"Костюм русских крестьян Тверской губернии XIX - начала XX века"
Автор: Чернышова Ирина Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Торжок Тверская область
Наименование материала: творческий проект
Тема: "Костюм русских крестьян Тверской губернии XIX - начала XX века"
Описание:
Изучение духовных ценностей родной культуры в процессе формирования личности школьника.
Приобщение учащихся к русской национальной культуре через конструкцию народного костюма, через духовно-творческую работу.
Воспитание уважения, любви к народным традициям, ознакомление с особенностями русского видения мира. Развитие творческого мышления, умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развитие коммуникативных навыков при работе в группах, развитие познавательного интереса к истории Тверского края.
школа №8» г. Торжка
Торжок, 2014г
Оглавление
1.
Паспорт проектной работы.
2.
Этапы выполнения проекта.
3.
Процесс выполнения проекта.
4.
Словарь терминов, встречающихся на территории Тверской губернии в XIX –
начале XX века.
5.
Нормы оценок за изделие.
6.
Схема сборки рубахи с поликами.
7.
Технология сборки рубахи с поликами.
8.
Схема рубахи без поликов.
9.
Технология сборки рубахи без поликов.
10. Технология изготовления сарафана.
11. Контрольные задания
а) тестовые задания по материаловедению,
б) тестовые задания по машиноведению,
в) тестовые задания по машинным швам,
г) тестовые задания по технологии изготовления швейного изделия.
12. Заключение.
13. Презентация проекта.
14. Библилграфия.
2
Паспорт проектной работы
1.
Тема: «Костюм русских крестьян Тверской губернии XIX- начала XX вв.
2.
Цель: Изучение духовных ценностей родной культуры в процессе формирования
личности школьника.
3 . Задачи:
1) приобщать учащихся к русской национальной культуре через
конструкцию народного костюма, через духовно-творческую работу;
2) воспитывать уважение, любовь к народным традициям; познакомиться с
особенностями русского видения мира, познать и понять себя как представителя русской
нации;
3) развивать творческое мышление, умение классифицировать, выявлять
связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в
группах, развивать познавательный интерес к истории Тверского края; научить
работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
готовить доклады; выступать перед аудиторией; формировать критическое
мышление; анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
4. Тип проекта: научный, творческий, исследовательский, конструктивный.
5. Учебный предмет: краеведение, технология, русский язык.
6. Классификация по продолжительности : годичный
7.Актуальность:
использование в современной одежде элементов народного
костюма; интерес к русскому языку как хранителю знаний о духовной и материальной
культуре народа, как кладезя интеллектуальных богатств, накопленных поколениями и
пронесённых через столетия; интерес к слову, отражающему быт народа, имеющему
давнюю историю и входящему в ядро словаря.
8.
Оборудование и приспособления:
швейная машина, утюг, ножницы, иглы,
лекала, гладильная доска, исторические справочники, компьютер.
9.
Исполнители: Зайцева Яна, Каткова Дарья, Кутняя Елена, Рожкова Мария,
Чижова Алина, Ершова Ирина, Чувашова Алёна, Котикова Анна, Крупинова Дарья.
10. Возраст учащихся: 8 класс
11. Руководитель проекта : Чернышова И.Н. – учитель технологии.
12. Консультанты : Кокорина Е.Ю. – научный сотрудник ВИЭМ, Большакова Т.П.-
заведующая отделом хранения .
3
1.
Демографическая характеристика 1. Изготовление выкроек. 1. Оценка проделанной работы.
населения Тверской губернии 19-нач.20 вв.
2. Экскурсия в НИИЛьна г. Торжка. 2. Раскрой костюмов. 2. Защита проекта.
3. Конструкция Тверского сарафана (ВИЭМ) 3. Вышивка изделия
4. Конструкция Тверской рубахи (ВИЭМ) 4. Поузловая обработка
5. Конструкция головного убора (ВИЭМ) 5. Окончательная обработка изделия
6. Орнамент Тверской губернии (ВИЭМ)
7. Тверская вышивка (ВИЭМ)
8. Экскурсия в Торжокское художественное
училище золотного шитья №56.
9. Тряпичная кукла (ВИЭМ)
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Организационно
-подготовительный этап
Технологический этап
Заключительный этап
4
Процесс выполнения проекта
№п/п
Процесс выполнения
проекта
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся на уроке
Деятельность
учащихся дома
Методы и формы
организации обучения
1
2
3
4
5
1
Запуск проекта.
Постановка задачи.
Динайн-анализ изделий.
Беседа о значимости
народного костюма.
Проводит дизай-анализ.
Выявляет критерии изделия
Участвуют в дизай-
анализе изделия.
Выполняют
упражнения по
выработке идей.
Записывают критерии.
Выбирают идеи для
своего проекта.
