Напоминание

Воспитываем патриотов России

Автор: Березина Татьяна Ивановна

Должность: старший воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 404" городского округа Самара

Населённый пункт: г. Самара

Наименование материала: статья

Тема: Воспитываем патриотов России

Описание:

(В.А. Сухомлинский) Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dlya_vospitatelei/index?nomer_publ=342

Опубликовано 27.01.2016




Перейти в превью




Текстовая часть публикации


Воспитываем патриотов России
Березина Т.И. МБДОУ «Детский сад №404» г. о. Самара, старший воспитатель « Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В.А. Сухомлинский) Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Патриотизм
– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что Патриотическое

воспитание должно

носить комплексный характер, пронизывать все виды

детской деятельнос ти, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого

во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому

особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и

умение сформи ровать у детей потребность участвовать в делах на благо

окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъем лемой

частью своей малой родины, гражданином России.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений в работе МБДОУ «Детский сад №404» г. о. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.


Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте:
Семья Детский сад Родной город Родная страна Наша Армия Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, 1
наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспита тельную ценность, способствовать форми рованию нравственных чувств.
Важно помнить, что мировоззрение пе

дагога, его личный

пример,

взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые сильнодействующие

факторы воспитания.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Цели которые ставит педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад

№404» г. о. Самара в воспитании нравственных ценностей у дошкольников:
• Создание в детском саду предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию; • Формирование нравственных ценностей; • Воспитание гражданина и патриота своей страны; • Воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, желания быть защитником Отечества.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются
:  воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;  формирование бережного отношения к природе и всему живому;  воспитание уважения к труду;  развитие интереса к русским традициям и промыслам;  формирование элементарных знаний о правах человека;  расширение представлений о городах России;  знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;  формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы

опираемся на следующие документы:
 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».  Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Ведется работа с воспитателями по проблеме нравственно-

патриотического воспитания дошкольников

Задачи:
Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир нашего народа в целях формирования личностного отношения к родному краю, к современной действительности. Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного 2
края. Выявить инновационные формы и методы по нравственному воспитанию дошкольников. Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа г. Самара.
Были проведены ряд мероприятий для решения поставленных задач:
- Педсовет «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе». Педсовет «Пути реализации системы экологической работы в детском саду» Педсовет «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к народной культуре». - Консультации «Патриотическое воспитание дошкольников», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Предметно развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма», «Проектная деятельность в ДОУ», «Дидактические игры по нравственно - патриотическому воспитанию», «Мини – музеи в ДОО, как средство патриотического воспитания дошкольников» «Использование устного народного творчества на различных занятиях», «Требования к оформлению уголков патриотического воспитания». - Для повышения профессиональной компетентности педагогов в области современных методов и форм нравственно - патриотического воспитания проведен семинар-практикум «Экологический мост», деловая игра «Игра – основной вид детской деятельности», деловая игра «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры». - Так же имеется мини – музей воинской славы , где собран литературный, исторический материал о ВОВ, о наших воинах, защитниках нашего Отечества. О детях – героях, которые в годы войны помогали нашим солдатам, о руководителях, под чьим руководством наши войска одержали победу. Имеются методические документы, фотографии, рисунки, детские книги о ВОВ. При необходимости педагоги берут материал и используют при проведении своих мероприятий. Под музейной работой мы понимаем не только сбор материалов, а встречи с интересными людьми, ветеранами войны и тыла, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего села, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные
формы и методы работы
:  Целевые прогулки и экскурсии.  Наблюдения (например, позволяющие ви деть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т.д.).  Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.  Объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).  Беседы о родном городе, поселке и т.п.  Использование иллюстраций, диафиль мов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).  Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.  Ознакомление с произведениями народ ного творчества (роспись, скульптура, 3
вышивка и т.п.).  Обогащение и стимулирование детского творчества.  Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.  Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно от носиться к общественному имуществу, доб росовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.  Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать до - школьникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войн, героев труда.
Патриотическое воспитание
пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины. Уровень представлений детей о патрио тизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество мате риала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используют ся, как организована предметно- развивающая среда в группе. Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно – патриотическое воспитание детей – организация предметно – развивающей среды. В нашем детском саду педагоги стараются создать все условия для нравственно – патриотического воспитания детей. В методическом кабинете имеется методическая литература по нравственно – патриотическому воспитанию («Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко; «Нравственно воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник; «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова и др.), специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, подборка альбомов с образцами народного художественного творчества. Основным методом работы по патриотическому воспитанию педагоги детского сада используют метод проектов. За время работы в этом направлении педагогами ДОО разработаны и реализованы следующие проекты: - «Они подарили нам жизнь», «День Победы» - «Моя семья» - «Хлеб всему голова», «Откуда хлеб пришел на стол», - «Животный мир родного края», «Природа родного края», «Интегрированный подход в обучении гражданственности и патриотизму», «Люби и знай родной свой край», «Моя малая родина – моя Самара»,… В ДОО создана предметно - развивающая среда : в каждой группе воспитателями оформлены мини уголки с разнообразным информационным, игровым материалом о родном крае, его достопримечательностях, о народных традициях, народные игры и дидактические игры для детей. Для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально – нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с селом, страной, государственной символикой. Имеются флаги России, гимн и символики. Материалы по правовому воспитанию, о правах ребенка, права граждан РФ. В уголке дети могут самостоятельно рассматривать книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного 4
города, края, страны. Периодически материалы дополняются. Для нравственно – патриотического, всестороннего развития детей созданы все условия: игровые зоны для сюжетно – ролевых игр, разнообразный дидактический материал; создан экологический уголок, богатый разнообразный обучающий материал, наглядный материал; красочный уголок природы «Мини – огород». Имеются дидактические игры, созданные своими руками. Оформлены стенды «Семья – это счастье», «Папы наши защитники». «Защитники Отечества», «Моя мама – самая лучшая», «Они подарили нам жизнь». В каждой группе есть книжный уголок с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников отводится общественности, окружению,
взаимодействию детей и

