Напоминание

Использование ИКТ как инновационного ресурса формирования ключевых компетенций обучающихся в "Проектной мастерской географа".

Автор: Сухих Ольга Александровна

Должность: учитель географии

Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей"

Населённый пункт: г.о. Протвино Московская область

Наименование материала: статья

Тема: Использование ИКТ как инновационного ресурса формирования ключевых компетенций обучающихся в "Проектной мастерской географа".

Описание:

В статье приводится аналитический текст из опыта работы учителя географии по внедрению в образовательный и воспитательный процесс обучения школьников метода проектов и ИКТ технологий.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_uchitelei/index?nomer_publ=3

Опубликовано 24.07.2015




Перейти в превью




Текстовая часть публикации

Использование ИКТ как инновационного ресурса формирования ключевых компетенций обучающихся в «Проектной мастерской географа». Учитель географии МБОУ «Лицей» г. Протвино Московской области О.А.Сухих. На Всероссийской конференции учителей географии в г.Ярославле в 2012 г. председатель ассоциации учителей географии Е. Эпштейн подчеркнула, что сегодня охватить все инновационные процессы в сферах дидактики, психологии и методики преподавания школьной географии без процесса компьютеризации образования становится невозможно. Демонстрация космических снимков различных территорий Земли, России, цифровые фотографии, сайты видеоматериалов, флеш-фильмы, по которым не представляет труда совершить виртуальное путешествие в любую точку планеты, создать образ географического процесса, объекта, события у школьника. Всё это возможно при условии создания современного компьютеризированного рабочего места учителя географии. С 2009 года я работаю в современном оснащённом компьютером и проектором, электронной библиотекой, интерактивными картами по всем курсам школьной географии, кабинете географии. Обобщив опыт работы, могу констатировать, что интерес и мотивация учеников к учебному предмету возросли. Однако, грань между демонстрационной возможностью проведения урока с применением ИКТ учителем и самостоятельной деятельностью детей очень тонка. Соблазн и воля учителя – в постоянном противоречии. Зачастую дети становятся пассивными зрителями на таком уроке, так как трудно установить обратные связи, невозможно организовать деятельность учащихся без компьютеризации каждого рабочего места ученика. Сегодня по новому ФГОС развитие метапредметных (универсальных учебных действий) поставлено во главу всего образовательного процесса. Мировоззренческая и практико- ориентированная направленность изучения курса географии реализуется через деятельностный подход, увлекательные индивидуальные занятия практикумов, организацию учебных исследований и наблюдений объектов своей местности и других территорий, чаще это происходит за рамками урока во внеклассное и внеурочное время. Уже более 5 лет в нашем лицее работает «Проектная мастерская географа», так я называю свою возможность занятий с лицеистами, где они познают мир на основе проектирования, моделирования и исследования процессов и явлений природы, событий хозяйственной и культурной деятельности общества. Юный исследователь, занятый постановкой проблем социальной и культурной среды жизни, которая вбирает всё больше элементы культур разных этнических групп населения - их быта, традиций, верований, духовности, результаты созидательной деятельности человека, с большей уверенностью сможет сказать: «Я – достойный гражданин своего Отечества». В результате проектной деятельности дети учатся выделять предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу исследования, доказывать теоретически полученные в ходе исследования результаты, обобщать способы решения проблемы, т.е. знакомятся с методами научного познания мира. Географическое образование в действии становится инструментом познания и в других предметных областях знаний. География легко интегрируется с лингвистикой, историей, экологией, экономикой, социологией и культурологией. Приведу примеры некоторых тем ученических проектных и исследовательских работ: «Красная книга Протвино», «Визуальная среда жителей Протвино», «Горные породы и минералы Московской области в строительстве и архитектурном наследии» - таковы темы проектов в области экологии и краеведения. «Остров Робинзона Крузо – географические реалии и художественный вымысел»,
«Географический образ России в пословицах и поговорках», «Христианская топонимия Подмосковья», «Топонимика бассейна реки Протва», «Храмовая архитектура Московского региона» - в области лингвистики, культурологии и географии. «Маршрутами памяти российских землепроходцев», «Господин Великий Новгород – глазами лицеистов», «Масаи и ненцы – такие разные и так похожи», «Таиланд – страна улыбок» - в области истории, географии и этнографии. Типология учебных проектов приведена в таблице 1 - автор: М.А. Ступницкая. [1] Тип проекта: Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности ученика Формируемая компетентность Практико– ориентирован- ный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, инструкции, памятки, , буклеты, рекомендации Практическая деятельность в определённой предметной области Деятельностная Исследова- тельский проект Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность связана с эксперименти- рованием, логическими мыслительными операциями Мыслительная Игровой или ролевой проект Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия в т.ч. виртуальная и т.д.) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией Коммуникатив- ная Информацион- ный проект Сбор информации о каком- либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общ .мнения, обобщения высказываний различных авторов по к.-л. вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников. Информацион- ная В процессе выполнения каждой ученической работы ребята широко используют современные информационные технологии и цифровые ресурсы. Чаще проектанты работают