Оформляют листы в
проектную папку.
Собирают
исторические
сведения.
Объяснение,
постановка проблемы,
поиск путей её
решения, коллективная
работа с классом.
2
Составление дизайн-
спецификации. Выбор
конструктивного
решения.
Организует работу по
составлению дизай-
спецификации, её
обсуждение. Активизирует
знания по
материаловедению, по
свойствам х/б тканей.
Знакомит с требованиями по
конструированию костюма.
Составляют и
обсуждают
спецификацию.
Выполняют
контрольные задания по
свойствам волокон.
Строят чертёж рубахи,
сарафана, головного
убора.
Заканчивают
чертежи, оформляют
листы в проектную
папку. Собирают
исторические
сведения.
Рассказ, демонстрация.
Самостоятельная
работа учащихся.
Экспериментальные
исследования
генерализация идей,
создание банка данных.
Элементы
развивающего
обучения. Личностно-
ориентированный
подход .
3
История вышивки.
Выполнение
тренировочных
упражнений.
Беседует об истории
вышивки, цветовых
сочетаниях. Проводит
тренировочные упражнения
по выбору цветовых
сочетаний с помощью
цветового круга, проводит
Участвуют в беседе,
выполняют упражнения
по выбору цветовых
сочетаний, изготовляют
образцы вышивок.
Подбирают ткани
для костюма.
Собирают
исторические
сведения.
Объяснения с
демонстрацией,
упражнения,
коллективная работа с
классом,
индивидуальная с
учащимися.
5
инструктаж по выполнению
образцов вышивки,
инструктаж по т/б при
работе с иглой, ножницами,
швейной машиной, утюгом,
булавками.
4
Уточнение
спецификации. Выбор
технологического
решения по изготовлению
костюма. Экономическая
и экологическая оценка
изделия. Раскрой изделия.
Диагностирует знания по
теме «машинные швы».
Демонстрирует на образцах
соответствие
технологического решения
конструктивному, знакомит с
вариантами экономной
раскладки.
Ставит проблемный вопрос о
безотходных технологиях,
проводит инструктаж по т/б.
Выполняют
контрольные задания
по теме «машинные
швы»,анализируют
приёмы безотходной
технологии.
Раскраивают изделия,
готовят к обработке.
Составляют
технологическую карту.
Заканчивают
составление
технологической
карты. Заполняют
таблицу по
экономической и
экологической
оценке изделия. Сбор
исторических
сведений.
Методы: проблемный,
поисковый.
Экспериментальные
исследования,
разрешение
проблемной ситуации.
Диагностика знаний.
Демонстрация приёмов,
инструктаж
5
Изготовление костюма
Проверяет образцы швов.
Диагностирует знания по
теме «Швейная машина»,
проводит инструктаж по
правилам работы на швейной
машине. Контролирует
работу с технологическими
картами. Проводит
индивидуальные
консультации.
Выполняют
контрольные задания по
теме «машинные швы»,
изготовляют костюмы,
проводят само и
взаимоконтроль.
Сбор исторических
сведений.
Личностно-
ориентированный
подход к учащимся.
Диагностика, контроль,
инструктаж.
6
Изготовление костюма
Организует изготовление
костюма, проводит
инструктаж по т/б,
контролирует работу по
технологическим картам,
проводит индивидуальные
Осуществляют
изготовление костюма
по технологическим
картам, проводят само и
взаимоконтроль.
Готовятся к
итоговому
повторению.
Оформляют
проектные папки.
Фронтальная беседа,
анализ, контроль
изделий, коллективная
работа с классом,
индивидуальная с
отдельными
6
консультации.
учащимися.
7
Итоговое повторение.
Контроль знаний.
Организует работу по
сборке деталей костюма,
проводит инструктаж по т/б,
формирует малые группы,
контролирует их работу,
проводит индивидуальные
консультации.
Выполняют ручные
работы, окончательно
отделывают костюм,
проводят влажно-
тепловую обработку.
Выполняют само и
взаимоконтроль.
Выполняют итоговое
задание
Заканчивают
оформление
проектной папки
Коллективный способ
обучения. Работа в
малых группах
8
Защита проекта
Организует работу по защите
проекта. Знакомит с
критериями оценки,
анализирует и оценивает
работу, подводит итоги.
Защищают проекты.