взрослых:
 Родители  Библиотека  Музеи истории  Совместные экскурсии по достопримечательностям села  Совет ветеранов ВОВ  Встречи с ветеранами войны  Встречи с тружениками тыла и детьми воин  Связь поколений (Родословная)  Встречи с интересными людьми  Фольклорные мероприятия  Совместные мероприятия с родителями Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только на праздниках, но и совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах. Совместно с родителями, с детьми часто проводятся фольклорные праздники «Русский платок», «Валенки», «Рождественские посиделки», «Масленица», и т.д. Праздники проходят очень интересно, весело. На этих праздниках дети закрепляют знания о народном фольклоре, играют в народные игры, поют национальные песни, угощаются национальными блюдами, знакомятся с национальными костюмами, орнаментами, приобщаются к национальной культуре, разучивают пословицы, поговорки, заклички, и т.д.

В ходе месячника военно - патриотической работы в детском саду проходят плановые, поэтапные мероприятия по созданию системы патриотического воспитания дошкольников. В его рамках ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен на военную тематику. Дети знакомятся с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, о войне, о Родине, о Победе. Проводятся беседы: «Мы гордимся своими земляками», «Они подарили нам жизнь», «Наши защитники» в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной Войны, защитниками нашей Родины в настоящие дни. Детям дается представление о родах войск Российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике и т. д., что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников. Встреча с ветеранами – участниками Великой Отечественной Войны, 5
участником боевых действий в Афганистане, участником боевых действий Чечне. На личном примере ветеранов дети убеждаются, как важно быть сильными, смелыми, самоотверженными - то есть настоящими гражданами своей Родины. Выставка творческих работ «Они подарили нам жизнь», изготовление сувениров для пап – дети трепетно и с удовольствием относятся к этой работе, так как подарки папам они делают своими руками.

Спортивные мероприятия с семьями, развлечение с папами, посвященные Дню защитников Отечества
.
Дети показывают не только свои музыкальные возможности, а так же силу, выносливость, спортивный азарт и сплоченность. А родители доказывают свою заботу, любовь, внимание своим детям. Получаются очень интересные, веселые спортивные совместные мероприятия с папами. Наши воспитанники подготовительной группы стали лауреатами районного конкурса « Маленькие звездочки» с песней «Военная профессия». В течение учебного года в группах проходят занятия по ознакомлению детей с Конституцией РФ, с законами государства, проводятся занятия по правовому воспитанию детей, по ознакомлению детей с родным краем. Планируются тематические занятия, которые являются основной формой нравственно - патриотического воспитания детей. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например: - наши защитники в феврале, перед днем защитников Отечества; наши мамы и бабушки в марте и в ноябре (День Матери); Россия Родина моя в ноябре, перед днем единства и примирения; знакомство с правами и обязанностями в декабре, перед днем конституции и т. д, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. А для того чтобы была связь с общественными событиями, воспитателями составляется тематическое планирование, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, о местности и т. д. Интересно проходят экологические праздники ко Дню Земли, День птиц, День космонавтики, и т. д. Педагоги организовывают беседы с детьми, о дружбе, о вежливости, о семье, о Родине, рассматривают иллюстрации с детьми по темам. Планируются этические беседы, чтение художественной литературы, сказок, заучивание стихотворений, потешек, пословиц и поговорок. Во многих сказках, рассказах есть нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие, которые способствуют развитию личности в духе патриотизма. Для обмена опытом работы воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников педагоги делятся своими наработками, показом открытых занятий, развлечений, фольклорных праздников, результатами проектной деятельности.
(организована выставки методических разработок)

Созданная в ДОУ система работы по патриотическому воспитанию

позволила нам, педагогам МБДОУ «Детский сад №404» г. о. Самара:
 Расширить знания детей о малой Родине.  Воспитать у дошкольников доброжелательное отношение к близким людям, сочувствие и сострадание к чужому горю, уважение к достоинству других.  Заинтересовать взрослых жизнью детского сада, предложить свою помощь и понять, что для достижения любой цели надо приложить больше совместных усилий.  Совершенствовать мастерство, творческий поиск педагогов в решении задач патриотизма. В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема 6
патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. В заключение хочется повторить слова «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего» Мы педагоги МБДОУ «Детский сад №404» г. о. Самара хотим, чтобы наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной край, свою родину, уважали защитников нашего Отечества, выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны. 7

Литература:
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007. 2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007. 4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008. 5. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008. 6. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005. 8


Яндекс.Метрика