!
В.:
Но вот мы и приехали, были мы оленятами стали мы ребятами. Вам понравилось наше путешествие?
В.:
А у какого коренного народа мы с вами побывали в гостях? (ответ детей)
В.:
А что больше всего понравилось и запомнилось? (варианты высказывания детей).


Яндекс.Метрика