Оценивают проекты
Научная дискуссия
Интеграция содержания
Дидактические
средства
Наглядность
материалы
внутрипредметная
межпредметная
6
7
8
9
10
1
Цветоведение, творческие
проекты
История, литература, изо
Проекты учащихся,
выполненные ранее,
репродукции, образцы
Стенды, учебники,
журналы
Принадлежности для
черчения, рисования,
тетради, чертёжные
листы
7
2
Материаловедение,
проектирование,
конструирование
Изо, черчение, физика,
химия, литература, ОБЖ,
история
Инструкционная карта,
контрольные задания 2х
уровней
Таблицы, схемы,
коллекция волокон
Принадлежности для
черчения и
рисования, рабочие
тетради, чертёжные
листы
3
Цветоведение, творческие
проекты
Черчение, изо, история,
литература
Цветовой круг,
тренировочные
упражнения,
репродукции, образцы
Стенды, таблицы
Ткань, утюг,
ножницы, набор
ниток,
принадлежности для
раскроя
4
Художественная обработка
материалов, технология
изготовления изделия,
машиноведение, основы
экономики, творческие
проекты
Химия, биология, экология,
физика, ОБЖ, литература,
история
Контрольные задания,
технологические карты,
образцы швов. Схема
экономической и
экологической
экспертизы
Альбомы и образцы
тканей и швов,
раскладок
Лоскут, утюг,
гладильная доска,
ножницы, набор
швейных
принадлежностей,
швейная машина,
шаблоны для раскроя
5
Технология обработки
материалов,
машиноведение,
художественная обработка
материалов, творческие
проекты
Математика, ОБЖ,
литература, история
Контрольные задания
2х уровней, образцы
швов, таблицы
Образцы швов
Крой изделия, утюг,
гладильная доска,
швейная машина,
набор швейных
инструментов
6
Технология изготовления
швейных изделий,
машиноведение,
художественная обработка
материалов, творческие
проекты
Изо, черчение, ОБЖ,
литература, история
Образцы швов, таблицы
Образцы швов
Швейная машина,
утюг, гладильная
доска, набор
швейных
инструментов
7
Материаловедение,
машиноведение,
технология обработки
тканей
География, химия, физика,
биология, история, ОБЖ
Карточки для итогового
повторения разделов
«машиноведение»,
«материаловедение»,
Таблицы, коллекция
волокон
Рабочие тетради,
письменные
принадлежности
8
тестовые задания
8
материаловедение,
машиноведение,
технология обработки
материалов,
художественная обработка
тканей, основы экономики,
творческие проекты
Изо, черчение, математика,
география, химия,
литература, ОБЖ, история,
музыка
Творческие разработки
этапов защиты проектов
Готовое изделие
9
10
Словарь терминов, встречающихся на территории Тверской губернии в
XIX-началеXX вв.
Брыжаль – нижняя часть рукава женской рубахи, собранная у запястья в пышный волан.
Воротушка – название женской рубахи, с круглой вставкой у ворота, выполненной из
кумача или яркой фабричной ткани и обшитой узорной полосой браного или закладного
ткачества.
Гарус – покупная шерстяная пряжа, использовавшаяся для вышивания, изготовления
бахромы, украшающих одежду и головные уборы. Использовался только при
орнаментации праздничной одежды.
Глухарь – женский сарафан на широких лямках из синего или черного домашнего холста.
Имел туникообразный покрой. Переднее и заднее полотнища делались из одного
перегнутого по уточной нити куска ткани. Подол расшивался несколькими вшитыми
продольными клиньями. Неглубокий ворот с нагрудным разрезом проймы для рук
обшивались полосой красного ситца или кумача, а подол – узкой плетёной тесьмой
темных цветов. В 19-начале20 вв глухарь считался одеждой пожилых женщин.
Головка – головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников. Головка
представляла собой твёрдую цилиндрическую шапку с плоским верхом, с небольшими
лопостями, прикрывавшими уши. Головка изготавливалась из красного шёлка или бархата,
украшалась золотошвейной вышивкой, жемчугом, бисером, цветными стёклами,
имитировавшими драгоценные камни. К очелью пришивалась густая жемчужная или
бисерная сетка –
поднизь. Поверх головки надевался платок, сложенный по диагонали и
закалывающийся под подбородком.
Голошейка – мужская нательная рубаха без ворота, туникообразного покроя. Ворот и
нагрудный разрез голошейки обшивался узкой полоской кумача или тесьмы. Ворот
застёгивался на пуговицу.
Жнивальная рубаха – женская рубаха предназначенная для начала и окончания жатвы.
Жнивальная рубаха по подолу украшалась вышивкой и ткачеством
Исподница – женская рубаха, надетая под сарафан.
Каблучок
– женский кокошник, состоящий из маленькой шапочки, позатыльника и
жемчужной ряски.
Коверзни – мужская, женская и детская обувь – лапти прямого плетения.
Кокошник (от «кокошь» - «гребень»)
– высокий округлый головной убор молодой
замужней женщины, украшенный золотым шитьём, речным жемчугом и др. В отличии от
сороки кокошники носили и незамужние девушки, достигшие возраста невест.
Косоворотка
– название мужской рубахи с воротником-стойкой и застежкой,
расположенной на груди сбоку («косо»), обычно с левой стороны. Этой особенностью
кроя русские рубахи отличаются от подобной одежды других славянских народов.