индивидуально или в парах, а их исследования носят долговременный характер. Работа ИКТ начинается и продолжается фактически на каждом этапе выполнения проекта (табл.1). Таблица 2 . Этапы работы над проектом. Этапы работы над проектом Степень участия педагога и применения ИКТ 5-6 –е классы 7-8-е классы 9-10-е классы Проблема- тизация Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребёнка. Поиск информации в сети Интернет. Участие по запросу учащегося. Компьютерное тестирование. Максимальное участие на всех этапах в форме консультаций и советов, обсуждений по запросу учащегося. Обработка результатов исследования с помощью различных компьютерных программ Целепола- гание Планирова- ние Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь. Реализация плана Рефлексия Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя. Представление проекта – презентация в программе Microsoft Office Power Point Презентация В ходе выбора темы проекта, я могу предложить учащимся пройти компьютерное тестирование на определение индивидуальных склонностей к предметным областям, если сам ученик не может сделать собственный выбор темы. Информационно-аналитическая функция педагогического управления заключается в наблюдении и формировании банка данных о познавательных интересах своих подопечных, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей. Совместно с учащимися мы определяем цели проектной деятельности, актуальность темы проекта. Моя роль - побуждать школьников к работе по созданию проекта. Совместно с учениками планируем пути и способы достижения цели; составляем план график работы над проектом. Контрольно-диагностическая функция педагогического управления заключается в осуществлении текущего контроля деятельности учащихся и анализе результатов их поисковой работы. Моя роль, как руководителя работы, корректировать деятельность учащихся, регламентировать их работу, обучать приемам самоуправления, проводить рефлексию. На следующем этапе постановки проблемы исследования и выдвижения собственной гипотезы автору исследования необходимо ознакомиться с информацией о решении похожей проблемы другими компетентными членами общества, то есть необходимо знакомство ученика с информацией по теме в различных источниках. У современного ребёнка таким источником информации являются интернет-ресурсы. Задача руководителя научить его правильно вести поиск и отбор информации в сети Интернета. Как правило, этому действию ученики уже обучены на уроках информатики или дома родителями, если возраст ребёнка
соответствует ученику младшей школы его необходимо научить этому и контролировать поиск информации вместе с родителем, вовлечённым в процесс работы. На этапе обработки результатов исследования проектанты в зависимости от выбранного метода исследования вновь используют компьютерные программы. К примеру, сравнительный анализ и различные характеристики объектов исследования лучше оформлять в виде таблиц в программе Microsoft Office Excel, в ней же возможна обработка статистического материала - построения графиков и различных диаграмм, в ходе представления результатов своего исследования, а также выводов. Приведу пример обработки данных опроса группы респондентов в работе ученика 7 класса А. Шиптенко «Географический образ России в пословицах и поговорках». А вот так представлены результаты сравнительного количественного анализа христианских географических названий поселений Южного Подмосковья и храмонимов (т.е. поселений названных по названию, располагающихся в них храмов) в работе «Христианская топонимия Подмосковья» учениц 7 класса Богдановой П. Благовой А. Некоторые виды компьютерных технологий используют ученики как средство выполнения проектного продукта. Например, в работе «Психология и орфография на уроках географии» ученица 7 класса Мельникова П. создала на основе теории Эйдетизма словарь «Граф Орфограф» географических терминов с непроверяемыми орфограммами для лучшего запоминания их правописания с помощью техники рисования в программе Power Paint.
Фото 1. Применение словаря «Орфографа» на уроке географии в 6 классе. Работа с картографическим материалом в географических проектах является основной частью в создании проектного продукта. Так в поисковой системе Google можно проложить маршрут путешествия и увидеть исследуемые объекты при помощи спутниковой системы навигации или в виде фотографий данных объектов, созданных при помощи мобильной связи. Так, например, была создана карта путешествий А.С.Пушкина в исследовательской работе «Карта путешествий А.С.Пушкина», выполненная ученицей 9 класса.
В проектной работе Максима Караваева «Маршрутами памяти Российских первопроходцев» в программе Microsoft Office Power Point при помощи гиперссылок была создана интерактивная карта «Маршрутами памяти российских первопроходцев». Подобный проектный продукт в виде интерактивной карты «Виртуальная экскурсия по храмовой архитектуре города Серпухов» создана Липатовым Кириллом и Алисой Блиновой в ходе работы над проектом «Храмовая архитектура Подмосковья и её география». Данный проект получил высокую оценку на Международной НПК в г. Протвино, а также ребята стали лауреатами Всероссийской конференции МАН «Интеллект будущего» «Научный потенциал XXI века» (апрель 2013 г.) Общественно-значимой оказалась и тема самого проекта. Ребята представили его перед старейшими жителями нашего города, пенсионерами, находящимися на реабилитации в городском реабилитационном центре. Все указанные работы представлены учениками лицея на городской научно-практической конференции и отмечены как лучшие проектные работы учащихся. Успешность в данном виде деятельности поднимает статус ученика, мотивирует к дальнейшей научно-познавательной деятельности. Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации, то есть краткого (7-10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию слушателей с темой работы, проблемой (которую он решал), способами её решения и результатами своего труда. Защита проекта должна сопровождаться электронной презентацией, которую авторы работ готовят на заключительном этапе своей деятельности, используя программу Microsoft Office Power Point (2003,2007). В заключение хочу отметить, что приобретённые однажды учеником ценности преобразования знания сыграют свою важную роль в проектировании решения личностно значимых, жизненно важных проблем. Использованные информационные источники: 1. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая, - М.; Первое сентября, 2010.- 44 с.



Яндекс.Метрика