Навершье – большой платок, которым покрывали голову невесты.
3
Палеты – плечевые вставки на женской рубахе, чаще всего красного цвета.
Подольница – обрядовая рубаха для полевых работ, подол которой украшался вышивкой и
ткачеством.
Поршни - женская и мужская кожаная обувь, использовавшаяся для работы на пашне, во
время жатвы, на сенокосе.
Проставки – тканые полосы, нашитые вдоль рукавов женской рубахи.
Прошва – кружево или одноцветная вышивка по сетке.
Пояс – обязательная часть русого народного костюма. Плетёная, вязаная или тканая
полоса, нередко узорная и декорированная на концах кистями. К поясу крепились гребни,
кошельки, ключи, кисеты с табаком и пр. Обычай постоянного ношения пояса очень
древний, он связан с верой в обережную силу замкнутого круга. Отсюда происходит
уверенность, что человек без пояса («распоясанный») опасен для окружающих, так как им
владеет нечистая сила. В старину пояса широко использовались как атрибуты различных
обрядов. Например, гадая на Святках о предстоящем замужестве, девушка клала свой пояс
на землю, трижды ему кланялась, после чего прятала на ночь под подушку со словами:
«Пояс, ты мой пояс! Покажи ты моего суженого, пояс!»
Ряска – женский головной убор в виде небольшой твёрдой шапочки с широкой поднизью
и позатыльником, который задевался на скрученные на затылке волосы.
Ряску носили с
платком и без него. В 19 веке платок повязывался таким образом, чтобы был виден и
кокошник и сетка.
Сорока – головной убор замужней крестьянки. Дома ходили в одной сороке, поверх неё
надевали платок, если выходили на улицу.
Ступни - мужская и женская обувь, сплетённая косым плетением из бересты, с высокими
широкими голенищами. Голенище могло быть до середины икры. Ступни использовались
как рабочая обувь. Они надевались для работы на хозяйском дворе, во время жатвы.
Ферязь - распашной косоклинный сарафан.
Чуни – мужская, женская и детская обувь, плетеная или вязаная крючком из пеньковых
верёвок. Чуни крепились на ноге с помощью верёвочных обор.
4
Схема сборки рубахи с прямыми поликами
Технология сборки рубахи с прямыми поликами
1.
Выполнить вышивку и отделку отдельных частей рубахи: рукава, подол,
горловина
2.
Полики пришивают к переднему и заднему полотнищам по утку.
3.
Разрез для застёжки делается на переднем полотнище по середине груди
и обшивается кантом из красного ситца.
4.
Ворот собирается под узенькую обшивку, чаще цветную или расшитую,
так чтобы он плотно облегал шею. Горловина собирается сметочными
стежками в три строчки (0,4см). Сборки распределяются так, чтобы
большая их часть пришлась на спинку.
5.
Прямые рукава с ластовицами под мышками пришивают к поликам по
прямой, одновременно сшивая, боковые швы.
6.
Низ рукава собирают у кисти в сборку под узенькую цветную обшивку.
7.
Низ рукава и край подола можно отделать кружевом.
рукав
рукав
Спинка полики перед
перед
разрез
ластовица
5
Схема сборки бесполиковой рубахи
Технология сборки бесполиковой рубахи
1.
Выполнить вышивку и отделку отдельных частей рубахи: рукава, подол,
горловина.
2.
Разрез для застёжки делается на переднем полотнище по середине груди и
обшивается кантом из красного ситца.
3.
Рукава пришивают к переднему и заднему полотнищу, оставляя свободным
участок горловины.
4.
Пришивают ластовицы, одновременно, соединяя шов рукава, и боковой шов
рубахи.
5.
Ворот собирается под узенькую обшивку.
6.
Низ рукава собирают у кисти в сборку под узенькую цветную обшивку.
7.
Низ рукава и край подола можно отделать кружевом
спинка
перед
рукав рукав
ластовица
6
Технология изготовления сарафана
1.
Раскроить изделие.
2.
Выполнить отделку середины переда, подола переднего и заднего
полотнищ.
3.
Стачать боковые швы переда и спинки.
4.
Заутюжить швы стачивания в сторону переда.
5.
Изготовить лямки.
6.
Обработать верх сарафана, присоединяя лямки к переднему полотнищу.
7.
Обработать низ сарафана швом вподгибку.
8.
Провести влажно-тепловую обработку сарафана.
9.
Надеть сарафан на куклу и зафиксировать лямки на заднем полотнище.
7
Контрольные задания
Тема: «материаловедение»
1.
Волокна растительного и животного происхождения относятся к волокнам:
а) искусственным; б) синтетическим; в) натуральным.
2. К технологическим свойствам тканей относятся:
а) прочность; г) усадка;
б) драпируемость; д) осыпаемость.
в) раздвижки нитей в швах;
3. Какое волокно более прочное?
а) хлопковое;
б) льняное.
4. Какова гигроскопичность хлопчатобумажных и льняных тканей?
а) плохо впитывают влагу;
б) хорошо впитывают влагу;
в) хлопчатобумажные ткани хорошо впитывают влагу, а льняные – плохо
5. Лицевая сторона ткани имеет:
а) яркий рисунок;
б) концы ниток;
в) длинный ворс;
г) блестящую поверхность;
д) бледный рисунок.
8
Контрольные задания
Тема: « Машинные швы»
1.
Для обработки внутреннего края детали используются машинные швы:
а) стачной; г) вподгибку с закрытым срезом;
б) настрочной; д) вподгибку с открытым срезом.
в) накладной;
2. При обработке нижнего среза изделия применяют швы:
а) стачной; г) двойной;
б) обтачной; д) вподгибку с открытым срезом.
в) вподгибку с закрытым срезом;
3. После выполнения машинной строчки концы нитей:
а) выводят на изнаночную сторону и завязывают узелком;
б) выводят на изнаночную сторону и закрепляют 3-4 ручными
стежками;
в) закрепляют обратным ходом машины.
4. Стачивание деталей с их последующим выворачиванием и закреплением машинной
строчкой осуществляется машинным швом:
а) стачным; б) обтачным;
в) вподгибку с закрытым срезом;
г) двойным; д) накладным.
5. Притачать – это значит:
а) соединить две или несколько приблизительно равных по величине деталей
машинной строчкой;
б) соединить части деталей или мелкие детали с основной деталью;
в) соединить две детали, одна из которых наложена на другую;
г) соединить две детали, в результате вывёртывания которых шов расположится
внутри по краю детали;
д) закрепить машинной строчкой припуски на шов или подогнутые края детали.
9
Контрольные задания
Тема: «швейная машина»
1.Длина стежка в швейной машине зависит от работы:
а) механизма иглы; б) механизма челнока;
в) механизма рейки; г) механизма нитепритягивателя;
г) механизма петлителя
2 Причиной пропуска стежков может быть:
а) неправильная установка иглы;
б) сильное натяжение нижней нити;
в) не соответствие номера иглы номеру нити;
г) погнутая или затуплённая игла;
д) сильное натяжение верхней нити.
3. Длинный желобок машинной иглы служит:
а) для заправки верхней нити;
б) для предохранения верхней нити от перетирания;
в) для образования петли.
4. Если машинная строчка петляет снизу, необходимо:
а) ослабить натяжение нижней нити;
б) ослабить натяжение верхней нити;
в) ослабить натяжение верхней и нижней нити;
г) усилить натяжение верхней нити.
5. Винт в шпульном колпачке нужен:
а) для регулирования натяжения верхней нити;
б) для регулирования натяжения нижней нити;
в) для соединения деталей челнока в единое целое.
10
Итоговое контрольное задание
Тема: « Технология изготовления плечевого изделия»
1.
Что необходимо учитывать при раскрое изделия?
а) расположение рисунка на ткани;
б) направление нитей основы;
в) ширину ткани;
г) направление утка;
д) величину припусков на швы.
2. Назовите виды рукоделия, которые применяются при отделки швейных изделий
3.В каком положении должен находиться терморегулятор утюга при утюжке
хлопчатобумажных тканей:
а) •
б) • •
в) • • •
4. Расставьте правильную последовательность технологических операций при
раскладке выкройки на ткани:
А
Разложить мелкие детали
Б
Разложить крупные детали
В
Сколоть ткань булавками
Г
Приколоть мелкие детали
Д
Приколоть крупные детали
Е
Определить лицевую сторону ткани
Ж
Нанести контрольные линии и точки
З
Разметить припуски на обработку
И
Обвести детали по контуру
К
Определить долевую нить
5. Для отделки швейных изделий используют вспомогательные материалы – фурнитуру.
Фурнитурой являются пуговицы,_____________________________
Заключение
11
Изучение и освоение духовных ценностей народной культуры является одной из
важнейших задач современного образования. Важно, чтобы учащиеся постоянно
погружались в мир традиций и быта народов, мифов славян. Все эти знания необходимы
для того, чтобы научиться прочитывать в национальном костюме или убранстве русского
дома элементы культуры этноса, национальную картину мира.
Работа над проектом демонстрирует связь языка и культуры, что способствует
формированию этнического состояния школьников.
Школьный курс «Технология» предусматривает выполнение проекта как
творческой работы, в ходе которой школьники на деле реализуют творческий подход в
трудовом обучении, интегрируют знания и умения, полученные при изучении других
школьных дисциплин на разных этапах обучения, учитывая особенности жизни крестьян
Тверской губернии XIX – начала XX –века.
Тема проектных заданий охватила круг вопросов школьной программы трудового
обучения: конструирование и моделирование рубахи, сарафана, подбор одежды к
традиционным праздникам, подбор ткани и отделки для изготовления одежды, снятие
мерок, чтение и построение чертежа, построение симметричного узора, орнамента,
подбор ниток по цвету, тональности, выполнение на швейной машине различных швов,
обработка изделий ручным способом. Темы занятий оказались актуальными для
практической жизни: проводилась параллель с современным дизайном и модой.
Работа над проектом в творческом коллективе дала возможность объединиться по
интересам, обеспечила разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения,
послужила для воспитания обязательного выполнения заданий в намеченные сроки,
взаимопомощи.
Этапы работы выполнялись на уроке и во внеурочное время, в музее, библиотеке, в
домашней обстановке, тем самым закладывая возможности для общения детей и
родителей. В повседневных совместных делах появляются взаимопонимание, уважение и
доверие, чувство общности, формируются новые и возрождаются утраченные духовные
ценности. Были привлечены знания из разных областей с целью развития творческого
мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания.
Введение в учебно-воспитательный процесс изучения и освоения народного творчества
России поможет духовному воспитанию ребёнка, формированию языковой личности
школьника в условиях модернизации российского образования.
Презентация проекта
12
Костюм Тверских крестьянок XIX - начала XX веков
Любовь к родному краю, знание его истории –
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Д.С. Лихачёв
Вступление
При работе над проектом нам предстояло изучить историю Тверского края,
изучить конструкцию Тверского сарафана, рубахи, головного убора, познакомиться
с материалами, из которых изготовляли одежду.
Изучить крой, особенности технологии изготовления рубахи, сарафана,
головных уборов, изготовить костюмы.
Научиться работать с дополнительной литературой и другими источниками
информации.
При работе над проектом нам помогали научный сотрудник историко-
этнографического музея Кокорина Елена Юрьевна и заведующая отделом хранения
Большакова Татьяна Павловна.
Мы расскажем вам много интересного о том, как жили и какими были наши
далёкие предки. Вы узнаете, как серьёзно относились люди к своей одежде, какой
глубокий смысл вкладывали они в создание удивительного произведения искусства
– народного костюма.
.
Начнём с исторической справки.
Историческая справка «Тверская губерния в XIX – н. XX вв.»
Тверской край расположен в центральной части Восточно-европейской
(Русской) равнины. В 1796 году Тверская губерния стала самостоятельным
административным образованием, с центром в городе Твери. Население Тверской
губернии к 1851г. составляло 1млн. 360 тыс. человек. Самым многочисленным
сословием губернии было крестьянство.
Великороссы образовались в результате длительного процесса слияния
славянского населения с финским. На культуру Тверской земли оказывалось
разнообразное влияние: с северо-запада – культура богатых Новгородских и
Псковских земель, оживлённо торговавших с европейским западом; с северо-
востока и востока – Ростово-Суздальской земли, торговавшей с Востоком; с запада
и юго-запада – сильного Литовского княжества.
В XVIII и первой половине XIX века перебрасывали крепостных крестьян из
одного имения в другое, которое находилось в Тверском крае. Во второй половине
XIX века на территорию Тверской губернии стали переселяться семьи эстонцев и
латышей. Переселенцы оседали в северной части Тверской губернии, главным
образом в Вышневолоцком и Осташковском уездах. Крепостная колонизация
отразилась на народной культуре, в том числе и одежды.
Разнообразный состав населения, географическое положение края,
климатические условия, сложная история, экономическое развитие нашли
отражение в искусстве народного костюма.
13
Народный костюм можно рассматривать как потенциальный текст, в который
входит материал, крой, силуэт, орнамент, цвет, способы ношения, а также внешние
данные человека и его манеры.
Народный костюм. Материалы для изготовления.
Основными материалами для изготовления одежды были лён, конопля, шерсть,
кожа и мех животных. Наиболее распространённым материалом для изготовления одежды
в Тверской губернии был лён. Его выращивали не только для удовлетворения собственных
потребностей семьи, но и на продажу. «Кто посеет лён, тот пожнёт золото»,- гласит
тверская пословица.
На протяжении многих поколений лён был спутником женской судьбы. Весь путь
от льняного семечка до холста лен проходил через заботливые женские руки. Лён сеяли,
растили, затем выдёргивали; потом его сушили, обмолачивали и мочили в реке, придавив
камнями; после этого лён просушивали, мяли досками на гумне; затем его трепали, чесали
железным гребнем; из шелковистых льняных волокон пряли нитки. Из ниток на
старинных станках (кроснах) ткали холст. Холст морозили, белили в просеянной ольховой
золе. Холст из серого становился белым. Вот из него и шили рубахи – детям и взрослым.
Кроме холста у тверских крестьян встречалась и другая ткань собственного
производства – пестрядь или пестрина. Для её изготовления шла не только льняная, но и
покупная фабричная хлопчатобумажная пряжа – «гумага». Из пестряди шили мужские и
женские рубахи, сарафаны, порты, её использовали в качестве подкладки.
В XIX в. состоятельные люди шили праздничную одежду из фабричных тканей –
шёлковых, шерстяных, хлопчатобумажных и парчовых. Эти ткани считались дорогими,
«купленными за деньги».
Народный костюм. Элементы народного костюма.
На протяжении многих веков крестьяне бережно сохраняли традиции своего
народа, соблюдали обычаи, строго следуя тем жизненным правилам, которые установили
их далёкие предки. Одежда – мужская и женская, праздничная и повседневная всегда была
отражением этих правил и воспринималась естественным продолжением человека. По
костюму, который состоял из одежды, обуви, головных уборов и украшений, можно было
многое узнать о жизни конкретного человека и о нем самом.
Костюм отражал возраст своего владельца и изменялся на каждом этапе: детство,
отрочество, юность, семейная жизнь (зрелость) и старость. Если в детской одежде не было
отличий между мальчиками и девочками, и те и другие носили рубашки с пояском, то
девочка-подросток получала ленточку в косу и простые украшения, а мальчик – штаны.
Вершиной жизни считалась свадьба. Она как бы делила жизнь пополам. Поэтому
свадебный костюм был самым «красивым» за всю человеческую жизнь.
Рубаха
У мужчин, женщин и детей независимо от достатка, основной частью одежды была
рубаха или сорочка. Но, если для богатых она служила нижним бельём, то для бедных
могла быть единственной одеждой.
Получив при крещении свою первую рубаху, человек не расставался с этим видом
одежды всю свою жизнь. Изменялись только размер, крой, цвет и количество украшений.
Обязательно подпоясывалась поясом.
14
Рубахи могли быть как праздничными, свадебными так и повседневными,
рабочими – «сенокосными или жальными». В таких рубахах женщины работали в поле без
сарафана.
Мужские рубахи были длинными. Характерной особенностью мужской рубахи был
крой ворота. Его разрез располагался сбоку, отсюда и название – косоворотка. Белая
косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой.
Рубаха – важнейшая часть тверской народной одежды, помогает нам понять
символическое значение узоров вышивки, связанных с древнеславянскими верованиями.
Об этом говорит торжественный характер одежд, их сходство с одеяниями великой богини
Земли в народной вышивке. Красный узор птицы, ветки служили символами жизни и
плодородия.
Кроме рубахи, без которой не могли обойтись «ни князь, ни крестьянин, ни
горожанин, ни селянин», важной частью мужского костюма были порты. «По-
крестьянски» порты всегда носились под рубаху, видна была лишь их небольшая часть в
районе колен. Обычно порты были тёмных расцветок, иногда в полоску. Порты
обёртывали онучами, а поверх надевали лапти. Позднее их стали заправлять в сапоги.
Сарафан
В Тверской губернии
XIX века, в крестьянской избе рождалось и жило это «чудо
чудное, диво дивное» - народный костюм. В создание одежды тверская мастерица
вкладывала не только труд, но и душу – свои надежды и радости. Изучая Тверской костюм,
можно многое узнать об обычаях русского народа, традициях своего края, о его далёком
прошлом.
Женский костюм был более разнообразным и красивым, чем мужской. Женщина,
одетая в праздничный костюм, состоявший из множества деталей, напоминал диковинную
птицу, прилетевшую из диковинной страны. Стройная, русоволосая красавица в парчовом
сарафане, увенчанная кокошником – издавна именно так представляют себе русскую
женщину во многих странах мира.
Обязательной частью тверского женского костюма являлся сарафан. Его носили и в
праздники и в будни. Он надевался поверх рубахи. Однотонные, красные, синие и другие
цвета сарафанов подчёркивают все узоры и вставки рубах, создавая сложный ансамбль.
Очень нарядными были свадебные сарафаны. Самыми скромными и простыми были
сарафаны пожилых женщин. Изготавливался сарафан из холста, домотканого сукна,
шёлка, парчи. Мягкие, плавные линии сарафана словно бы струились при движении, делая
женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут
«лебедушками» и «павами».
О разнообразии русских сарафанов можно прочитать и в Словаре Даля. Сарафан не
случайно называли энциклопедией народного быта того времени. Такие сарафаны можно
увидеть на картинах художников, отражающих жизнь русской патриархальной деревни. О
сарафане в
XIX веке слагались песни, романсы, например, песня «Не шей ты мне,
матушка, красный сарафан.
Пояса
Особое значение в мужском, женском и детском костюме, имел пояс. Завязанный
пояс сопровождал человека на протяжении всей его жизни. Пояс считался предметом
священным, т.к. он «давался» человеку при крещении. Первыми дарами, которые получал
ребёнок при крещении, были: поясок, рубашка и крестик.
15
Пояс оберегал человека от зла, укреплял силу, здоровье. Без пояса нельзя было
молиться, спать, есть, ходить баню.
Мужские, женские и детские пояса отличались орнаментом, цветом, шириной,
длиной. Пояса были витыми, плетёными, ткаными «на дощечках». Пояс всегда был очень
важной и индивидуальной частью народного костюма.
Головные уборы
Издавна головной убор считался оберегом, охранявшим магическую силу волос
женщины. По строгому древнему обычаю с языческих времён женина, выйдя замуж,
должна была тщательно прятать волосы под головной убор. Так она оберегала свой дом,
свою семью от темных сил.
Женскими головными уборами были повойник, волосник, сорока, кокошник,
платок. В них воплощалась идея неба, солнца, мирового древа жизни, устремленного к
небу, что отражалось даже в названиях: слово «кокошник» произошло от «кокошь» - петух.
«Сороку» назвали из-за сходства с сорочьим хвостом и расцветкой перьев.
Главное отличие женского костюма от девичьего – в головном уборе. Девушки
носили на голове ленту или платок. Ленту повязывали вокруг головы, оставляя волосы
открытыми. Девичьи ленты украшались мелким речным жемчугом. Такие венцы делали в
Твери, Осташкове, Вышнем Волочке и других местах. В особых случаях на основание
косы надевали треугольное украшение, оно так и называлось «накосник». Самым
нарядным головным убором был кокошник. В отличие от замужних женщин, девушки
носили небольшие по размеру кокошники – «подковки».
Уважающий себя «справный крестьянин», отец семейства никогда не появлялся на
деревенской улице без шапки. Шапку снимали только дома и в церкви. Повседневно
носили войлочные шапки (ермолки), валяные из овечьей шерсти.
Вышивка
Особую роль в композиции костюма играла вышивка.
Тверская вышивка донесла до наших дней узоры глубокой древности. Простейшие из них
– в виде креста, квадрата, ромба, круга являлись символами солнца и считались
священными изображениями весеннего плодородия земли. Язык орнамента является
самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности.
Вышивка Тверской губернии разнообразна. В некоторых городах Тверской
губернии существовали древние традиции шитья золотом и серебром, одним из центров
был город Торжок. Золотая вышивка требовала большого труда, да и стоила немало.
Торжокские мастерицы вышивали по шёлку, бархату, сукну, парче, коже (сафьяну и
замше). Шили золотом, серебром, канителью, блёстками, мишурой, шёлком. Использовали
настоящий и речной жемчуг, бисер, ковань, шнуры. Эти одежды поражают красотой и
разнообразием вышивки, мастерством вышивальщиц.
16
А. Дементьев «Торжокские золотошвеи»
Смотрела крепостная мастерица
На вышитую родину свою…
То ль золото искрится,
То ли струятся слёзы по шитью.
И лишь ночами вспоминала грустно,
Как лебедь бьётся в лапах у орла.
Откуда же пришло твоё искусство?
Чьим колдовством помечена игла?
Пришло от солнца,
От надежд,
Оттуда,
Где ничего нет ближе красоты.
Она в иголку вдела это чудо,
Ниспосланное небом с высоты.
И не было прекраснее товара
На ярмарках заморских, чем её,
Она надежду людям вышивала,
И горе. И отчаянье своё.
Что видела-
На шелк переносила.
Пока
Свободной птицей
Спустится Россия
На синие
Счастливые шелка.
17
Библиография
1.
Вершинский А., Золотарёв Д. Население Тверского края. 1929.
2.
Генеральное соображение по Тверской губернии, Тверь.
3.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т.,-М., 1998.
4.
Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и
костюма / Под ред. П.И. Кушнера. М., 1070
5.
История Тверского края / Под ред. В.М. Воробьёва, - Тверь, 1996
6.
Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995
7.
Костюм русских крестьянок Тверской губернии XIX – начала XX веков.
Коллективная монография. – Тверь: Форум, 2007
8.
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический
источник, М., 1978
9.
Обзор Тверской губернии за1881 год. Тверь, 1882
10. Пармон Ф.М. Композиции костюма: учебник для вузов, - М., 1985
11. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия /Авт.-сост.
И.Шангина, Н Соснина, СПб., 1998
12. Тверские пословицы и поговорки / Авт.-сост.: БрадисЛ.В. Шомина В.Г., Тверь,
1993
13. Фасмер Н. Этимологический словарь русского языка: в 4т.-СПб., 1996
14. Фефелова Л.Н. Если вы любите шить. – М., 1993
15. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1998
18